Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Особенности преподавания русского народного танца на эстетическом отделении ДМШ

Дата публикации: 2024-03-05 12:26:09
Статью разместил(а):
Бородина Екатерина Анатольевна

Особенности преподавания русского народного танца на эстетическом отделении детской музыкальной школы

Автор: Бородина Екатерина Анатольевна

Горно-Алтайская Детская музыкальная школа №1

 

Аннотация: В данной статье автор делится своим подходом в преподавании русского народного танца у детей младшего школьного возраста эстетического отделения детской музыкальной школы.

Ключевые слова: народный танец, хороводные игры, русская пляска, младшие школьники.

 

Уроки русского народного танца на Эстетическом отделении Детской музыкальной школы процесс интересный, непростой и у каждого класса особенный. Все преподаватели знают, что дети  приходят разные: по способности к восприятию материала, по физическим возможностям, и по другим критериям. Конечно, наше знакомство с народным танцем начинается только на втором году обучения, со второго полугодия, когда дети уже познали основы классического экзерсиса, выучили и станцевали самые простые танцы Гномиков и Снеговиков, польки  Бабочек и Сверчков, освоили простые танцевальные рисунки, разнообразные прыжки, и многие другие танцевальные элементы.

Дети приходят к нам на отделение в возрасте 6-7 лет, во втором классе им, соответственно, 7-8 лет. В этом возрасте довольно сложно долго удерживать внимание на чем-то одном (просмотре видео, беседе, освоении движений). Поэтому, очень  важно давать материал так, чтобы ребенку было, не только понятно, о чем идет речь, но и довольно коротко и сжато. Урок, выстраивается так, чтобы дети заинтересовались материалом и захотели включиться в действие. Для этого используются различные методы и приёмы подачи материала.

Основные методы и приёмы на уроке хореографии:

Наглядный метод, он включает в себя разнообразные приёмы:

•        образный показ педагога;

•        эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;

•        подражание образам окружающей действительности;

•        приём тактильно-мышечной наглядности;

•        наглядно-слуховой прием; демонстрация эмоционально-мимических навыков;

•        использование наглядных пособий.

Словесный метод состоит из многочисленных приёмов:

•        рассказ;

•        объяснение;

•        инструкция;

•        беседа;

•        анализ и обсуждение;

•        словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;

•        приём раскладки хореографического па;

•        приём закрепления целостного танцевального движения-комбинации;

•        приём словесной репрезентации образа хореографического движения.

Практический метод обогащён комплексом различных приёмов, взаимосвязанных наглядностью и словом:

•        соревновательность и переплясность;

•        использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;

•        комплексный приём обучения;

•        выработка динамического стереотипа (повторяемость и повторности однотипных движений);

•        фиксация отдельных этапов хореографических движений;

•        сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;

•        приём пространственной ориентации;

•        развитие основных пластических линий;

•        музыкальное сопровождение танца как методический приём;

•        хореографическая импровизация;

•        приём художественного перевоплощения.

Кроме того, в работе со школьниками очень эффективный и психолого-педагогический метод:

•        приём педагогического наблюдения;

•        проблемного обучения и воспитания;

•        приём индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребёнку;

•        приём подсознательной деятельности;

•        приём контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного отдыха (релаксация);

•        педагогическая оценка исполнения ребёнком танцевальных упражнений

Игровой метод, включающий в себя игры ритмические, музыкальные, образные и танцевальные.

На практике каждый преподаватель использует эти методы в разной совокупности. На первом уроке народного танца, я показываю детям небольшую видео презентацию о русском танце. Затем мы смотрим несколько ярких номеров профессиональных коллективов имеющих мировое признание, такие как: Государственный академический хореографический  ансамбль «Берёзка», Государственный академический  ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева, Московский Государственный академический Театр Танца «Гжель». И обязательно номер наших старших ребят, уже выступающих на концертах и конкурсах, что бы дети понимали, что и они при желании и усердной работе, тоже смогут выходить на сцену. Обычно после этого они уже сами бегут на середину класса и заводят хоровод! И чтобы усилить эффект восприятия я завожу с ними хороводную игру, со змейками, воротцами, линиями и кругами.  Детям это очень нравится, и урок пролетает очень ярко, быстро и запоминается им надолго!

Как и положено, на последующих уроках мы разучиваем поклоны, положения рук и ног, простые ходы и притопы, основные движения русского танца. И не забываем, что в работе с младшими школьниками мы всегда уделяем большое место играм: музыкальным, образным, ритмическим. А у русского народа игры  в жизни детей всегда занимали большое место. Поэтому, изучая их на уроках, мы не только закрепляем определённые навыки, развиваем координацию, внедряем новые движения, но и, безусловно, создаём  разнообразные художественные образы, расширяя кругозор детей, изучая традиционною культуру. Кроме этого, ребята осваивают различные рисунки танца, учатся держать интервалы, быстро менять направление движения, взаимодействовать с партнёром, двигаться в  тройках, четвёрках и конечно в парах. Многие хороводные игры, обогащаясь лексикой, становятся этюдами, а при их дальнейшем развитии могут стать прекрасным материалом для постановки танца.

В век гаджетов, с которыми дети проводят времени больше, чем с родителями и друзьями, им очень не хватает непосредственного, близкого общения: глаза в глаза, рука в руку. Когда ребята проходят змейкой по кругу лицом друг к другу, я их прошу поделиться своим хорошим настроением, пожелать мысленно чего-нибудь доброго и подарить улыбку. Это получается не сразу, но как приятно, когда они сами начинают получать удовольствие от таких простых, но очень нужных и важных знаков внимания своим партнёрам! А ещё, все кто играл и водил хороводы, понимают, что в них нужно быть внимательным, сообразительным, шустрым и коммуникабельным! Это только со стороны хоровод кажется чем-то простым и спокойным, на самом деле это не так, в хороводе всегда есть внутренний быстрый ритм, который нужно держать в определённом шаге, ходе, дополняя притопами и прихлопами, так что, в хороводе устаёшь не меньше чем после пляски!

Каждый преподаватель хочет, что бы на его уроке ребёнку было, не просто  интересно, а что бы появилось желание учиться, развиваться, двигаться вперед. Поэтому когда ребёнок получает положительные эмоции при изучении нового материала, это уже первый шаг к тому, что он с увлечением продолжит изучать этот и последующий  материалы.

Современные дети плохо себе представляют, как жили их сверстники сотни лет назад, почему носили именно такую одежду, на каких музыкальных инструментах играли, чем занимались в свободное время, в какие игры играли. Такие уроки  знакомят их не только с истоками нашей русской культуры, музыки, танца, но и помогают понять, как складывались традиции, быт и уклад нашего народа. И если мы хоть немного приоткроем для молодого поколения дверь в этот большой мир народного творчества, заинтересуем их своей традиционной культурой, это  и будет шаг к тому, что  играя, танцуя, они на генетическом уровне по-настоящему почувствуют душу народа, любовь к своему этносу, к своим корням, к самим себе. Значит цель достигнута. Это и есть истинный патриотизм.

 

Список литературы:

1. Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца [Текст]: учеб. пособие / Г.Ф. Богданов. - М.: МГУКИ, 2001. - 224 с.

2. Гусев Г.Л. Методика преподавания народного танца [Текст]: танцевальные движения и комбинации на середине зала / Г.П. Гусев. - М.: ГИЦ «Владос», 2003. - 208 с.

3. Климов А.А. Основы русского народного танца [Текст]: учебник для студентов. - М.: Искусство, 1981. - 270 с.

4. Мурашко М.П. Русский хоровод: Серия «Пляска как феномен русской танцевальной культуры» - М.: МГИК, 2015. - 552 с., илл., ноты.

5. Палилей А.В. Сибирский русский народный танец [Текст]: метод, рек. по изучению спецкурса для студентов хореографической специализации. Кем.ГИК. - Кемерово, 1991. - 39 с.

6. Сингач Н.П.. Народно-сценический танец: Становление, техника, стиль и манера исполнения. Барнаул, 2007.

7. Заикин Н.И. Фольклорный танец и его сценическая обработка [Текст]: метод, пособие. Всерос.науч.-метод. центр народного творчества и культпросвет работы им. Н.К. Крупской. -М., 1991. - 134 е.: ил.

 

.  .  .