Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Интеграция работы учителя-логопеда и музыкального руководителя как средство реализации ФГОС ДО

Дата публикации: 2017-12-07 16:28:21
Статью разместил(а):
Митневская Наталья Николаевна

Интеграция работы учителя-логопеда

и музыкального руководителя

как средство реализации ФГОС ДО 

Авторы: Митневская Наталья Николаевна

учитель-логопед

и Павлова Ирина Олеговна

Музыкальный руководитель

ГБОУ Школа №1265  ДО г. Москва

 

        Внедрение ФГОС ДО ставит перед дошкольным образованием задачу переориентации образовательного процесса на личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, сохранение  уникальности  и самоценности детства, как важного этапа развития человека, а также требует от педагога учитывать индивидуальные потребности ребенка, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Эти требования подталкивают нас, педагогов, к поиску новых эффективных методов и технологий для построения образовательного процесса.

Один из них - развитие интегрированных форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Хорошие результаты дает логоритмика – сочетание работы логопеда и музыкального руководителя, как синтез слова, движения и музыки.

Речевая моторика развивается, опираясь на сохранные возможности ребенка. Так, детская реакция на музыку - движение. Оно может быть произвольным или осознанным. Но, так или иначе, движение оказывает положительное воздействие на детей, в том числе на детей с речевыми нарушениями.

Наша задача использовать это в образовательных целях и превратить стихийно- моторную реакцию в осмысленную.

Использование музыкального сопровождения при выполнении упражнений на развитие  речевого дыхания, координации движения, артикуляционной гимнастики, формирование фонематического восприятия  дает возможность проводить коррекционную работу в непринужденной игровой форме и  показывает высокие результаты.

 Но при этом необходимо учитывать:

- структуру речевого нарушения

- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной  деятельности

- закреплять знания, умения и навыки , приобретенные на логопедических занятиях.

Представленное для ознакомления занятие ставит перед собой следующие задачи:

-развить фонематическое восприятие и фонематические представления;

- расширить лексический запас и грамматические категории;

- развить слуховое внимание и двигательную память;

- совершенствовать общую и мелкую моторику;

- выработать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью и

музыкальным сопровождением;

- развить мелодико-интонационные и просодические компоненты,

творческую фантазию и воображение;

- формировать речевой выдох

 

   Конспект логоритмического занятия

«Путешествие к бабушке в деревню»

 1. «Автобус»

(1) Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим

(2) И из окошечка глядим – все глядим!

(3) Глядим назад, глядим вперед – вот так вот, вот так вот

(4) Ну что ж автобус не везет – не везет?

 

(5) Колеса закружились – вот так вот, вот так вот

Вперед мы покатились – вот так вот!

(6) А щетки по стеклу шуршат – вжик, вжик, вжик, вжик, вжик, вжик

Все капельки смести хотят - вжик, вжик, вжик!

 

(7) И мы не просто так сидим – би, би, би, би, би, би

Мы громко-громко все гудим - би, би, би!

(8) Пускай автобус нас трясет – вот так вот, вот так вот

Мы едем-едем все вперед – вот так вот!

(9)  проигрыш

 

(10) Мы громко-громко все гудим - би, би, би!

1-Дети стоят

2 - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него.

3 - оборачиваясь то влево, то вправо, смотрим из «окошечка».

4 - пожимаем плечами

5 - выполняем вращательные движения руками перед собой

6 - качаем согнутыми в локтях руками перед лицом («дворники»).

7 - крутим руль и « бибикаем»

8 - подпрыгиваем

9 - во время проигрыша можно бегать по комнате 

10 – крутим руль и « бибикаем»

2 Логопед: 

Вот мы и приехали, выходите,  ребята.

Остановка в лесу.

Логопед:  

В лес осенний на прогулку,

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья,

Нам, ребята, не найти.

 

Упражнение «Ветер» (равномерный выдох)

Дует, дует ветер ( дети пропевают мелодию звуком «у»,        

одновременно качая руками вправо-влево.)

 

Он всех сильней на свете   (дети пропевают мелодию звуком  «а», одновременно качая поднятыми над головой руками)                                                  

Дерево качает («о» )        

С листьями играет « шух-шух-шух» (одновременно   вращая кистями, разводя руки в стороны)

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.                 (Бегут на носочках, взмахивают руками)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,  (загибают пальчики на обеих руках на каждую строку)                                                      

Вот с березки золотой,

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.          (приседают)

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил.( встают, кружатся)

 

К ночи ветер - ветерок

Рядом с листьями прилег.   (приседают)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.            (загибают пальцы рук)

И последний лист с осинки,

Тихо дремлет на тропике.     (лежа на ковре, расслабляются)

Музыкальный руководитель:

Все тихонечко встаем и на стульчики идем.

Ждут вас ложки расписные,

Посмотрите-ка, какие.

Кто же ложки нам принес?

Мы ответим на вопрос!

Упражнение  «Белка»

По деревьям скок, скок,     ТИ- ти- ти -ти  та та (выстукивание ритмического рисунка ложкам

Да орешки щелк, щелк ТИ- ти- ти -ти  та та     

Кто же это? Отгадай! ТИ- ти- ти- ти  та та

Это белка, так и знай! ТИ- ти- ти -ти  та та

Посмотрите вы вперед, домик там,  кто в нем живет?

Там живет веселый гном,

В гости мы к нему пойдем.

 «Гном»

Под сосной – шалашик-домик,

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

В колокольчик позвоним,

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

А на нем дубовый стол,

Рядом стул с высокой спинкой,

На столе – тарелка с вилкой.

А на ней блины лежат,

Угощенье для ребят.

 

 Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.
Ой блины ,блины ,блины,        

Ой,  блиночки мои.

Ой блины , блины, блины,

Ой, блиночки мои.

Ребенок соединяет ладошки шалашиком.

Ребенок стучит кулачком левой руки о ладошку правой

.

Ладони сложены ,затем, раскрыты.

 

Ребенок опускает ладони вниз, ребром прижатые друг к другу.

Левая рука ребенка сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки.

Ребенок направляет левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставляет кулачок правой руки.

Ладонь левой руки ребенка лежит на коленях и направлена вверх, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены  и слегка разведены в стороны, а    большой палец прижат к ладони 

Складывают поочередно ладони друг на друга сначала    снизу вверх, затем сверху вниз 

 

 

 

Логопед: Дальше нам идти пора,

 До свидания, гномик.

Через лес, через лужок,

 К бабе Маше в домик.

(дети идут по залу)

Логопед : Посмотрите на небо, какие черные тучи собрались, вот- вот начнется дождь.

Игра «Тучки»

Дети делятся на 2 группы. Поют песенку.

Дети звенят колокольчиками, изображая капли дождя.

1 группа

Плаксы!  Неряхи!  Грязные рубахи!

Солнце вы закрыли,

Небо засорили,

Землю промочили,

Убирайся прочь!

2 группа  Ответ туч поется тихо, жалобно

Что вы, ребята!

Мы не виноваты.

Нелегко на небе жить,

Как же не плакать,

Горьких слез не лить?

Одна команда поворачивается спиной к другой -  «массаж»

Дождик, дождик, что ты льешь? (постукивание пальцами по спине)

Погулять нам не даешь?

Грянул гром, как из пушек, (поколачивание кулачками)

Будет праздник у лягушек (пощипывание)

(повторяется  2 раза)

Ребята, садитесь скорее на своих лошадок.

Но!

Едем, едем на лошадке

По дороге гладкой

Цок, Цок, цок - цокает наш язычок!

Тпрру-у-у! Остановились

Погладили лошадку

(пропевают)

Спасибо, лошадка, что нас покатала.

Музыкальный руководитель: А в деревне уж проснулся Кукарекша- петушок.

Кукарекша шел на реку,

Кукарекал «Ку-ка-ре-ку» ( синхронное поднятие рук и ног)

Шел на реку, на реку,

И кричал: «Ку-ка-ре-ку!»

Упражнение  «Мать и дитя»

Кем кто становится?

Логопед:

Жил-был маленький щенок-

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок,

А взрослая  …..(собака)

Жеребенок с каждым днем

Подрастая, стал … (конем)

Бык – могучий великан

В детстве был …(теленком).

Этот важный кот Пушок

Маленьким   (котенком).

А отважный петушок

Крохотным ….(цыпленком).

Музыкальный руководитель:  

Бабушка соскучилась, приглашает в дом

Чай нам наливает, вареньем угощает.

Вареньице из вишен - вишневое варенье

Варенье из клубники - клубничное варенье

Варенье из малины - малиновое варенье.

(ПЕРЕЧИСЛЯЕМ ПО КОЛЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ)

Что это у бабушки?

(показывает спицы и клубок )

А мы в клубочек поиграем.

Ниточку мы размотаем.

Берется клубок шерсти. Каждый ребенок  пропевает  звук, одновременно разматывается клубок. У кого длиннее нитка, тот победил в игре - на самый длинный звук.

После игры дети собираются обратно в город.

Мы в автобусе сидим.

 

Литература:

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 352 с. – (Коррекционная педагогика.)

Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. – СПб:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 32 с.

 Нищева Н.В,  Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения, песенки. Учебно-методичекое пособие. – СПб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с. + СД.

 Новиковская О.А.  Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: Издательство «Корона. Век», 2012. – 272 с., ил.  

.  .  .