Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Восприятие знаков и символов у детей с ОВЗ

Дата публикации: 2017-11-03 17:14:48
Статью разместил(а):
Новичкова Светлана Леонидовна

Специфика восприятия абстрактных знаков у детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Новичкова Светлана Леонидовна,

учитель начальных классов МОБУ СОШ № 4 им. А.Я. Першина г. Благовещенск РБ,

магистрант кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО

«Башкирский ГПУ им. М. Акмуллы», г. Уфа

 

Научный руководитель: Аслаева Рахима Гильметдиновна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы».

 

Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.

В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым объектом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т.д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений, для отвлечения от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточения на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. При работе со знаками, как и при работе с любыми объектами, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности для творчества.

Детям с ОВЗ сложно ориентироваться в системе условных знаков и символов в силу состояния здоровья. Образно-символическое восприятие у детей с ОВЗ представлено как психологическая категория, изучены его состав и свойства, выделены его специфические особенности как особого вида деятельности. Образно-символическое восприятие, отражающее личностно-смысловое отношение человека к миру посредством образного познания и выражения отношений к свойствам объектов и явлений действительности, как и любая деятельность, имеет свой предмет – отношение субъекта к миру объектов, людям, обществу; результат – выражение отношения и средства – речевые образы, поведение, предметы; специфические репродуктивные и продуктивные акты в составе процесса выражения отношения – построение образов, поиск поведения и объектов, выражающих отношения, а также регуляцию со стороны субъекта и его психики – мотивационно-смысловую, познавательную, эмоциональную.

Благодаря своим сущностным характеристикам, образно-символическое восприятие (образно-символический язык) обладает потенциалом влияния на смысловую сферу личности, а также на характер ее взаимодействия с миром на уровне поведения. Поэтому его формирование – важнейшая практическая проблема педагогической психологии обучения и воспитания. Она связана как с личностью взрослого, обеспечивающего успех воспитания, так и с личностью ребенка – как результатом образовательного процесса.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.

Современный учитель должен быть многофункциональным, обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, быть готовым включиться в практическую, научно-исследовательскую, методическую деятельность в реальных условиях образовательной практики, которая нередко ставит перед ними трудноразрешимые проблемы.

Современные педагоги не всегда понимают психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ и их особые образовательные потребности. Они часто не понимают, что важно, в первую очередь, для детей с ОВЗ – формирование академических или же социальных, жизненно-важных компетенций. Социализация и жизненные компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья должно формироваться согласно их природосообразности. Они нуждаются в особой поддержке со стороны государства, семьи, педагогов, которые обеспечат им полную и полноценную интеграцию в общество, позволят не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и обрести навыки социальной адаптации, реализовывать собственную жизненную компетентность. В этом контексте безусловна приоритетность педагогического сопровождения со стороны компетентного специалиста, способного видеть ребенка с проблемами в развитии, готового к своевременному их выявлению, организации разнообразных форм и видов помощи с учетом индивидуальных и личностных их особенностей. В этом состоит социальный заказ на сопровождение детей с ОВЗ на каждом этапе ее формирования.

Ребенок с ОВЗ не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать собственно образовательные (общеобразовательные) программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования): навыки ориентировки в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей; развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе.

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из  социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения. Если ребенок-норма с легкостью может узнавать и правильно угадывать встречающиеся в повседневной жизни абстрактные знаки и символы, может в них ориентироваться, то дети с ОВЗ эти знаки не всегда могут понять в силу своего состояния здоровья.

Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влияни­ем на развивающуюся личность огромного количества внеш­них и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.

.  .  .