Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа кружка «Мягкая игрушка»

Дата публикации: 2017-10-26 19:33:07
Статью разместил(а):
Новолокина Ксения Александровна

Рабочая программа кружка «Мягкая игрушка»

Возраст обучающихся: 9-11 лет

Срок реализации: 1 год

Автор: Новолокина Ксения Александровна

учитель технологии

ГБОУ СОШ № 325 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Актуальность: искусство изготовления игрушек – один из видов декоративно-прикладного творчества, которое является частью искусства народа и представляет значительную ценность для нравственного воспитания детей.

Игрушка – это средство познания и вживания в мир. Для детского восприятия важно все: форма, цвет, соразмерность, материал, крепость и функциональность.

 Работая над изготовлением мягкой игрушки обучающиеся приобретают практические навыки кройки и шитья, навыки работы с разными материалами и инструментами, умение подбирать гармоничные цвета и оттенки ткани. Это базовые основы, которые согласно «Концепции художественного образования в РФ» должны формироваться в начальной школе, и «на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка». Т.к. в начальной школе очень редко включают в учебный процесс такого вида работу, из-за недостаточного количества часов, то программа на данную тему в дополнительном образовании будет являться весьма актуальной.

         Педагогическая целесообразность: Особенностью данной программы является то, что она дает возможность  каждому обучающемуся реально открыть для себя «волшебный» мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности открывает большие возможности для развития инициативы, пробуждает положительные эмоции, вдохновляет, активизирует творческие мысли.

         Программа кружка «Мягкая игрушка» носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основных приемов обработки ткани, навыками  работы на швейной машине,  техникой изготовление игрушек, в различных стилях.

         Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального  и  духовного  воспитания  личности  обучающего, для его 

социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации.

          Цель программы: развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.

Задачи программы:

обучающие: 

-научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей;

-научить практическим навыкам работы с тканью;

-научить творчески  использовать полученные умения и практические навыки. 

развивающие: 

- развивать творческую активность обучающегося путём самостоятельно постановки и решения творческой задачи (реализации задуманного образа);

- развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление, внимательность, усидчивость и аккуратность;

- расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;

- развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными материалами;

воспитательные:

- воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, умений и навыков поведения и работы в коллективе;

- воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.

При реализации программы используется спиральный принцип построения программы, который предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков обучающихся от одной ступени к другой.

Результат освоения программы Работа творческой группы имеет большое воспитательное значение для развития у школьников художественного вкуса, интереса к искусству, традициям, профессиональной ориентации. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности учащихся. В конце курса учащиеся должны:

-знать историю развития игрушки;

-выполнять выкройки по схемам;

-выполнять простейшие швы;

-владеть приемами работы с тканью и мехом;

-выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно;

-уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;

-совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки. 

Возраст обучающихся 9-11 лет.

Программа рассчитана на один год обучения. Занятия в группах проходят 1 раза в неделю по 1 академическому часа, 36 часа в год, из которых 8 часов приходится на теорию и 28 – практику

В группу принимаются все желающиеся. Набор обучающихся производится по принципу добровольности. 

     Формы контроля: 

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью учащегося, содержательная оценка педагогом, само- и взаимоконтроль.

Итоговый контроль: проводится в форме отчётной выставки детского творчества,

Критерии оценки работ:

- аккуратность исполнения; 

- соблюдение технологии; 

- творческий подход к работе. 

 

Учебно-тематический план

 

дата

Тема

Всего часов

Лекцион.

Практич.

1.

 

Вводное занятие

1

0,5

0,5

 

 

- Конструирование и оформление игрушки

1

0,5

0,5

2.

 

Простые игрушки

10

3

7

 

 

- Игрушка подушка (из 2-х частей)

4

1

3

 

 

- Игрушки из помпонов

3

1

2

 

 

- Игрушки из фетра

3

1

2

3.

 

Игрушки помощники

15

3

12

 

 

- Варежка-прихватка

5

1

4

 

 

- Кукла на чайник

10

2

8

4.

 

Объемные игрушки

20

2

18

 

 

- Кукла в технике «тильда»

10

1

9

 

 

- Кукла в лоскутной технике

10

1

9

5.

 

Игрушки - сувениры

25

4

21

 

 

- Игрушки по мотивам сказок

12

2

10

 

 

- Кукла в национальном костюме

13

2

11

6.

 

Итоговая выставка

1

 

1

 

 

Итого:

72

12,5

59,5

Содержание программы

1.     Вводное занятие.  

1.1.Конструирование и оформление игрушки Разнообразие игрушек. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки. Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз». Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение, передача другому лицу. Правила поведения учащихся во время занятий.

Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного». Правила выполнения эскиза игрушки. Технология конструирования симметричных выкроек. Технология увеличения или уменьшения выкройки. Правила кроя игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек.

2. Простые игрушки

1.1. Игрушки из помпонов. Освоение технологии выполнения основы для изделий (помпона). Изготовление игрушек: цыпленка, домовенка, снеговика, медвежонка.

1.2. Игрушки из фетра. Освоение технологии выполнения основы для цельнокроеной игрушки.  Изготовление цельнокроеных игрушек из фетра: колобка, лягушонка, мышонка, рыбки, грибочка, цыпленка, снеговика, гусеницы.

3. Игрушки помощники

1.1. Варежка-прихватка. Освоение технологии выполнения основы для цельнокроеной игрушки. Выбор ткани для игрушки. Обмеловка деталей по шаблону. Раскрой деталей. Смётывание, соединение деталей. Оформление игрушки.

1.2. Кукла на чайник. История куклы на чайник. Выбор ткани для игрушки. Обмеловка деталей по шаблону. Раскрой деталей. Смётывание, соединение деталей. Оформление игрушки.

4. Объемные игрушки

1.1. Кукла в технике «тильда». Рассказ о технике изготовления куклы. Выбор образа для куклы. Выбор ткани для куклы. Изготовление выкройки. Обмеловка деталей по шаблону. Раскрой деталей. Смётывание, соединение деталей. Оформление куклы.

1.2. Игрушка в лоскутной технике. Ознакомление с лоскутной техникой. Поиск образа для игрушки. Выбор подходящих лоскутов. Изготовление выкройки. Обмеловка деталей по шаблону. Раскрой деталей. Смётывание, соединение деталей. Оформление игрушки.

5. Игрушки - сувениры

1.1.  Игрушки по мотивам сказок. Выбор сказки и распределение героев между детьми в группе. Выбор ткани для игрушки. Изготовление выкройки. Обмеловка деталей по шаблону. Раскрой деталей. Смётывание, соединение деталей. Оформление игрушки.

1.2. Кукла в национальном костюме. Выбор национальности и техники в которой будет изготовлена кукла (лоскутная техника или кукла «Тильда»). Выбор ткани для куклы. Изготовление выкройки. Обмеловка деталей по шаблону. Раскрой деталей. Смётывание, соединение деталей. Оформление куклы.

6. Итоговая выставка.

Творческая выставка всех изготовленных игрушек. Приглашение на выставку родителей, родственников и друзей.

 

Методическое обеспечение программы.

Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие материалы и инструменты:

-     хлопчатобумажные, меховые, шерстяные, плюшевые, кожаные лоскуты;

-     нитки для шитья, шерстяные, «мулине»;

-     иглы разной величины;

-     ножницы, шило, плоскогубцы, нож;

-     картон, калька, копировальная бумага;

-     линейка, карандаш, фломастеры, клей, акриловая краска;

-     вата, синтепон, проволока;

-     бисер, пуговицы, тесьма, кружева.

-     колготки (эластик), капроновые льняные и иные шнуры,

-     медная проволока; 

-     косметика для макияжа куклы;

-     кисточки;

-     швейная машина;

-     утюг.

 

Занятия строятся с учетом дидактических принципов – от неизвестного к известному, от простого к сложному; с учетом возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста, применением наглядности и на основе знаний полученных ранее. Для организации и осуществления учебно-познавательной деятельности используются следующие методы:

- словесные, которые включают в себя рассказ, объяснение, устный инструктаж;

- наглядные, к которым относятся иллюстрации и демонстрации, работа по образцам;

- практические – упражнения, учебно–практические работы;

- репродуктивные и проектные, отражающие степень самостоятельности учащихся при усвоении учебного материала: повторение, алгоритмизация;

- самостоятельные и несамостоятельные, характеризующие степень управления педагогом познавательной деятельности учащихся: задания, указания.

Для контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности используются следующие методы:

- устный контроль и самоконтроль объединяют индивидуальный опрос учащихся, фронтальный опрос, устный самоконтроль и взаимоконтроль учащихся;

- практический контроль и самоконтроль применяются для диагностики уровня развития навыков и умений обучаемых: контрольная учебно-практическая работа.

Основная структура занятия 

Групповое занятие - наиболее оптимальная форма работы кружка.

Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя проверку готовности учащихся к занятию, вводный инструктаж, технику безопасности.

В основной части занятия стоит задача овладения теоретическими и практическими знаниями учебной программы.

В заключительной части подводятся итоги занятия, даётся оценка выполненной работы.

Музыкальное сопровождение на занятии используется для поддержания работоспособности учеников.

Особое внимание уделяется организации рабочего места ученика. Оно должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться так, чтобы их было удобно брать, не затрачивая время на поиск. Стол должен быть хорошо освещен, свет падать с левой стороны. Важно напомнить детям о правильном положении корпуса, не разрешать сутулиться, низко наклонять головы. Расстояние между глазами ребенка и работой должно быть 25–30 см.

Учащиеся должны строго соблюдать требования техники безопасности и выполнять правила работы с острыми, колющими и режущими предметами.

План урока «Изготовление мягкой игрушки из помпонов».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Объявление темы занятия: «Сегодня мы с вами научимся делать удивительные сувениры из помпонов. Тема нашего занятия звучит так – «Изготовление мягкой игрушки из помпонов».

2. Вопросы для повторения:

Из чего изготавливают помпоны? (из ниток)

Какие бывают нитки? (нитки бывают хлопчатобумажные, шелковые, синтетические (акриловые), шерстяные)

Какие свойства имеют нитки, что можно с ними делать?

Как нитки делятся по назначению? (по назначению нитки делятся на швейные, вышивальные, вязальные)

Задание:

- выберите из образцов ниток нитки для вышивания;

- выберите нитки, которые применяют для шитья.Какие нитки мы будем использовать для изготовления помпона? (для изготовления помпона мы будем использовать нитки для вязания)

3. Новая тема:

Для начала ребята мы с вами научимся изготавливать помпоны. Посмотрите внимательно план по изготовлению помпонов.

- Ну вот, смотрите какие молодцы, какие у всех получились замечательные помпончики! А знаете, что кроме украшений, из помпонов можно сделать мягкую игрушку – это снеговика, зайца, цыплёнка, птичку, мышку и многое другое.

Демонстрация игрушек:

Сейчас предлагаю вам сделать игрушку. А что это будет за игрушка, мы выясним в ходе беседы.

Задание: отгадайте загадку.

 «Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?» (Весной)

Расскажите стихотворение о весне.

Внимательно прослушайте стихотворение и дайте ответ на вопрос:

Какие приметы, говорят о том, что пришла весна?

Дети читают стихотворения и отвечают на вопрос (солнце ярче светит, стало теплее, снег почернел и тает, птицы прилетают с юга).

Предлагаю сделать мягкую игрушку из помпонов Пасхального цыпленка:

Показ образца

4. Анализ образца:

хорошо рассмотрите цыпленка и ответьте на вопросы:

- Из каких частей состоит игрушка? (игрушка состоит из головы, туловища, крыльев, хвоста, лапок, клюва, глаз, гребешка)

- Назовите основные детали. Сколько их? (2 детали – голова и туловище)

- Какую они имеют форму? (круглую)

- Назовите дополнительные детали? (клюв, хвост, крылья, лапки, глаза, гребешок)

- Из какого материала сделаны дополнительные детали? (из пищевого пластика – стаканчиков из-под йогурта)

5. План работы: рассмотрите внимательно технологическую карту по изготовлению мягкой игрушки из помпонов.

Какие операции надо выполнить при изготовлении игрушки?

На шаблонах разного размера изготавливаем 2 помпона;

Связываем их между собой или склеиваем;

Из пищевого пластика (красный стаканчик из-под йогурта) вырезаем детали (ножки и клюв) и приклеиваем к олове цыпленка вместе с глазками;

Из акриловой нити, из которой изготавливались помпоны, делаются 2 крылышка и хвост, приклеиваются к туловищу;

Из кусочка красного кружева вырезается гребешок и приклеивается к голове.

6. Правила техники безопасности: повторение правил по технике безопасности.

Какими инструментами будем пользоваться?

Разгадайте ребусы (представляются таблички с ребусами)

Игра в цветик – семицветик.

На лепестках написаны вопросы по технике безопасности:

Как надо пользоваться ножницами? (осторожно)

Где надо хранить ножницы? (в определенном месте)

В каком виде нельзя оставлять ножницы? (в открытом)

Как передаются ножницы? (кольцами вперед)

Почему с силиконовым клеем надо обращаться осторожно? (можно обжечься)

Как подготовить рабочее место для работы с клеем?

Что надо сделать после работы с клеем?

7. Практическая работа: практическая работа по операционной карте (под музыку).

Индивидуальная работа с каждым учеником.

Во время работы спрашиваешь: Что делаешь? Сколько деталей крыльев? Что будешь делать дальше?

8. Итог занятия:

Проверка работ, выявление допущенных ошибок

 

На первых занятиях необходимо изучить технологию выполнения ручных швов, которые используются при изготовлении игрушек. Рекомендуется  обратить внимание на назначение каждого шва. Соединительные швы («строчка», «потайной») применяются для соединения деталей изделия. Для обработки петель и края изделия применяются швы «петельный» и «через край». А швы и стежки, выполняющие общие функции («вперед иголку», «назад иголку», «вперед иголку с перевивом») применяются и для украшения изделий, и для соединения деталей.

Очень внимательно нужно подойти к выбору первого изделия. Игрушка должна быть несложной, количество выкроек не более трех. Швов немного. Первую игрушку дети должны сшить быстро и насладиться радостью своего труда.

После того, как учащиеся усвоили технологию изготовления игрушек первой сложности, можно перейти к более сложным игрушкам – из 4-6 выкроек. Работы над такими игрушками много и если есть желание у учащихся их можно шить бригадами по 2-4 человека. Бригадная форма работы позволяет в два-три раза сократить время, затраченное на изготовление игрушки, учит детей трудиться коллективно, переживать за работу товарища, позволяет выявить организаторские способности.

Следует обратить внимание учащихся на то, что мягкие игрушки можно выполнить не только из ткани, но и из других материалов. Поэтому несколько часов программа отводит на изготовление  игрушек из шерсти, пряжи. Основой для таких игрушек служат помпон и клубок.

В процессе изготовления изделий учащиеся получают большие возможности для творчества. В этом возрасте дети стремятся к конечному результату, т.е. изготовлению изделия, а так же его оформлению. Им свойственно желание внести что-то новое, украсить игрушку по-своему, ощутить результат собственного творческого поиска. Обращение к изучению народного декоративно-прикладного искусства развивает эстетический вкус, вызывает интерес и любовь к искусству своего народа, а также желание вернуться к этому виду ручного труда.

 

Список литературы для руководителя кружка:

1.     Антоначчо Мара Шьем игрушки для детей / Пер. с итал. М.С. Меньшиковой. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96 с.

2.     Белова Н.В. Мягкая игрушка: Веселая компания// Н. В. Белова.- М.: Изд-во «ЭКСМО – Пресс»; СПб.: «Валерии СПД», 2002. – 224 с; ил.

3.     Вали Берти Джанна Лоскутное шитье // От простого к сложному / Пер. с итал. ООО «Мир книги». – М.: Мир книги, 2002. – 80 с., ил.

4.     Бесан С.Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки // Преподавание технологии/ С.Б. Бесан - М.: Изд. Дом "Первое сентября", 2004. - С. 114, ил.

5.     Невзорова Н. К. Выполнение ручных швов. // Начальная школа/ Н. К.  – 1990. — № 3. – С. 17-25

6.     Дайн Г. Л. Русская игрушка. – М., 1987.

7.     Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. – М., 1981.

8.     Н. Ф. Дик Настольная книга учителя начальных классов// Н. Ф. Дик. – Ростов-на Дону, 2004.- С. 176

9.     Кочетова С.М. Мягкая игрушка: Игрушки для всех // С.М.Кочетова  – М.: Изд-во ЭКСМО; СПб.: Валерии СПД, 2003. – 240 с., ил.

10.   Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации // Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – С.171

 

Список литературы для учащихся:

1.     Агапова И. А. Мягкая игрушка своими руками // И. А.Агапова, М. А. Давыдова – М.: Айрис – пресс, 2002.- С. 87, ил.

2.     Грачева Т. И. Если взять иголку с ниткой // Т. И. Грачева – М.: Малыш, 1990. - С.142, ил.

3.     Денисова Н. А. Пушистики и мохнатики // Денисова Н. А.  – М.: Айрис – пресс, 2006. – С. 121, ил.

4.     Левина М. С. 365 кукол со всего света // М. С. Левина. – М.: Айрис – пресс, 2002.- С.373, ил.

 

Использованные мной источники:

1.     Концепция художественного образования в российской федерации от 28 декабря 2001 г. N 1403. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.businesspravo.ru/docum/documshow_documid_151125.html (Дата обращения:15.01.2016г.)

2.     Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.comofv.ru/images/data/gallery/31_9023_pismo_minobrnauki_06-1844_ot_11-12-2006.pdf (Дата обращения:15.01.2016г.)

3.     Образовательная программа дополнительного образования детей кружка  "Мир игрушки" Джанкойской общеобразоваельной школы-комплекса  №2 Республика Крым [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/programma_kruzhka_quotmir_igrushkiquot-37093.htm (Дата обращения:15.01.2016г.)

4.      Кривелева Л.Г. Рабочая программа кружка "Мягкая игрушка" - [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.zavuch.ru/methodlib/277/55910/#sthash.TV1JPqVa.dpuf (Дата обращения:15.01.2016г.)

.  .  .