Педагогический проект по экологическому воспитанию "Огород на подоконнике"
Педагогический проект по экологическому воспитанию
"Огород на подоконнике"
Автор: Мифтахова Чулпан Марсельевна
МБДОУ «Детский сад № 28 г. Лениногорска»
Лениногорский район Республики Татарстан
Тип проекта: познавательно-практический
Вид проекта: краткосрочный
Сроки реализации: февраль-март
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Возраст: 4 -5 лет
Актуальность проекта
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для исследовательско - творческой деятельности детей. По мнению академика Н. Н. Подъякова, в экспериментировании «…ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения».
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение и самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении природы. И кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен осознавать последствия своих действий, иметь свои представления о законах природы. Поэтому важно с раннего возраста научить ребенка трудиться в природе, беречь ее, а взрослые должны поддержать и развивать интерес к открытиям и создать необходимые условия.
Цель: развитие познавательного интереса к исследовательско - творческой деятельности у детей в процессе выращивания растений в группе.
Задачи:
- Расширить знания детей о культурных растениях,формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Развивать познавательные и творческие способности,наблюдательность.
- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, чеснок).
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
Задачи создания развивающей речевой среды:
- Обогащать словарный запас, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной литературе.
- Развивать память, внимание, мышление. Развивать мелкую моторику, словарный запас, лексико-грамматические навыки, связную речь.
- Закрепить знания об овощах, о пользе растений.
Этапы проекта:
Подготовительный:
определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.
Образовательные области. Виды детской деятельности
Познавательное развитие
Беседы: «Какие бывают овощи», «Наши растения»,
«Чесночный амулет»
Итоговая беседа:
«Огород на подоконнике переносится на участок детского сада».
Цикл наблюдений:
Наблюдение за ростом лука, чеснока.
Рассматривание цветочных семян через лупу,
«Растут ли наши растения?»,
За всходом и ростом растений,
За ростом рассады, вытягиванием её к солнцу,
За появлением плодов,
За изменением состояния растений.
«Забор для нашего огорода»
«Что растёт в огороде»
Познавательно-исследовательская деятельность:
Разновидность семян. Посадка семян на рассаду. Строение растений.
Рост рассады в тени и на солнце.
Речевое развитие:
Развивающие игры на развитие речи: «Какого цвета овощи», «Чудесный мешочек», «Что лишнее».
Игры: «Куда что положить», «Найди растения», «Огородно - хороводная».
Чтение художественной литературы:
Рассматривание: иллюстраций, картинок о растениях.
Чтение детям:
С.Михалков «Овощи», Д. Родари «Чипполино».
Потешки об овощах
Сказки: «Репка», «Вершки и корешки», «Огород бабы Феклы», «Спор овощей», «Пых».
Отгадывание загадок об овощах.
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка: «Наш урожай. Чеснок»
Рисование: «Овощи на грядке»
Аппликация: «Плоды нашего труда»
Музыка:
Слушание: Б. Можжевелова «Огородная – хороводная»
Игра-хоровод: «Зайка - шел».
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин»
Дидактические игры: «Один - много», «Найди овощи», «Разрезные картинки», «Какого цвета овощи».
Труд:
Посадка и уход за растениями, подготовка клумб к высадке рассады цветов, формирование интереса к результату своего труда, полив всходов, прополка сорняка, сбор урожая, уборка сухих растений.
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Найди овощ», «Огород у нас в порядке», «Урожай», «Картошка»
Мероприятия по работе с родителями:
Консультации на тему:«Как приучить детей есть овощи и фрукты», «Овощи и фрукты – полезные продукты».
Анкета «Экологическое образование в семье».
Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок – передвижок.
Итоговое мероприятие:выставка творческих работ.
Ожидаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получат необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидят многообразие посевного материала.
5. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
6. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
7. Создание в группе огорода на окне.
8. Активное участие родителей в реализации проекта «Огород на окне».
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]/ под ред. З.А.Михайловой. – Спб, 1997
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121
4. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.
5. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.
6. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С.Швайко – М.: ВЛАДОС, 2000. – 160с.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Экологическое образование в семье»
Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологическогообразования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? (Если нет, то почему?)
а) да б) нет _________________________________________________
Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
а) да________________________________________________________
б) нет_______________________________________________________
Кто ухаживает за животными или растениями?_____________________
Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? - Подчеркнуть или дописать.___________________
Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
а) да_____________________________________________________
б) нет____________________________________________________
Бываете ли вы с ребенком на природе? (Если да, то где?)
а) да ____________________________________________________
б) нет____________________________________________________
Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
а) да_____________________________________________________
б) нет____________________________________________________
Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
а) да_____________________________________________________
б) нет____________________________________________________
Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?
а) да_____________________________________________________
б) нет____________________________________________________
Ваши предложения по организации экологического образования
в детском саду.____________________________________________
Приложение 2
Консультация для родителей
«Как приучить ребенка есть овощи и фрукты»
Все родители стремятся к тому, чтобы их дети выросли здоровыми. И одним из главных залогов здоровья является полноценное, сбалансированное питание.
Фрукты и овощи — важная составляющая правильного рациона. Вот только самим детям это бывает сложно понять, ведь они в первую очередь ориентируются на вкус и свои ощущения.
Если ваш ребенок не любит овощи и фрукты или ест их только по принуждению, то прочтите следующие рекомендации. Они помогут сделать так, чтобы ребенок привык к нелюбимым ранее продуктам.
Сделайте так, чтобы фрукты и овощи всегда были доступны ребенку.
Маленькие размеры для маленьких ручек.
Нарежьте морковь брусочками, огурцы кружками; купите помидоры черри. Такие заготовки сложите в пластиковый контейнер и поставьте в холодильник, чтобы они были доступны для детей в любое время. Фрукты тоже держите «наготове» — помойте и порежьте дольками яблоки, груши, выложите в вазу для фруктов сливы, мандарины и т.д. (в зависимости от сезона).
Подайте фрукты красиво и весело.
Помойте крупный виноград (красный, зеленый, фиолетовый), разделите гроздь на ягоды, в каждую ягоду воткните по зубочистке. Забавные канапе обязательно придутся по вкусу вашему малышу.
Интересные формы нарезки.
Используйте ножи специальной формы для нарезки на кусочки дыни, ананаса, огурца и т. д. Такая «подача» может заинтересовать ребенка и заставить съесть пару-тройку ломтиков.
Сделайте фрукты и овощи вкуснее
Да, это уловка, но она вполне безобидная. А результат оправдает все ожидания.
Вкусные ароматы.
Попробуйте опрыскать фрукты небольшим количеством смеси лимонного сока и меда с корицей или сахаром. Для овощей в качестве естественного усилителя вкуса используйте раствор с щепоткой морской соли, измельченные сухие травы, поджаренный кунжут.
Обмакните, так вкуснее!
Сделайте сладкую смесь: в четверть стакана обычного йогурта добавьте столовую ложку меда и щепотку корицы. Пусть ребенок обмакивает кусочки фруктов в йогурт перед тем, как отправить в рот.
Используйте чеснок.
Как ни удивительно, но многие дети любят острый аромат чеснока. Попробуйте на скорую руку приготовить такой соус: Нарубите зубчик свежего чеснока, смешайте его с 1/2 стакана несладкого йогурта (или сметаны, или легкого майонеза). Добавить 2 столовые ложки нарезанного свежего зеленого лука и по четверти чайной ложки соли и перца. Все хорошенько перемешайте. Этот вкусный соус используйте со свежими овощами.
Правильно выбирайте овощи и фрукты для детей.
Покупайте «сезонные» фрукты и овощи. Местные фрукты и овощи, созревшие «в свое время», содержат меньше нитратов, да и на вкус гораздо лучше.
Если есть возможность, покупайте овощи и фрукты местных хозяйств. Особенно сезонные и быстропортящиеся: клубнику, малину, чернику (и другие ягоды), сливы, персики, яблоки.
Если у вас в городе бывают так называемые «рынки выходного дня», на которые сельхозпроизводители привозят свою продукцию, то покупайте овощи и фрукты для детей там.
Подведем итог:Фрукты и овощи для детей очень полезны. Не сдавайтесь в своих стремлениях приучить ребенка их есть. Как правило, новый вкус может понравиться не с первого раза. Предлагайте детям новые и новые фрукты и овощи, комбинируйте их, сочетайте с другими вкусами, приправляйте самодельными соусами.
Приложение 3
Консультация для родителей
«Овощи и фрукты - полезные продукты»
Главный секрет долгой жизни, стойкого иммунитета и крепкого организма - это ежедневное потребление овощей. Конечно, ведь они - основные поставщики витаминов, клетчатки и микроэлементов, которые жизненно необходимы человеку.
Роль овощей для организма очень велика, и сейчас мы рассмотрим те из них, которые наиболее распространены и имеют пользу.
Огурец
В огурцах присутствует много витаминов. Например, таких, как В6, А, В2, С, и В1. Они включают в себя пантотеновую и тартроновую кислоты, благодаря которой жиры и углеводы преобразовываются не слишком быстро . Еще в нем можно найти калий и натрий. Также, огурцы являются мощнейшими мочегонными продуктами. Огурчики очень полезны для тех, кто страдает избыточным весом. Именно поэтому даже известна диета из огурцов, которая считается очень эффективной.
Морковь
В морковке есть столько полезных веществ, что ее не нужно готовить, а употреблять в сыром, первоначальном виде. Она содержит в себе витамины В6, В1, С, В2, различные эфирные масла и ферменты, а также каротин. По содержанию каротина морковку может превзойти только перец. Но диетологи предупреждают, что морковный салат не нужно заправлять жирными заправками (например, сметана или масло), так как вкупе с жирами каротин плохо переваривается организмом.
Кукуруза
Уже много лет ее считают «зерном здоровья». И не зря, ведь в ней можно найти около восемнадцати видов аминокислот и еще около четвертой части элементов системы Менделеева. Кукуруза дарит молодость организму и улучшает работу сердечной системы.
Помидор
Полезность для организма помидора состоит в большом содержании витаминов С и А, железа, калия, магния, фосфора. Еще красном овоще содержится биотин, что помогает в омолаживании кожи, ногтей и волос.каротин, который входит в помидоры, является отличным средством профилактики с раковыми болезнями.
Полезные свойства фруктов
Теперь остановим наше внимание на не менее важных продуктах, чем овощи. Конечно же, речь пойдет о фруктах. Многие из нас привыкли считать их просто десертом, чем-то таким, чем можно побаловать себя между приемами пищи. Но недавние исследования показали, что некоторые фрукты полноценно могут заменить употребление классических продуктов, так как в них присутствуют такие полезные вещества, как калий и белки. Также это отличная зарядка для мозга.
Люди, которые каждый день употребляют в рационе фрукты, чувствуют себя намного счастливее и радостнее. Мало того, что они получают вкусную порцию еды, так еще и в организм поступают необходимые витамины и микроэлементы. Ни одни витаминные комплексы, которые продаются в аптеках, не заменят полноценное употребление фруктов.
Но тут необходимо отметить, что покупать стоит лучше те фрукты, в качестве которых вы уверенны. Старайтесь покупать продукты только у проверенных продавцов, потому что в последнее время сложилась такая ситуация, что в нашу страну завозят фрукты из-за рубежа. Сами понимаете, что для того, чтобы они сохранили товарный вид, их пичкают разнообразной химией.
Также плюсом фруктов можно назвать то, что их не надо подвергать термической обработке. Тщательно промойте их, и они готовы к употреблению. Ведь всем давно известно, что чем больше мы парим, варим и тушим продукты, тем меньше в нем остаются полезных витаминов и солей.
После употребления фруктов вы никогда не почувствуете в желудке чувства тяжести или дискомфорта, как, например, от употребления обычной пищи. . Возьмите себе за правило каждый день, перед приемом пищи съедать, например, одно яблоко или банан. Поверьте, пройдет немного времени, и вы почувствуете, что организм ведет себя по-другому, так как начал получать необходимые витамины.
Разнообразие фруктов, представленных на полках наших магазинов, просто поражает. Можно выбрать даже такие, которые и в жизни-то не видели. Но перед их употреблением все равно стоит проконсультироваться со специалистом. Не стоит себя заставлять есть тот или иной фрукт, если он вам не нравится. Например, вы где-то прочитали, что апельсины очень полезны для здоровья. Вы начинаете, есть его, а во рту появляется ощущение невозможной кислоты, что есть просто невозможно. В этом случае ваш организм сообщает вам, в желудке нарушен кислотно-щелочной баланс. В этом случае можете пока обратить внимание на другой фрукт.
И вообще не спрашивайте никогда ни у кого советов. Главным советчиком тут должен стать ваш собственный организм, который подскажет, в чем он сейчас нуждается, и что ему необходимо. И в конце хочется сказать вам –приятного аппетита!