Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Роль средств искусства в эстетическом воспитании школьника

Дата публикации: 2017-11-27 10:00:59
Статью разместил(а):
Тимофеева Ася Александровна

Роль средств искусства в эстетическом воспитании школьника

Автор: Тимофеева Ася Александровна

Преподаватель Детской школы искусств №19, г. Кемерово

 

Современный мир не стоит на месте, изменения в политической, экономической, социальной жизни приводят к изменениям в социокультурной жизни общества: потеря духовных ориентиров, преобладание материальных ценностей. В этих условиях с особой остротой встаёт задача эстетического воспитания и развития школьников.

Эстетическое воспитание – процесс формирования творческой личности, которая может воспринимать, чувствовать прекрасное в искусстве; воспитание у школьника стремления к самостоятельному участию в изучении искусств, приобщение к творческой деятельности. Эстетическое воспитание организовывает обогащение эмоциональной сферы личности, чувственного опыта, влияет на познание действительности, повышает творческую, познавательную активность, развивает способности. Осуществляется оно в различных видах творческой деятельности: художественной, музыкальной, хореографической, театральной.

Для современных детей основным партнёром в школе и дома становится компьютер, а информацию они все больше черпают не из книг в библиотеке, а из Интернета. Чтобы не дать ребёнку полностью погрузиться в виртуальный мир, преподавателям важно превратить процесс воспитания и обучения в увлекательное занятие. Одним из таких путей может стать интерес учеников к искусству. Для этого преподаватель сам должен быть увлечен театром, хореографией, музыкой, изобразительным искусством, он должен чувствовать красоту окружающего мира. Только когда школьник увидит увлеченность преподавателя, он тоже заинтересуется и полюбит искусство.

Воспитание школьников посредством искусства важно начинать с раннего возраста. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и эстетическим суждениям. Одна из задач педагога – стремиться сделать процесс познания увлекательным.

Существуют основные этапы эстетического воспитания. Условно их можно разбить на группы.  

Первая группа направлена на приобщение детей к искусству, то есть первичное восприятие, отображение в сознании художественных образов. Основными методами для решения этих задач являются: наблюдение, объяснение, показ, анализ. Поэтому с самого начала, при знакомстве детей с искусством, необходимо развивать комплекс способностей и восприятия: талант слушателя, талант зрителя, а так же соучастия в творчестве.

Вторая группа направлена на формирование навыков в творческой деятельности, получения педагогом обратной информации о глубине усвоения учениками материала, развития интеллектуальных и художественных способностей. Преподаватель может использовать практические методы: объяснение, показ, упражнение, совместная или индивидуальная деятельность.

Третья группа – это этап достижения результата в творческой деятельности. Главными методами являются методы теоретического художественного анализа.

Методы эстетического воспитания определяются индивидуальными особенностями детей, целями и задачами.

Основными целями эстетического воспитания являются: гармоничное саморазвитие, развитие творческих способностей в области искусства, готовность личности к освоению, восприятию, оценке эстетических моментов в искусстве, совершенствованию эстетических взглядов.

Исходя из целей, можно выделить задачи воспитания школьника: развитие эстетических эмоций, чувств, идеалов, формирование эстетического сознания, формирование творческо-эстетической деятельности через приобщение к различным видам искусства.

В детской школе искусств №19 обучение детей ведётся по основным видам искусства – хореографическое, художественное, театральное и музыкальное отделения. Но вне зависимости от направленности на отделениях преподаются как практические, так и теоретические предметы. В развитие творческой личности важная роль отводится изучению теоретических дисциплин, которые помогают учащимся познакомится с различными видами искусства, рассмотреть их как отдельные составляющие и увидеть их взаимосвязь и гармонию.

Музыка – яркое средство развития творческой личности. Музыка объединяет в себе эстетическую и эмоциональную сферу человека. Музыка – это язык чувств. С помощью мелодии можно передать оттенки переживаний, которые недоступны слову. Познание мира искусств невозможно без понимания и переживания музыки, без потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Важен сам процесс творчества: особенности поведения ребенка в творческом процессе, выбор темы, сюжета. Главное место в музыкальном воспитании школьника отводится прослушиванию в записи музыкальных произведений.

На музыкальном и театральном отделениях ДШИ №19 преподаются предметы «Слушание музыки», «Музыкальная литература». Здесь с помощью музыкального произведения школьники учатся понимать чувства героя и композитора.

Нужно, чтобы школьник прочувствовал не только произведение, но и личность композитора и какие события происходили в его жизни, и понял, что подвигло композитора к написанию данного произведения. Пониманию этого может помочь литература данной эпохи, картины. Только тогда ребенок не просто сыграет, споет, но и прекрасно передаст эмоцию произведения.

На художественном отделении в программе «Беседы об искусстве» есть занятия, посвященные музыкальным жанрам и стилям. Например, знакомя школьников с оперой, наряду с фрагментом музыкального произведения демонстрируются картины на данную тему. Или, например, при прослушивании неаполитанской песни «Мое солнце» в исполнении Л. Паваротти, в качестве визуального сопровождения можно показать картину К. Брюллова «Итальянский полдень». Дети, не зная перевода произведения, очень точно передают эмоции, ощущения героя к своим родным краям, яркому солнцу, теплому ветру. Благодаря такому описанию собственных чувств, школьник учится не только формулировать свои мысли, объяснять, но и представлять.

Это помогает ученикам в написании художественных работ. Когда дети пишут летние пейзажи, они мысленно вспоминают те эмоции, которые испытывали при прослушивании музыкального произведения. Таким образом, они запоминают музыкальные и художественные произведения, а потом используют эту базу на практических занятиях.

Художественная литература – эффективное, доступное средство искусства для формирования эстетической культуры школьника. Художественная литература развивает восприимчивость, эмоциональность, воздействует на чувства и разум ребенка. Одна из важнейших педагогических задач состоит в том, чтобы уже в детские годы слово с его многогранной красотой стало неисчерпаемым источником познания прекрасного, и в то же время средством выражения прекрасного. Возможности художественного отображения явлений жизни в литературе особенно широки, и язык является главным средством общения людей.

Художественная литература имеет огромное, если не главное значение в эстетическом воспитании школьников, обучающихся на театральном отделении. Ребята в процессе занятий перевоплощаются, входят в новые образы. Для них важно знать и сюжет произведения, и его автора, и режиссеров, поставивших по этому произведению спектакль, и актеров игравших в них. Важную роль здесь играют методы показа и объяснения.

Младших школьников необходимо познакомить с интересными видами театра: теневой, песочный, кукольный. Говоря о кукольном театре не лишне упомянуть историю знаменитых кукольных персонажей, например «Петрушки». Зная, что этот персонаж в Древней Руси был настоящим обличителем несправедливости, школьники перестают воспринимать его как детскую куклу. При знакомстве с произведениями художественной литературы – рассматривать картины художников-сказочников Васнецова, Билибина. Во-первых, это поможет ребенку лучше понять художественный образ произведения, во-вторых, знакомство с литературным героем пригодится для театральной постановки.

Старшие школьники, на предмете «История театрального искусства» знакомятся с пьесами великих драматургов и со знаменитыми постановками. Здесь ребята просматривают  фрагменты спектаклей, поставленных в разных театрах. Например, при изучении трагедии «Гамлет» У. Шекспира, можно показать фрагменты спектаклей классической и современной театральной школы - это поможет школьнику почувствовать разницу стилей и определить какая театральная школа ему интересна.

Существенную роль в эстетическом воспитании школьника играет изобразительное искусство. Изобразительная деятельность позволяет ребенку передать то, что он видит в окружающей его действительности, то, что его волнует, вызывает положительные, а возможно и отрицательные эмоции. Основами изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности как композиция, форма, цвет, фактура материала и т.п. Помимо этого, существуют теоретические предметы, например, «История изобразительного искусства». Этот предмет создает для школьника базу знаний о стилях и направлениях в искусстве, техник живописи, манер письма индивидуальных для каждого художника. Имея данную базу, ученик сможет не только прекрасно передать окружающую действительность, но и выбрать для себя понравившейся стиль.

Например, после знакомства выпускного класса с техникой «пуантилизм» – нанесение краски на поверхность не мазками, а мелкими точками разных цветов, многие ребята стали писать выпускные работы в данной технике. По-видимому, данная техника для них стала интересна, и они захотели ее использовать.

У младших школьников эстетическое воспитание достигается через интерес, необычность демонстрируемого произведения. На данном этапе нужно заинтересовать ребенка, показать, что искусство – это интересно и увлекательно. Здесь помогает теоретический предмет «Беседы об искусстве», целью которого является знакомство детей с тем, что такое искусство, какие виды искусства существуют, формирование общего представления об эпохах в искусстве. Интерес достигается благодаря показу необычных произведений. Например, картин в картинах (Д. Веласкес «Менины», «Пряхи»), картин-иллюзий (работы В. Вазарелли, О. Кампо).

Знакомство с картинами и их анализ является сложным методом эстетического воспитания – это углубленное познание вещей, и что особенно важно – познание сложного мира чувств. Анализ картин развивает эмоциональную память, влияет на восприятие красоты, при разборе картин с большим количеством деталей развивается внимательность и память школьника. Узнавая все больше авторов и их работ, знакомясь с  картинами-загадками, школьники в дальнейшем пытаются перенести полученные знания и в свои работы, например, пишут картины, в которых соединяется реальный и вымышленный мир.

Танец – один из древнейших видов искусства: он отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Также как и в музыке, изобразительном искусстве, художественной литературе юному танцору нужно не только знать практические азы творческой деятельности, но и уметь прочувствовать произведение, передать характер героя. Осуществить это помогает предмет «История хореографического искусства» – предмет, который знакомит с видами танца, стилями и причинами, по которым эти стили сменяются.

Например, многие школьники знают танец стиля модерн, видели его по телевизору, даже сами пытались танцевать. Но мало кто из них знает историю появления стиля. Для них становится открытием, что модерн появился в конце 19 века и его основательницей является Айседора Дункан – она первая стала танцевать босиком и в свободной одежде, развивала импровизацию и была против заученных движений. Когда дети узнают такие факты, они по-другому смотрят на танец, импровизируют, стремятся добавить эмоции в свои движения.

Как мы видим, подлинное эстетическое воспитание школьников – результат длительный и сложный. Важнейшая роль здесь отдана средствам искусства. Не имеет значения, на каком отделении учится ребенок, что он любит – петь или танцевать, или рисовать, или играть. Изучение теории искусства для любого вида творчества создает незаменимую базу знаний. Благодаря средствам искусства эстетическое воспитание способствует развитию навыка самореализации в творчестве. И главная задача преподавателя-теоретика в этом направлении состоит в том, чтобы не только увлекательно и доступно объяснить свой предмет, но и пробудить в душе школьника стремление к творчеству. 

 

Литература:

1.     БабанскийЮ.К. Педагогика. // Ю.К под ред.Бабанский[Электронный ресурс] - Режим доступа. — www.detskiysad.ru28.11.2014г.

2.     Выгодский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1965.

3.     Ильина Е. Воспитание искусством [Текст] / Е. Ильина // Искусство в школе. – 2009. – № 1. – С.13-17.

4.     Киященко Н.И. Эстетика жизни: Учебн. пособ. – М.: ИНФРА-М, 1999.

.  .  .