Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формы работы с детьми 1 младшей группы в развитии речи

Дата публикации: 2018-03-15 07:57:37
Статью разместил(а):
Ульянчева Татьяна Васильевна

Формы работы с детьми 1 младшей группы в развитии речи

Авторы: Ульянчева Татьяна Васильевна

и Федоркина Юлия Андреевна

 

              Младший дошкольный возраст детей это особенный период, в котором дети знакомятся с окружающим. Они познают новое, необычное. Им все интересно. Поэтому взаимодействия ребенок – ребенок, ребенок – взрослый являются очень важным в становлении личности. И основная проблема это общение. Так как у многих детей существуют проблемы в устной речи. И  кто, как не воспитатель поможет ему в этом?

           Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, то есть обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности. 

           Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при заучивании потешек, при пересказе сказок, а также при произнесении различных звукосочетаний громко и тихо, быстро и медленно. В этом возрасте рекомендуется родителям большое внимание уделять фольклору.

             Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение всеми доступными для него неречевыми и речевыми средствами, ребёнок откликаться на вопросы и предложения взрослого инициативно высказываться, выражая свои желания чувства, мысли; сопровождает речью игровые действия, отношение к происходящему. Побуждать детей использовать слова для обозначения предметов в, их действий и качеств.               Обогащать словарь названиями: растений, предметов питания, одежды, мебели, животных и их детенышей, игрушек, деталей. Содействовать освоению грамматического оформления высказываний: изменению слов, согласованию их в предложениях разной структуры, образованию уменьшительно-ласкательных наименований, употреблению, глаголов совершенного и несовершенного вида. 

         В современном мире существует множество форм работы с детьми по развитию речи. Поэтому каждый педагог может подобрать себе наиболее привлекательны  формы работы. Но главное правило – системность. Что бы организовать работу в детском саду необходимо оборудовать предметно-пространственную среду. В группе в доступном месте для детей необходимы игры на развитие мелкой моторики рук, так как именно они взаимосвязаны с речью ребенка. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. 

          Игры должны быть из различного материала. Это и деревянные игрушки, пластмассовые конструкторы, мешочки с крупой, шнуровки и многое другое. Сейчас очень популярно использовать панно для развития мелкой моторики. Создание  такого инструмента не только очень полезно для детей, но и очень интересно воспитателю. Так как составляющие зависят от фантазии и выдумки. Ну, конечно же, можно привлечь родителей к совместному производству.  Например, для деток, которые только пришли в группу целесообразно использовать некоторые простые элементы из огромного множества. Но в течение года пополнять и расширять речевое панно более сложными играми.

           Большую роль в развитие речи играют пальчиковые и артикуляционные  гимнастики. Так если пальчиковые гимнастики направлены на развитие мелкой моторики, то артикуляционные на развитие мимики, что так же влияет на речь ребенка.  Что бы детям было интересно повторять за воспитателем, можно использовать фигурки или маски на пальчики. Тогда дети с удовольствием примут участие в такой «разыгранной» гимнастике.  Что касается артикуляции обязательное условие, что бы дети видели, как воспитатель выполняет упражнения. Можно заинтересовать детей зеркалом и немного покривляться перед ним. Это не только полезно для развития мимики, но и просто очень весело.

            Еще очень простое, но действенное в применение,  пение звуков. Так же необходимо показывать детям как правильно открывать рот при пении того или иного звука. Можно провести пальцем по губам, что бы каждый ребенок так же  продемонстрировал свое действие. Например, звук «А» поем широко открыв рот, звук «У» вытянув губки вперед. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Чтобы выработать у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему задание подуть на какой-нибудь легкий предмет. Конечно, для интереса можно и пение  обыграть. Как дует ветер? (Ууууу) Как плачет кукла Маша? (Аааа). Позднее можно звуки соединять. Как зовут друг друга в лесу?(Ауауау). Ну и после, использовать звукоподражание.

            Конечно, выбор форм работы является залогом успеха в  развития речи. Но  главное найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

.  .  .