Конспект экскурсии по садику «Терренкур по осенней экологической тропе»
Конспект экскурсии по садику в средней группе
«Терренкур по осенней экологической тропе»
Автор: Морозова Лариса Александровна
МАОУ «СОШ №132» имени Н. М. Малахова, Барнаул
Программное содержание: формирование основ экологической и валеологической культуры, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья детей дошкольного возраста. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы ранней осенью. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Материал: объекты экологической тропы: береза, огород, рудник, цветник, медведь.
Подготовка к занятию: рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу осенью. Рассматривание деревьев, цветов растущих на участке. Беседы о сезонных изменениях в природе: в мире диких животных, растениях (деревья, цветы). Беседы о труде людей осенью, подготовке к зиме. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Березка». Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла». Рисование березы, цветов, овощей.
Ход прогулки:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Посмотрите, какой сегодня денек! Давайте поздороваемся с солнышком и со всем, что нас окружает.
Пальчиковая игра:
Здравствуй, солнце золотое! - руки в стороны, пальцы растопырены
Здравствуй, небо голубое! - поднять руки вверх
Здравствуй, вольный ветерок! - машут руками
Здравствуй, маленький дубок! -ладони округлить, предплечья соединить
Я живу в родном краю, - хлопки в ладоши
Всех я вас приветствую!
А наш родной край начинается с садика, путешествию по садику.
Сели в машину (имитация поездки в автомобиле).
(Во время движения, чтение стихотворения воспитателем)
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То юною, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится.
Остановка 1 «В Гостях у березки».
Подошли к березе.
Воспитатель: -Дети, вы помните, как называется это дерево (Указываю на березу.) Это береза. У березы гладкий ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет - через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички"!
Воспитатель: -Дети, вы запомнили, как называются черные черточки на березе?
Дети: чечевички.
Воспитатель: - Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой (Ответы детей.) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? (Ответы детей)
Воспитатель: Маленькие желтые листочки и длинные сережки. Девушки носят сережки, и у березки тоже есть длинные красивые сережки. Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена березы.
Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся).
Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают).
Воспитатель: Как вы думаете, береза любит солнце?
Дети: Да, любит.
Воспитатель: Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца. Это красивое дерево.
Воспитатель: В лесу береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу? (Ответы детей)
Воспитатель обобщает: - Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры – бересты – красивые изделия (хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду. Когда в Древней Руси не было бумаги, люди писали на бересте.
Воспитатель: - Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. А еще под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок.
Сегодня мы сыграем с вами в хороводную игру «Во поле береза стояла...» или Под тенью дерева любят отдыхать не только люди. Проводится игра «Задремал на кочке зайка в холодочке»
Воспитатель: - В детском саду деревья украшают участки.
Воспитатель: - Ребята, что же делать нам дальше. Где лежит путь дальше? Ой, я вижу корзину. Сейчас посмотрим, что в ней лежит. (Показываю муляжи овощей и фруктов). Дети, я, кажется, догадалась, куда нам отправляться дальше. Экологическая тропинка ведет нас дальше, к огороду. Следующая станция «Огород бабушки Маруси».
А чтобы путь был короче, я предлагаю поехать на поезде с песней «Мы едем, едем, едем в веселые края»
Остановка 2 «Огород бабушки Маруси».
Воспитатель: -Вот мы с вами и пришли на «Огород бабушки Маруси». А что осенью делают на огороде? Правильно, собирают урожай! Давайте и мы поможем бабушке Маруси собрать урожай.
Игра: «Собери овощи». (Сортер: На карточках нарисованы овощи, при помощи
прищепок отметить те овощи, которые дети видят на огородном участке в детском саду)
Воспитатель: -Какие вы молодцы! Помогли собрать весь овощей урожай! Давайте скажем ей «До свидания!» А дальше пойдем пешком, но большие ноги идут по дороге. Проводится игра «Большие ноги идут по дороге, маленькие ножки бегут по дорожке».
Воспитатель: -Ой, ребята! Посмотрите, какая-то странная стрелочка! (выложенная из гальки)
Остановка 3 «В Гостях у Хозяйки Медной Горы».
Воспитатель: - Здесь живет Хозяйка Медной горы, она хранит в своих сокровищницах, а они находятся в самых недрах земли-матушки, несметные сокровища - полезные ископаемые (показываю кусочек угля) Как вы думаете, что это? Это уголь, а что же делают с углем? Скоро зима и в домах будут топить печку углем, т. к. уголь хорошо горит и дает тепло! Давайте мы с вами погреем ручки, подышим на них (дых. гимнастика). Согрелись? А теперь скажем Хозяйке Медной горы «до свидания!» и пойдем дальше!
Остановка 4 Прогулочная аллея вдоль цветника
Воспитатель: -Посмотрите, какие красивые цветы растут на нашем цветнике. С ранней весны до поздней осени цветут цветы, сменяя друг друга. Радуют нас своею красотой, разнообразной формой и окраской. Насекомые прилетают на цветы за сладким нектаром. Полюбуйтесь ими, рассмотрите их, можно даже потрогать, понюхать, но не срывайте такую красоту.
(Дети любуются цветами, некоторые трогают, рассматривают, нюхают).
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты,
Если все сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты!
Воспитатель: -А чтобы красота порадовала нас весной, я предлагаю рассортировать семена цветов. Картинки цветов подскажут, куда надо положить семена. (Сортеры: Разложить по коробочкам)
Воспитатель: -Посмотрите, здесь еще следы есть! ( на асфальте мелом нарисовать следы медведя) Давайте посмотрим, куда они ведут. По следам дети подходят к «Трем медведям».
Остановка 5 «Три медведя».
Воспитатель: -А вот и три медведя. Где же живут эти Мишки? А чем они питаются? Мишки ранней осенью готовятся к спячке.
Давайте сходим к ним в бор, за грибами. Проводится игра «У медведя во бору»
Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие по территории детского сада. Скажите, что вам понравилось, что вы запомнили? А теперь нам пора возвращаться в группу.
Тучки набежали,
Нас домой позвали.
Капля — раз!
Капля — два! (Удары ладонями обеих рук по коленям)
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять, (Ударяют медленно)
Капля каплю догонять. (Быстрее ударяют)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. (И совсем быстро.)
Ой, какой сильный дождь начался.
Побежим скорей в группу! (Легкий бег)