Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Интерактивные нетрадиционные формы методической работы как способ повышения активности педагогов

Дата публикации: 2018-01-05 11:21:15
Статью разместил(а):
Шахрай Наталия Александровна

Интерактивные нетрадиционные формы методической работы как способ повышения уровня активности и мастерства педагогов

Автор: Шахрай Наталия Александровна

 

В последнее время модно говорить о федеральных государственных стандартах в дошкольном образовании, стандартах, применяемых к воспитательно-образовательному процессу, реализуемому в ДОО, при которых воспитанник становится активным в выборе содержания своего образования, при которых реализуется личностно-ориентированный, индивидуальный подход к каждому ребенку. На наш взгляд, ФГОС может реализоваться в полной мере лишь в случае, когда будут пересмотрены методы работы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Так были пересмотрены методы работы с воспитанниками, родителями, ведь они стали активно участвовать в жизни ДОУ, группы, при всех этих изменениях методы работы с педагогами остались на прежнем уровне. Нужны новые, современные формы организации взаимодействия с педагогами, при которых педагог занимает активную позицию, ведь именно от него, его профессионализма, уровня мастерства зависит качество образования.

Повышение уровня мастерства педагога способствует повышению его профессиональной компетентности, развитию творческой инициативы, это и является приоритетным направлением методической работы. Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы работы, при которых педагоги выражают свои мысли, отстаивают точку зрения, участвуют в диалоге, предполагающем свободный обмен информацией, опытом, знаниями. Педагоги дают возможность воспитанникам высказываться, учат их грамотно говорить, но при этом, выступая на публике, они сами волнуются, теряются, испытывают затруднения отвечая на вопросы. Для устранения таких сложностей хороши интерактивные формы работы, позволяющие снять напряженность и тревожность, создающие дружескую, теплую атмосферу, позволяющую раскрыть новые возможности и компетенции.

Значение использования интерактивных методов в дошкольном учреждении:

1. Повышение качества образования в ДОО.2. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к саморазвитию.3. Повышение уровня активности и самостоятельности.4. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.

Для того, чтобы изменить методы работы с педагогами, нужно начинать с малого. При проведении педагогических советов, семинаров, работа выстраивается таким образом, чтобы у педагогов была возможность высказываться. Их нужно подводить к информации, предложить поработать, приложить старания для достижения итогового результата - приобретения знаний, ведь они не подаются на блюдечке. И все это в процессе общения. Общение – основной рабочий инструмент педагога, именно в общении заключается его работа, в общении с педагогами, воспитанниками и их родителями, законными представителями. Антуан де Сент-Экзепюри сказал: «Единственная на земле настоящая роскошь – человеческое общение». В процессе общения происходят многие вещи: передается важная информация, решаются разные вопросы.

Все мероприятия, организуемые для педагогического коллектива нашего ДОУ, проходят в форме интерактивного общения. Слово «интерактив» пришло из английского языка interaction – взаимодействие. Интерактивность - способность действовать, находиться в режиме беседы, диалога, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов. Цель технологий интерактивного взаимодействия повышение интереса к рассматриваемой проблеме, поиску новых путей решения сложных задач, формирование творческое мышление педагогов и повышение уровня его активности.

Этапы организации взаимодействия с педагогами:

 

1. Вводная часть

Включает в себя следующие интерактивные технологии:

Квик – настройка (настрой.педагога на успешную работу) обычно она проводится в начале педагогического совета, семинара.

Варианты «квик-настройки»:

«Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача. Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу»;

«Улыбайся трудностям назло, чтобы всегда, во всем везло»;

«Удача, достаток твой спутник всегда, если хорошее настроение у тебя»;

«Работу нужно любить, только тогда она отвечает взаимностью».

 

2. Содержательная часть

Включает в себя следующие интерактивные технологии:

Педагогический ринг: предполагает атаку педагогов вопросами, на которые они должны оперативно ответить. Вопросы может задавать заведующий, старший воспитатель, педагог. Содержание вопросов может относиться к одной или разным темам, в зависимости от цели проведения: уточнить и систематизировать занятия по одной теме или провести мини – диагностику знаний педагогов по целому комплексу вопросов.

Деловая игра: подразумевает репетицию деятельности педагога, дающая возможность проиграть педагогическую ситуацию, позволяющая понять психологию человека, встав на место ребенка, его родителей, или коллеги.

Мозговой штурм: предполагает активное обсуждение какой – либо проблемы группой педагогов, лидер группы озвучивает общее решение.

Тренинг: предполагает создание особой атмосферы, способствующей быстрому реагирование, быстрому обучению, выполнению определенных упражнений.

Круглый стол: предполагает озвучивание темы или проблемы обсуждения заранее,  подготовку выступающих. Можно разделить участников на группы. Ведущий формирует выводы и предложения. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, - «Проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное образовательное учреждение – каким ему быть?»

Симпозиум: предполагает обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты: предполагают обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

Дискуссия: предполагает ведение профессионального, конструктивного спора, способного привести к решению проблемы, выработке общего мнения. Дискуссия (в переводе с латинского – исследование, разбор) заключается в коллективном обсуждении какого – либо вопроса, проблемы или в сопоставлении идей, мнений, предложений.

3. Заключительная часть.

Включает в себя следующие интерактивные технологии:

Упражнение на релаксацию- направлено на внутреннее успокоение, снятие напряжения, концентрацию внутренней силы, энергии.

Варианты упражнений:

«Намасте» (начинают его с одного древнего жеста – приветствия.)

Сложите руки вместе на высоте груди так, чтобы ладони и пальцы рук соприкасались. Сделайте два глубоких вдоха. Переведите свое внимание на руки, почувствуйте тепло каждой руки. Снова сделайте два глубоких вдоха. А теперь начните сильно тереть руки друг о друга, пока не почувствуете, что ладони одинаково теплые. Затем можно медленно разнимать руки. Ощутите теплоту и энергию между ладонями. Эту теплоту и энергию передайте какой-нибудь части своего тела, которая в этом нуждается, в которой чувствуется усталость или напряжение. И под конец еще раз сложите руки перед грудью, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, еще раз глубоко вдохните, откройте глаза. Почувствовали тепло и энергию? А теперь это тепло передайте детям, коллегам, семье, а энергию – работе!

Релаксационная гимнастика: 

«Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Силу, энергию набираем.

Наши руки отдыхают,

Наши ноги отдыхают,

Шея не напряжена,

А расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются,

Улыбаются, расслабляются.

Дышится совсем легко,

Ровно, спокойно, глубоко».

При организации взаимодействия необходимо исходить их возможностей педагогов, задания должны быть в зоне умеренной трудности, быть доступным, по силам, на первых этапах работы необходимо обеспечить переживание успешности на фоне затраченных усилий, развивать положительную самооценку педагогов. Очень важно, чтобы педагоги чувствовали поддержку, слышали в свой адрес похвалу и одобрение. Вспомните, как в каких-то сложных ситуациях вам важна поддержка близких, родственников, как вы просите держать за вас кулачки. В дальнейшем трудность можно увеличить, реализуя движение «от простого к сложному».

Важно, что взаимодействие педагогов происходит без принуждения, основывается на успехе, доверии, положительно влияет на собственное развитие педагога. Педагог не ждет, что ему дадут готовую информацию, материал, он учится добывать его сам, приспосабливаясь к предложенным условиям, учится быть успешным, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в свою защиту. При выходе «подготовленного» педагога на публичные выступления мы получаем опытного оратора, уверенного в себе декламатора.

.  .  .