Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС ДО

Дата публикации: 2018-01-09 11:04:54
Статью разместил(а):
Хисамутдинова Люция Хамметросиковна

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС ДО

Авторы: Морякова А.В., Трегулова Л.Е., Хисамутдинова Л.Х.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» ЗМР РТ, г. Зеленодольск

 

 

«Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно, а учитель руководил

этим самостоятельным процессом и

давал для него материал»

К.Д. Ушинский.

 

Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.

В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

·            воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

·            разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся;

·            развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира;

·            признание решающей роли способов организации  образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

·            учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания;

·            разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

·            обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Задача современного ДОУ -  подготовить выпускника, обладающего способностью и желанием получать знания, позволяющие ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Использование системно - деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника ДОУ.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и  умозаключения, развивать у дошкольников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Этого позволяет добиться системно - деятельностный подход в обучении, основная цель которого -  научить учиться.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ребёнок, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе).

4.  Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в ДОУ и на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Целостная структура включает в себя шесть последовательных этапов:

1.      Введение в ситуацию;

2.      Актуализация;

3.      Затруднение в ситуации;

4.      Открытие детьми нового знания (способа действия);

5.      Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка;

6.      Осмысление (итог).

Введение в ситуацию.

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включение в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»). Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью.

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом.

Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все предыдущие этапы.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?» 

Первым вопросом («Хотите?») педагог показывает возможность свободы выбора ребенком деятельности. Не случайно следующий вопрос звучит: «Сможете?» На этот вопрос обычно все дети отвечают: «Да! Сможем!» Задавая вопросы в такой последовательности, воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы.

 На этапе введения в ситуацию полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» - «хочу» - «могу»). И вместе с тем осуществляется содержательная интеграция образовательных областей и формирование важнейших интегративных качеств личности.

Актуализация.

Данный этап можно назвать подготовительным к следующим этапам, на которых дети как раз и должны сделать «открытие» для себя нового знания. Здесь в процессе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.), а также знания и опыт детей, необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым открытиям.

Помимо тренировки мыслительных операций и актуализации опыта детей, воспитатель обращает внимание на развитие таких интегративных качеств, как умение слушать взрослого, выполнять его инструкции, работать по правилу и образцу, находить и исправлять свои ошибки и т.д.

Этап актуализации, как и все остальные этапы, должен быть пронизан воспитательными задачами, формированием у детей первичных ценностных представлений о том, что хорошо и что плохо (например, нельзя драться, обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и т.д.).

Затруднение в ситуации.

Данный этап является ключевым, так как содержит, как в «зернышке», основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности.

Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» - «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении, т. е. теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей любознательности, активности, познавательного интереса.

В младшем дошкольном возрасте данный этап завершается словами взрослого: «Значит, что нам надо узнать...», а в старших группах  вопросом: «Что сейчас вам надо узнать?» Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной («взрослой») цели, при этом цель проговаривается ими во внешней речи.

Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под руководством взрослого) назвали причину затруднения.

Открытие детьми нового знания (способа действия) 

      На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний.

С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «придумаю сам», «спрошу у того, кто знает». Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно формулировать их.

В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ преодоления затруднения: «Придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), воспитатель организует самостоятельное построение детьми нового знания (способа действия), которое фиксируется детьми в речи и знаках. У детей развивается такое важное интегративное качество, как «способность решать адекватные возрасту интеллектуальные и личностные задачи (проблемы)». Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, постепенно осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания.

Таким образом, дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) «открытия» нового знания.

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка 

На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое знание   (построенный способ) используется совместно с освоенными ранее способами. При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»). В старшей и подготовительной группах отдельные задания могут выполняться в рабочих тетрадях (например, при игре в  «Школу»).

Развиваются умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем). Особое внимание на данном этапе уделяется развитию умения контролировать способ выполнения своих действий и действий своих сверстников.

Осмысление (итог) 

Данный этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов «Где были?» - «Чем занимались?» - «Кому помогли?»воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.

Далее с помощью вопроса «Почему вам это удалось?» воспитатель подводит детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали новое и чему-то научились. Таким образом, он сводит «детскую» и учебную («взрослую») цели и создает ситуацию успеха: «Вам удалось... потому что вы узнали (научились)...» В младших группах воспитатель проговаривает условия достижения «детской» цели сам, а в старших группах дети уже способны самостоятельно определить и озвучить условия достижения цели. Учитывая значение эмоций в жизни дошкольника, особое внимание здесь следует уделить созданию условий для получения каждым ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела.

Системно-деятельностный подход в образовании - это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения. Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъективности ребенка. 

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А. Дистерверг 

 

Литература:

1.      А. Г. Асмолов. Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения.

2.      Абдиллина Л.Э., Петерсон Л.Г., Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников// Управление ДОУ.- 2013.-№ 2

3.      А.А. Леонтьев. Технология развивающего обучения: некоторые соображения // «Школа 2000...» Концепции. Программы. Технологии. Вып. 2. – М., 1998.

4.      Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование.-1998.- с.60-65

5.      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2013

6.      Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.

7.      Каталог «Дошкольное образование. Все о дошкольном образовании: методики, статьи советы родителям, обучающие игры, пособия, материалы, сказки»

.  .  .