Конспект занятия «Путешествие в страну якутских сказок»
Конспект занятия
«Путешествие в страну якутских сказок»
Автор: Егорова Анастасия Давидовна
Цель: Развитие и совершенствование коммуникативных навыков у детей с использованием арт-терапии.
Задачи:
Образовательные - формирование социально ценных практических умений, возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Коррекционные - развивать коммуникативные навыки, речь учащихся, творческие способности, пополнять словарный запас и расширение запаса общих сведений и представлений.
Воспитательные - формирование умений толерантного взаимодействия с окружающими, воспитание доброжелательности, вежливости, развитие чувства товарищества, взаимопомощи, любви к своему краю, бережному отношению к окружающей среде.
Оборудование: раздаточный материал, фломастеры, мозаика, таблица с цифрами, шаблоны, бумага, кинетический песок, фломастеры-блопены, кубик рефлексии.
Продолжительность занятия: ~ 30 мин.
Ход занятия:
Орг. Момент
- Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь не спроста, нам предстоит отправиться в путешествие в страну якутских сказок. И чтобы узнать название сказки, нам нужно с вами собрать мозаику (дети собирают по частям мозаику, ведущий читает название «Старушка Таал-Таал»).
Жила в одном селении старушка Таал-Таал. Как-то раз зимой пошла она к реке за водой. Подошла к проруби, видит - прорубь ледком затянуло. Пробила бабушка лёд, льдинки в сторону отвела, и зачерпнула воды. А ведёрки у бабушки были красивые - из бересты, с узорами по закраинкам.
Основная часть
1. «Обводка узоров»
Цель: развитие зрительного восприятия, логического мышления, мелкой моторики, пространственной ориентировки.
Материалы: листочки с узорами, фломастеры (на каждого ребенка)
Инструкция: Смотрите, какие у нас яркие ведерочки. Но им не хватает украшений. Давайте украсим наши ведерки узорами.
Взяла бабушка ведёрки и пошла домой. Да поскользнулась на льду,
упала у самой проруби и всю воду пролила.
А утро морозное было. Пока бабушка охала да кряхтела, да вставать собиралась - подол-то у неё ко льду и примёрз.
Никак старушке не подняться. Смотрит - кто бы ей помог?
2. «Загадка по цифрам»
Цель: развитие зрительного восприятия, логического мышления.
Материалы: таблица c цифрами и словами загадки: «Встаёт рано, ложится поздно, Светит ярко, греет жарко» (Солнце).
Инструкция: Чтобы узнать, кто же поможет старушке Таал-Таал, нам нужно собрать все цифры от меньшего к большему.
Ведущий зачитывает текст загадки.
Шаблон: «Солнце»
Поглядела она на солнце, которое только-только взошло, и спрашивает:
- Солнце, солнце, не ты ли всех на свете сильнее?
- Да, бабушка, я очень сильна. Да только меня чёрная туча закрыть может.
3. «Путанка»
Цель: развитие сплочения, командообразования, навыков принятия решения, а также диагностика лидеров группы.
Инструкция: Ребята, сейчас мы должны изобразить тучку. Для этого мы с вами поиграем в игру «Путанка»
Водящий выходит из класса, в это время остальные, взявшись за руки, начинают путаться между собой, образуя живой клубок. Задача водящего – распутать этот клубок не разрывая рук.
Шаблон: «Тучка»
Бабушка - к туче:
- Туча, туча, не ты ли всех на свете сильнее?
- Да, бабушка, у меня силы много. Да только меня ветер унести может.
4. «Кто есть кто?»
Цель: Дифференциация понятий хорошее и плохое, расширение запаса общих сведений и представлений.
Материалы: Персонажи из якутских сказок и именем н обратной стороне (Бэйбэрикээн, Мэник-Мэнигийээн, Алаа-Могус)
Инструкция:Молодцы! Вы справились с заданиями, но ветер так разошелся, что перепутал имена героев из разных якутских сказок. Нам нужно собрать всех по порядку.
Детям даются мозаики с изображением различных персонажей из якутских сказок. Собранные мозаики скрепляются скотчем, изображение переворачивается и ведущий зачитывает имя.
Шаблон: «Ветер»
- Ветер, ветер, не ты ли всех на свете сильнее?
- Да, бабушка, я очень силен. Но мне гора может путь преградить
5. «Волшебный песок»
Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики. Обучение навыкам работы в команде.
Материалы: песок.
Инструкция: Ребята, вы знаете, из чего состоит гора? Вот у нас есть земля, давайте вы сделаете из нее гору.
Дети из кинетического песка лепят гору.
А теперь ваша задача превратить гору в воду. Как вы можете это сделать?
Дети разрушают гору и, например, создают волны, которые символизируют воду.
Шаблон: «Гора»
Глядит бабушка на каменную гору и спрашивает:
- Гора, гора, не ты ли всех на свете сильнее?
- Да, бабушка, я очень сильна. Да только вода меня точит.
6. «Переправа»
Цель: развитие сплочения, командообразования, навыков принятия решения, а также диагностика лидеров группы.
Материалы: цветной картон формата А4.
Инструкция: А теперь нам с вами нужно добраться к середине озера, чтобы задать наш вопрос духу воды. Для этого нам даны эти плоты, с помощью которых все вместе должны перебраться до этой точки.
Шаблон: «Вода»
Бабушка - к воде:
- Вода, вода, не ты ли всех на свете сильнее?
- Да, бабушка, я очень сильна. Да только меня земля выпить может.
6. «Рисунок блопенами»
Цель: Развитие внимания, логического мышления, пространственной ориентировки, мелкой моторики. Обучение навыкам работы в команде.
Материалы: ватман с готовым фоном, шаблоны и блопены.
Инструкция: Вот и настало последнее испытание. После каждого задания вы получали шаблоны (солнце, тучка, ветер, гора, вода). Теперь с помощью этих шаблонов вам нужно дорисовать рисунок блопенами.
Дети должны дорисовать рисунок с помощью блопенов.
Бабушка - к земле:
- Земля, земля, не ты ли всех на свете сильнее?
- Да, бабушка, я, наверное, сильнее всех!
- Тогда помоги мне встать
Земля потянуло старушку Таал-Таал и освободила ее ото льда.
- Спасибо, Земля за помощь! Ничего нет на свете родней земли. Давайте будем беречь и охранять родной край!
Заключительная часть
Цель: умение анализировать полученные знания, умения, навыки во время занятия.
Материалы: кубик рефлексии
Инструкция: Молодцы! Вы своим трудолюбием, дружелюбием и сплоченной командной работой справились с заданиями.
Ребята, как мы все знаем, этот год в России объявлен годом Экологии. И сказку о «Старушке Таал-Таал» с которой вы сегодня познакомились мы выбрали для вас не просто так. Как вы думаете, чему учит эта сказка?
Молодцы! Помните, что природа у нас одна! Мы должны всегда ее оберегать, ценить и любить наш родной край, нашу Родину!