Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Значение народного фольклора в формировании человеческих способностей у детей

Дата публикации: 2018-03-15 08:27:13
Статью разместил(а):
Кирик Анастасия Сергеевна

Значение народного фольклора в формировании человеческих способностей у детей

Авторы: Кирик Анастасия Сергеевна

и Устюжина Анастасия Викторовна

 

   Фольклор- это устное творчество народа. Жанровое многообразие русского фольклора безгранично: былины, исторические песни и баллады, календарная и семейно-бытовая поэзия, заговоры, заклинания, сказки, сказы, легенды, игры, хороводы, заклички и т.д.  

   Народный фольклор- это нравственная проповедь, предостережение, наказание сказанные ребенку без досады, раздражения, грубого наставления и прямой угрозы. “Кто драку затевает, тот чаще битым бывает”- это для забияк. “Веселей, Савелий, сено пошевеливай!”- для медлительного.

    Детская память, как известно, не хранит долгих нравоучений и проповедей, от кого бы они не исходили, но в разные моменты неожиданно высвечивает короткие, точные формулы житейских истин. Они поддерживают, подбадривают человека ( терпи, казак, атаманом будешь), наставляют( умей вовремя сказать, вовремя смолчать), предостерегают (злого любить - себя губить), вразумляют (береженого Бог бережет). И так тысячи случаев и ситуаций.

           Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в старину, связанные с древнейшими ритуальными обрядами: служение солнцу, воде, земле и другим природным стихиям. Они в течение многих веков приобщали ребенка к закономерностям человеческого быта, к последовательной смене труда вслед за годовым круговоротом солнца, т.е. создавать народный календарь. Использование народного календаря может служить основой для познавательной деятельности.

           Сказки, народные пословицы, поговорки являются одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, понимать мир. Звучность, ритмичность напевов, занимательность форм народного фольклора привлекают детей, вызывают желание запомнить их, что способствует развитию речи, памяти.   

           А в загадках есть своя неповторимая окраска, что дает уникальный по богатству оттенков материал и огромные возможности для развития у детей чуткости к родному языку: “ заря-заряница” – с торжественным суффиксом “ниц”, “ заря-зарянка” – выглядит скромной Золушкой. Образность, неожиданность сопоставления, нестандартность мышления- этому учат загадки. Загадки живут сравнительно недолго в занятиях и интересах отдельного ребенка, но составляют непременный этап, способствующий развитию чувства юмора, смекалки, умения в игровой, часто в пародийной, форме осмыслить тот материал, строгое освоение которого идет в школе.

           Считалки- это способ объективной справедливости. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, догадливым, ловким и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивает считалка. Есть считалки, где выигравший по расчету отдает свое право покинуть круг товарищу, а сам остается для новых испытаний. “Катилась торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь поделиться?” – вот где проявление и воли, и благородства, и доброты.  Еще считалки воспитывают честность, ибо в ритме игрального стишка заложена объективность расчета. Услышать ритмический рисунок считалки и подчиниться ему- умение не из легких. И все равно, считалки в большем почете у детей, чем другие формы фольклора.

        Прекрасно укрепляет руку, развивает мелкую моторику игра «Сечка». В этой игре слово руководит движением руки для получения необходимого изображения. Упражнения для руки, глаз, координации слова и действия вот, что такое «Сечка»:

Секу, секу сеч-ку,            

Высе-ку  до-щеч-ку».    

«Честь пере-честь,

Все пят-над-цать здесь».

Умение детей быстро сконструировать жеребьевку или живописную форму для жеребьевки свидетельствует об уровне интеллектуального и эстетического развития ребенка, о том, насколько хорошо он для своего возраста владеет приемами поэтического искусства своего народа.

           Традиционная детская культура донесла до нас игры с припевами и приговорами. Для всех таких игр характерно гармоничное сочетание эстетического и этического начал, соединенных с задачей физического воспитания и интересной драматизированной ролевой формой: «Колечко», «Золотые ворота» /эмоционально привлекательные для детей соревнования в беге, прыжках, ловкости, выносливости/.   

             Народное творчество учит детей постигать мудрость нелегкого  крестьянского  труда, приучает ценить и уважать его: «Горох», «Кто с нами пашенку пахать» и много других игр. Многие игры в символической форме учат оказывать родным теплоту, нежность, например игра «Утёна».  

              В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, переживаний- восхищения, нежности, восторга. Вот это и помогает зародить в ребенке веру в весомость и значимость слова.

             Кричалки привлекают детей тем, что их нужно петь, кричать, выпрыгивать, вытанцовывать, подчиняясь переливам их бойкого, звонкого, прихотливого ритма.

             Самоутверждение необходимо ребенку в его ежедневной сложной работе познания мира. Нелепицы, чепуха, небывальщина- прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Детская игра «Перевёртыши»- это проверочное испытание на прочность знаний. «Ехала деревня мимо мужика. Вдруг из подворотни лают ворота…»- ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец, он то знает, как все бывает на самом деле и никогда не допустит, чтобы его обманули на чепухе, заморочили ему голову.

             Специалисты по детскому фольклору считают сказку сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей. Нравственная заповедь вытекает из содержания сказки весело и просто, без прямого поучения, как бы сама собой. Сказка призвана превратить мир ребенка в бесконечно разнообразный окружающий мир, поднять ребенка до понимания связей и отношений между человеком и природой, человеком и человеком, подготовить его к разным сторонам бытия.

 

             Детский народный фольклор служит приобщению ребенка к сообществу людей- взрослых и сверстников.                          

.  .  .