Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Управление системой методической работы в ДОО в аспекте введения ФГОС ДО

Дата публикации: 2017-09-08 20:28:33
Статью разместил(а):
Матвеева Светлана Вениаминовна

Управление системой методической работы в ДОО

в аспекте введения ФГОС ДО

Авторы: Матвеева Светлана Вениаминовна и  Достовалова Наталья Анатольевна

(МБДОУ № 10, г. Апатиты)

 

Методическая работа в дошкольной образовательной организации - это целостная, основанная на достижениях науки, педагогическом опыте и на анализе образовательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалифи­кации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повы­шение творческого потенциала педагогов и на совершенст­вование образовательного процесса.

Главным принципом методической работы является системный подход к ее организации (в переводе с латинского языка означает «сообщаю стройный вид, устраиваю»).

По мнению А.И Васильевой, методическая работа в ДОО – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми, взаимодействию внутри коллектива, а также работе с родительской общественностью и повышению квалификации.

К.Ю. Белая предлагает другое определение: методическая работа – это целостная система деятельности,  направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач ДОО.

Задача старшего воспитателя ДОО заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и эффективные методы повышения педагогического мастерства. Целью методической работы является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Педагогическая культура – это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармонией высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.

Участниками образовательного процесса являются:

  • -воспитанники;
  • -педагогический коллектив;
  • -родители.

Основные задачи методической работы:

  • -выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы;
  • -включить каждого педагога в творческий поиск.

Можно выделить частные задачи:

  • Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.
  • Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
  • Организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ.
  • Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.
  • Организация работы по изучению нормативных документов.
  • Оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).
  • Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.

Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей), являются характеристики самого методического процесса:

  1. системность – соответствие целей и задач по содержанию и формам методической работы;
  2. дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – предполагает большой удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей;
  3. этапность – показатели эффективности методической работы.

 

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МБДОУ № 10 Г. АПАТИТЫ

Центром всей методической работы МБДОУ № 10 г. Апатиты является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного профессионального саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Методический кабинет ДОО соответствует таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, обеспечение мотивации и активности в развитии, содержательность.

Реализация информационно-аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

Внешняя информация методического кабинета МБДОУ № 10 г. Апатиты

Вид информации

Содержание

Оформление

Нормативно-правовые документы Законодательства РФ

  • Конвенция о правах ребенка (от 20 ноября 1989 г.);
  • Конституция РФ;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»  от 24 июля 1998 г №124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000 г.);
  • Федеральный закон от 29.12.2012 года "273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12. ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей».

 

Раздел ²Нормативно-правовые основы деятельности МБДОУ № 10².

Организация методической работы в дошкольной организации

Литература по    управлению образовательным процессом в ДОО (функциям управления, формат работы с педагогическими кадрами).

Раздел ²Управление методической работой в МБДОУ № 10².

Развитие ребёнка в образовательном пространстве дошкольной организации.

 

1.Психолого-педагогическая литература и дидактический материал по видам деятельности и областям знаний ребёнка

2.Рекомендации к организации РППС в ДОО.

 

Выставки ² Новинки методической литературы² ²В помощь воспитателю (самообразованию)², ²Наш календарь², ²Готовимся к смотру-конкурсу², ²Альтернатива² (о разных программах и передовых технологиях развития дошкольников). Каталог, учёт выдаваемой литературы.

Взаимодействие с семьёй и социумом.

 

Психолого-педагогическая литература по взаимодействию с семьёй, преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Разделы в методическом кабинете, выставки ²Мир увлечений наших выпускников².

Информация периодических изданий.

 

Журналы ²Дошкольное воспитание², ²Ребёнок в детском саду², ²Управление дошкольным образованием², ²Музыкальный руководитель".

Картотеки на статьи журналов и газет (по разделам).

 

 

Внутренняя информация методического кабинета МБДОУ № 10 г. Апатиты.

Вид информации

Содержание

Оформление

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОО.

Устав ДОО, локальные акты (о педагогическом совете, творческой группе).

Раздел ² Нормативно-правовые  основы деятельности ДОО².

Анализ деятельности ДОО.

1.Сведения о педагогических кадрах

2.Информация о поступлении, обучении воспитанников в школах

3.Анализ результативности образовательного процесса в ДОО

Листы кадрового обеспечения ДОО, таблица, графики повышения образовательного и квалификационного уровня педагогов, развития детей. Рубрика ²Наши успехи.²

Планирование деятельности ДОО

 

1.Программа развития ДОО, дорожная карта внедрения ФГОС ДО

2.Годовой план

3.Планы работы специалистов на год

4.План работы старшего воспитателя

5.План работы с родителями

6.План взаимодействия ДОО и социума

Раздел в методическом кабинете

Организация и руководство образовательной деятельностью  ДОО

1.Сетка занятий

2.Материалы результатов организации методической работы с педагогами.

3.Передовой педагогический опыт в ДОО

4.Аттестация педагогов

Таблицы, схемы организации образовательного процесса.

Журналы протоколов педсоветов, материалы совещаний, семинаров, консультаций и др. Выставка обобщенного, изучаемого опыта ²Передовой опыт², Выставка ²Готовимся к аттестации!²

Контроль

1.Диагностические материалы к проведению контроля

2.Результативность контроля

Анкеты, тетради контроля

 

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА МБДОУ № 10 Г. АПАТИТЫ

В психолого-педагогической литературе методическая работа рассматривается, прежде всего, как составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации (Волобуева Л.М). Поэтому задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работы.

Руководитель, который обучает и развивает свои кадры, живет не только настоящим образовательного учреждения, он смотрит в его будущее.

Повышение квалификации имеет огромное значение для каждого педагога:

Для его профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к воспитательно-образовательному процессу.

Для самореализации, удовлетворения в профессиональной деятельности.

Для достижения профессионального статуса и признания в коллективе.

Развитие педагогов, повышение их квалификации тесно связано прежде всего с задачами функционирования и развития дошкольного учреждения, уровнем профессиональной компетентности каждого педагога, его интересами и потребностями. Основными функциями старшего воспитателя в управлении процессом обучения и развития педагогических кадров являются:

  • Анализ потребностей педагогов в обучении;
  • Прогноз обучения и развития педагогов;
  • Определение целей обучения;
  • Планирование обучения педагогов;
  • Определение места и сроков обучения;
  • Утверждение планов, программ обучения;
  • Организация работ с педагогами по самообразованию;
  • Оценка результатов обучения и развития педагогов.

Модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации строится дифференцированно.

На сегодняшний день состав педагогического коллектива МБДОУ № 10 г. Апатиты - 36 человек: 24 воспитателя, 7 учителей-логопедов, 1 учитель-дефектолог; 2 музыкальных руководителя, 1 педагог-психолог, 1 старший воспитатель. Квалификация педагогов соответствует заявленным требованиям, все педагоги проходят курсы повышения квалификации стабильно 1 раз в 3 года на базе ИРО г. Мурманск (70%) или дистанционно (70%).

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Система взаимодействия участников образовательных отношений по созданию единого пространства развития ребенка выстраивается на следующих основаниях - принципах:

  1. Принцип преемственности, согласованных действий.
  2. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО.
  3. Принцип открытости.
  4. Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
  5. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОО.
  6. Принцип обратной связи.

Этапы и способы реализации концептуальных положений

Этапы

Задачи

Формы

1 этап взаимодействия

Задача: выявление представлений родителей о

Презентация об успехах, приоритетных направлениях  направлениях деятельности ДОО;

 

специфике

изучение объѐма знаний родителей;   о

 

деятельности

тематические родительские собрания

 

образовательной

консультации, анкетирование;

 

организации.

беседы;

 

 

разработка памяток, буклетов, и т.д.

2 этап

Задача:

Совместная организация планирование

взаимодействия:

нормирование

воспитательно-образовательной

 

представления

Деятельности с детьми в рамках

 

родителей                                     об

комплексно-тематического плана

 

особенностях

ДОО.

 

образовательной деятельности в

образовательной организации.

Изучение уровня удовлетворенности

родителей качеством предоставляемых услуг.

Динамика участия родителей в жизнедеятельности ДОО. Родительские собрания.

Анкетирование.

Семинары-практикумы с учетом индивидуального развития детей.

Семейные клубы. Конференции, круглые столы. Индивидуальные и подгрупповые консультации.

"Родительский университет". Педагогический журнал для родителей 1 мл. группы; видеоролики (виртуальные экскурсии); видеорепортажи о жизнедеятельности учреждения.

3           этап

взаимодействия

Поддержка новых форм взаимодействия участников образовательных отношений

Реализация перечисленных способов взаимодействия, наличие реальных продуктов совместной деятельности (выпуски журнала, анкеты, опросы, консультации, фотоматериалы, видеоматериалы, т.д.)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическая работа в дошкольной организации представляет собой целостную систему деятельности, направленную на обеспечение высокого качества реализации стратегических задач ДОО.

Целью методической работы в ДОО является создание оптимальных
условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Стремление старшего воспитателя к высокому уровню развития личностных и профессиональных качеств, способствует организации качественной методической работы в ДОО.

Реализация взаимосвязанных функций (анализа, планирования, организации, контроля) методической службы ДОО направлена на непрерывное развитие педагогических кадров, повышение их квалификации; выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, полноценное методическое обеспечение образовательного процесса, координацию взаимодействия ДОО, семьи, социума в целях непрерывного, всестороннего развития детей.

На эффективное решение данных задач оказывает влияние разносторонний характер содержания методической работы и разнообразие форм и методов работы с педагогическими кадрами, семьей, с социумом. Приоритет отдается активным методам работы (решению проблемных ситуаций, деловым играм и др.), которые способствуют наибольшему развитию воспитателей, родителей, повышают их мотивацию и активность в совершенствовании педагогической культуры. В соответствии с целями и задачами методической работы осуществляется мониторинг её эффективности. Данные мониторинга способствуют своевременности и действенности внесения корректив в организацию методической работы.

Ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации
образовательного процесса, обеспечении их непрерывного, профессионального саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей принадлежит методическому кабинету ДОО,  являющемуся информационным центром и творческой лабораторией для педагогов и родителей.

 

.  .  .