Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методические рекомендации "Порядок изучения гамм в младших классах"

Дата публикации: 2023-11-06 16:20:41
Статью разместил(а):
Сургутанова Наталья Викторовна

Методические рекомендации "Порядок изучения гамм в младших классах"

Автор: Сургутанова Наталья Викторовна

МБУ ДО ДШИ №3, г. Уфа, РБ

 

Музыкальное воспитание юных пианистов невозможно без определенных технических навыков. "Техника» от греческого слова «Techne» - искусство, мастерство. Это мастерство достигается путем постоянной работы не только над художественными произведениями, но и на специальном инструктивном материале. Изучение гамм, арпеджио, аккордов является обязательной частью музыкального воспитания. Их освоение начинается в младших классах ДМШ и продолжается в ВУЗе. "Они одинаково полезны как начинающему, так и весьма продвинутому ученику и даже опытному исполнителю", - замечает К. Черни. – «Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним».

Гаммы, как и всякие упражнения осваиваются сравнительно легко, и сразу же начинают «работать» на выработку и накопление технического мастерства, приносить плоды. Кроме того, в отличие этюдов, часто направленных на развитие одной из рук, здесь задействованы обе руки: и левая и правая упражняются и развиваются одновременно.

Изучение гамм на уроках требует особого внимания в силу следующих причин:

  • гаммы, а также аккорды и арпеджио - развивают ладовый, мелодический и гармонический слух, ощущают ладовые функции мажора, минора, осваивают кварто-квинтовый круг тональностей.
  • гаммы способствуют развитию двигательного аппарата. Вырабатывается пальцевая четкость, ровность, беглость, точность звукоизвлечения, сила и выносливость, независимость и самостоятельность пальцевых движений, координацию движений в партиях обеих рук.
  • гаммы помогают освоить основные формулы фортепианной техники, так как известно, гаммовый комплекс - это основа фактуры классических произведений.
  • гаммы нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры
  • гаммы помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений. Учащиеся знакомятся с определенной технологией, с названием тех или других понятий: звукоряд, лад, тональность, аккорд, интервалы и т.д.

Замечательный педагог и пианист К.Н. Игумнов всегда начинал свои занятия с игры гамм и арпеджио, обращая внимание на легато, ровность и певучесть звука.

«Играй всегда так, чтобы пальцы твои шли за головой, а не голова за пальцами. Во время игры старайся как можно меньше смотреть на руки. Изучай упражнения с закрытыми глазами, внимательно прислушиваясь..., даже в самых сухих упражнениях неуклонно следи за красотой звука» - говорил Э. Зауэр.

Педагог должен поставить перед собой задачу: научить ученика в работе над упражнениями и гаммами находить элементы исполнительства. Проще говоря - полюбить гаммы, аккорды, арпеджио.

Без изучения гамм, аккордов, арпеджио во всех тональностях, без выработки привычки к точной аппликатуре ученику трудно будет работать над художественными произведениями, где встречаются все эти элементы техники.

Цель: развитие первоначальных технических навыков на фортепиано

Задачи: - обучение двигательным техническим навыкам, приемам игры, основным техническим формулам, которые будут в дальнейшем использоваться в музыкальных произведениях.

Порядок изучения гамм в младшем звене ДМШ.

Существует несколько методических рекомендаций. Например: М. Лонг советует начать изучение с хроматической гаммы. Она элементарна по своей структуре (играются все звуки подряд), подкладывание первого пальца совершается в очень тесной позиции, вырабатывается точность прикосновения, ловкость и гибкость первого пальца.

Часто начинают изучение гамм в порядке квинтового круга. Такой порядок имеет свои преимущества - дает ясное представление о расположении всех 24 тональностей.  Действительно, усвоить гамму до мажор легче, чем гамму со многими диезами, однако в пианистическом отношении гораздо легче играть гамму с черными клавишами, так как это способствует удобному расположению на клавиатуре (длинные пальцы на черных клавишах). В этом случае рука лежит естественно.  Поэтому многие методики советуют начать изучение гамм с ми мажора, си мажора. С точки зрения технического освоения лучше начинать с си мажора для правой руки и ре-бемоль мажора для левой руки. В этих гаммах присутствует «формула Шопена».

Минорные гаммы можно учить как параллельные мажорным, так и как одноименные. Иногда можно изучать гаммы согласно учебному репертуару учащихся, т.е. работать над гаммами в тех тональностях, в которых написаны изучаемые произведения. Какой из вариантов выбрать - следует решать, опираясь на способности и возможности учащихся.

К изучению гамм необходимо приступать в то время, когда учащиеся уже ознакомились с клавиатурой, нотной грамотой, с определенными навыками на инструменте. Некоторые педагоги (Е. Гнесина) рекомендует начинать играть гаммы как можно позже, через год, или даже через два.

Лучше всего приступать к гаммам, когда хорошо усвоены пятипальцевые последования legato. Первая группа - трихорд играется 123 пальцами, вторая группа - тетраход - 1234. Для правой руки. Левая рука играет в зеркальном расположении. Теми же пальцами, но при движении вниз.

Игра кластерами. Сначала в пределах 1 октавы. Потом 2, трех, четырех октав. Это значительно улучшит зрительное восприятие периодичности гаммы на клавиатуре.

У каждого педагога, работающего с детьми, за годы практики вырабатывается своя система в изучении гамм. Я начинаю изучение гамм с одновременного показа гамм: До мажор - ля минор, сначала в расходящемся; потом, через пару уроков, в прямом движении. По моему убеждению, изучение гамм нужно делать по аппликатурным признакам. Подтверждение этому я нашла в трудах Евгении Колонтаровой, педагога МГУ им. Гнесиных.

По её методическим рекомендациям ученик на первом году обучения должен познакомиться с пятью диезными мажорными гаммами: до, соль, ре, ля, ми. Темп умеренный, так, как только в умеренном темпе возможен контроль за legato. Всегда чуть приготовленные пальцы, внятное произношение и грамотное подкладывание первого пальца.  Ребенок должен представлять себе гамму, как мелодическую фразу.

Одновременно с гаммами показать аккордовое тоническое трезвучие в тональности, которое переносить по октавам. При переносе на октаву учить " глазами" готовить аккорд, опускать руку мягко, но на крепкие пальцы. Не готовить аккорд в воздухе (растопыренными пальцами); он как бы прячется в руке и раскрывается в момент падения на нужные клавиши.

Прохождение гамм в таком порядке дает то, что ученик усваивает аппликатурную формулу 3+4 для правой руки и 4(5) +3 для левой не по звукам, т.е. не по названию клавиш, а как арифметическую формулу.

Особый восторг вызывает у первоклашек предложение поиграть гаммы с закрытыми глазами. Это можно делать, когда до мажор - ля минор играются уверенно в расходящемся и прямом движении.

Игра двумя руками в прямом движении.

Приступить к игре гамм двумя руками следует после того, как хорошо усвоена игра отдельными руками. Р. Кант рекомендует как можно дольше работать над гаммами отдельно руками. Доводить игру до автоматизма, чтобы впоследствии тратить гораздо меньше времени на освоение гаммы двумя руками. При разборе гаммы двумя руками можно воспользоваться упражнением Р. Канта, адаптировав его для учеников младших классов на примере до мажора:

- сыграть двумя руками ноты До Ре несколько раз, пока это не станет легко и автоматически. Далее переходить к Ре и Ми; далее к Ми и Фа (сложно для правой руки) и т. д. Затем играть аналогичным способом по 3 ноты, уделяя больше внимания на сложные последовательности: по 4 ноты, по 5нот, по 6 нот, по 7 нот.

На втором году обучения говорить о группировке гамм по типам аппликатур еще рано, но следует обратить внимание на то, что четвертый палец всегда имеет свое место в каждой гамме (пока это относится к пяти диезным гаммам, с которыми знаком ученик):

в правой руке 4 палец всегда на VII ступени.

в левой руке 4 палец всегда на II ступени.

Каждый раз, задавая гамму, педагог предварительно определяет положение четвертого пальца в правой и левой руках. Такое внимательное отношение к аппликатуре воспитывает аккуратность и полностью исключает небрежную игру.

Во втором классе в первом полугодии начинается знакомство с гармоническим и мелодическим минором.  Это знакомство по времени изучения совпадает с курсом сольфеджио. Теоретики тоже знакомят учащихся с этими гаммами, что очень помогает в теоретическом запоминании и осмыслении. Достаточно пройти две минорные гаммы: ля минор, ми минор.

Во втором полугодии второго класса задачи усложняются. 5 диезных мажорных гамм играются 2 руками в прямом и противоположном движении (от одного звука) в две октавы. Гаммы в параллельном движении желательно играть двумя рукам - между звуками расстояние в две октавы. Это удобно позиционно, ученик слышит линию legato в каждой руке, и это дает ему возможность лучше контролировать качество звучания. Кроме того, физически удобнее: руки не прижимаются к туловищу.

Исходя из своего личного опыта, могу сказать, что изучение гамм по аппликатурным признакам, дает положительные результаты. Ученики запоминают аппликатуру не по звукам, т.е. по названию клавиши, а по принципу логики, как арифметическую формулу.

На третьем году обучения ученик должен хорошо знать пять мажорных гамм (до, соль, ре, ля, ми), которые играет в прямом и противоположном движении двумя руками в две октавы. В минорных гаммах (ля, ми, си, ре, соль, до) играть 3 вида в прямом движении на 2 октавы.

Во втором полугодии третьего класса вводится игра в три октавы. Полезно показать тут же группировку по триолям - это организует ритм, исключает небрежную бесформенную игру. Позднее - по 4 звука, когда переходим на 4 октавы. В этом случае будет всегда четкая граница, гамма звучит ритмически организованно. Акценты легкие, едва заметные. Не следует акцентировать первый звук, что мешает общему движению, лучше произносить, фразировать его - как мы делаем, когда произносим слова. (Ударение есть в словах, но мы его не выделяем). Игра гамм с применением ритмических и артикуляционных вариантов способствует развитию скорости пальцев, легкости, лучшей приспособляемости, силы, динамического разнообразия. Полезно давать задание по динамике звучания. Возможны варианты: правая рука играет f, левая р, и наоборот.

Особое место в работе над техническими упражнениями занимает вопрос развития скорости движения. В третьем классе прибавляется темп, который устанавливается педагогом. У каждого ученика свой темп. Критерием является ровность, ясность звуковой линии и, конечно же, аппликатурная точность. Здесь важно понятие технической одаренности и неодаренности ученика. Одаренные дети, приобретая в начальный период обучения правильные технические навыки, гармонично развиваются и растут без особых затруднений. Труднее с менее или неодаренными технически детьми, плюс неудобный аппарат, низкая работоспособность. У таких учащихся надо сначала укреплять твердое знание гамм: знаков, точной аппликатуры, правильности технических движений.  Увеличивая темп, мы ищем соответствующее темпу туше. Нужно помнить о закономерности: чем быстрее темп, тем более легкое прикосновение, без чрезмерного погружения в клавиатуру, забота об экономичности движений, их слаженности, обобщенности. Кроме всего того, что всему свое время и постановка перед учеником более сложных задач должна быть уместной и оправданной.

Технические формулы.

Хроматическая гамма:

Я давно даю хроматическую гамму на первом году обучения. На хроматической гамме отрабатывается положение первого пальца, весьма актуального при формировании постановки рук. Первый палец всегда играет около черных клавиш; рука при этом не делает никаких вертикальных движений. Как и в гаммах, ученик должен контролировать свой звуковой результат - ровность мелодической линии. Акценты разные: по 2, 3, 4 ,6.

До этого использую подготовительные упражнения: «с черной на белую». Через пару уроков добавляем второй палец.

Когда аппликатура хроматической гаммы освоена, я даю хроматическую гамму в расходящемся виде от звуков: ре, соль #, так как в этих гаммах аппликатура параллельна.

Трезвучия с обращениями (аккорды) даются на втором году обучения. Для детей, которые постарше и у которых руки побольше можно и на первом году обучения показать игру трезвучий с обращениями. Обращения можно называть перестановками (первая и вторая перестановки). Позднее вводим взрослую терминологию.

Аккорд следует взять пальцами (как все, что мы берем в руку) не напрягая при этом тыльной стороны кисти (она отдыхает) с упругой опорой, рессорящим запястьем. Перед взятием аккорда вся рука (кисть в первую очередь) совершенно свободна, пальцы присобраны, но не склеены. Ладонь - широкая. При погружении чувствуем, как ладонь как бы эластично расширяется. Категорически нельзя готовить заранее жесткую форму аккорда (т.е. говоря словами Нейгауза, превращать руку в палку с загнутыми крючками). Руку приготавливаем невысоко над клавиатурой (но не на клавишах, что может вызвать отталкивание от клавиатуры, нежелательное на начальном этапе обучения).

Движение – взятие - цельное, незаторможенное (т.е. нельзя останавливать руку перед погружением), рука как бы вливается в клавиатуру. Не допускайте кистевых шлепков - вся рука ощущается как единое пружинистое целое. Кончики пальцев - активные, цепкие, чуткие. Сразу после взятия проверить свободу руки, отсутствие давления на клавиши (при устойчивых пальцах), готовность руки к взлету. Цепочку аккордов можно играть со счетом на «три», чтобы организовать ритм упражнения.

Перенос руки с аккорда на аккорд на счет «три» - плавный дугообразный перелет на легком крыле локтя. В конечном итоге ряд аккордов должен исполняться и слышаться, как оформленная музыкальная фраза на одном дыхании. Бывает, что начинающий ученик боится взять аккорд, сковывается. В подобных случаях целесообразно проработать предварительные упражнения: взять два звука, добавить третий. Для каждого аккорда получается три варианта.

С самого начала работы над аккордами добиваемся наполненного протяженного звучания, слаженного «трехголосного хора». Голоса хора вступают с точной одновременностью, без «кваканья». В дальнейшем нужно научиться подчеркивать в аккордах линию пятых пальцев, т.к. в художественной практике мы часто встречаемся с необходимостью вести в аккордовой фактуре пятым пальцем правой руки мелодию, а пятым пальцем левой руки- басовый голос. Для успешного решения этой задачи главное - настройка внутреннего слуха, слуховой контроль, а также настойчивость внутреннего слуха в достижении цели. Специальные соответствующие упражнения помогают в выработке соответствующего навыка.

Сосредотачивая энергию руки в кончике пятого пальца, ставим его несколько круглее (рука помогает удобным поворотом), остальные пальцы ложатся несколько площе.

Арпеджио короткие:

Короткие арпеджио по 4 звука можно вводить с 2 класса. Сначала подготовительные упражнения:

Первый этап работы - разучивание каждого звена (а их три) отдельно со снятием руки между мотивами. Цель - объединить 4-х звучный мотив одним движением, сыграть его как бы на одном смычке.

Здесь важно объединяющее движение кисти от первого пальца к пятому, ровность движения, певучесть legato, ни один звук не должен пропадать. Следить, чтобы пальцы были собраны вместе. Следует поискать соответствующее объединяющее движение от первого пальца к пятому, или наоборот, в зависимости от направления.  Основа исполнения каждого мотива - расширение и моментальное вслед за этим собирание пальцев. Эластичность кисти позволяет избежать фиксирования пальцев в растопыренном положении, мешающего их подвижности (деконцентрации). В правой руке при движении вверх, в левой – вниз - сразу забираем отыгравший 1-й палец ко второму, что и ориентирует руку на собранную позицию. В противном случае, если 1 палец отведен от второго, застыл на месте, так и не присоединившись к нему - кисть теряет свою эластичность, возникает напряженность, неудобство. Играя правой рукой вверх (левой вниз) разворачиваем кисть в сторону пятого пальца, который идет вглубь клавиатуры (т.е. к черным клавишам). Это обеспечит впоследствии удобную смену позиции при соединении мотивов - звеньев. Второй этап работы - присоединение к каждому мотиву первого звука следующего звена. На последнем звуке каждого мотива, перед переходом в новую позицию, - супинационный разворот кисти (если играть правой рукой вверх, а левой вниз), в противоположных направлениях - пронация.

Супинация - наклон кисти к пятому пальцу, пронация - к первому с помощью ротации предплечья. И то, и другое - необходимые спутники, сопутствующие движения при игре коротких и ломаных арпеджио, а также ломаных октав, тремоло, альбертиевых басов. Сходные по характеру движения мы применяем в быту: ввинчивание лампочки - супинация, вывинчивание - пронация. Рука делает вздох (полное освобождение) - и мягко ложится на первый звук нового звена. При смене позиции ни малейшего давления на пограничный палец Он ощущается, как ось, на которой непринужденно поворачивается рука.

Завершающий этап - объединение всех звеньев в мелодическую фразу. Пальцы живые, активные. Запястье постоянно гибкое, локоть - спокойно скользящий.

Переход к быстрому темпу.

Каждая гамма имеет моменты медленного и скорого движения. Первое требует более глубокого прикосновения и звука, а второе - исполняется быстро, эластично скользя по всей серии быстрых нот. Но даже в этом движении концы пальцев должны нести на себе вес руки. И при игре пианиссимо кончики пальцев всегда должны быть очень цепкие. Слухом необходимо контролировать качество производимого звука. Можно продолжить варианты работы над гаммой: игра в пунктирном ритме, разными штрихами, с разными штрихами в руках, разные нюансы в руках. Задача педагога состоит в том, чтобы выбрать нужное упражнение для определенного ученика на данный момент. Фейнберг писал: «Дети по своей природе - реалисты. Поэтому они не всегда прилежно выполняют свои уроки по музыке, если не видят ясно перед собой определенной достижимой цели. Серьезная задача педагога - заставить ребенка поверить, что все рекомендуемые ему приемы разучивания и тренировки действительно ведут к желаемому результату».

Заключение.

Гаммы проверяются на зачетах обычно в 3 четверти согласно программе. Играются в едином темпе, без отдыха после каждого вида. Все должно звучать, как единое произведение. Не стремиться к быстрому темпу, главное - качество исполнения. Педагог должен знать, у каждого ученика свой быстрый темп. Внимание, сосредоточенность, хороший звук, ровная мелодическая линия, а главное, слуховой контроль -  вот что приносит пользу. Желательно следить за свободой, гибкостью и хорошим звучанием. Всегда должно быть живое исполнение, а не серая, скучная масса звуков. Только тогда при исполнении художественных произведений в пассажах не будет неловкости, угловатости и корявости.

Упражнения и гаммы нужны в повседневной работе как повседневный материал, позволяющий уделять значительную часть внимания игровым движениям, более того появляется пианистическая свобода, умение управлять аппаратом, мозг начинает работать умно и интересно, и выявляются такие качества индивидуальности, существование которых трудно даже предполагать.

Однако многие педагоги - пианисты считали, что в упражнениях и гаммах вырабатывается «сырая» техника, которая подлежит отшлифовке в этюдах и пьесах. По данному вопросу Г. Нейгауз говорил следующее: «Упражнения я рассматриваю как некий полуфабрикат... Упражнения и гаммы необходимы для выработки контакта пальцев с клавишами. Играя упражнения и гаммы, пианист как бы прибегает к некому разделению труда, позволяя себе на данный момент отрешиться от музыкально-художественных задач и специально работать над элементами, составляющими мастерство».

Из числа крупнейших пианистов некоторые, как Антон Рубинштейн,- работали над упражнениями и гаммами в течение всей жизни; другие, как Рахманинов С. - преимущественно в молодые годы и лишь некоторые, как Скрябин А., не придавали им особого значения. Однако этот пример не может служить примером для рядового ученика ДМШ.

Интересно здесь высказывание А. Гольденвейзера: «Я считаю не слишком целесообразным играть те или иные отвлеченные упражнения типа упражнений  И. Брамса, К. Таузига и т.п. Из этого я, однако, исключаю гаммы и арпеджио. В старину для каждого исполнителя считалось необходимым хорошее владение гаммами и арпеджио. Потом был период, когда это было совершенно заброшено. Это огромное заблуждение. Музыкант - педагог знает, что тот, кто не работал над гаммами, наталкиваясь на гаммообразные пассажи у классиков и романтиков, вынужден учить эти пассажи как частные случаи. А для тех, кто с детских лет хорошо овладел техникой гамм и арпеджий, такого рода пассажи являлись привычными и специальной работы не требуют».

Каждый ученик диктует педагогу метод работы с ним, который исходит из способностей и особенностей ребенка. Поэтому единого плана работы быть не может. такой план на практике очень разнообразен, он диктуется исключительно задатками ученика. к которым приспосабливает педагог свою методику.  Любая методика является результатом длительной работы каждого педагога. Многое в педагогических приемах почти непередаваемо, многое держится на интуиции. Но каждый педагог может на основании собственного выбора сочетать те или иные методы в самых различных комбинациях.

 

Методическая литература:

  1. Балацкая А., Петрова Н. Играть легко. - М. Издательский дом «Классика XXI» 2008 г.
  2. Барсукова С. Веселая музыкальная гимнастика. Ростов-на Дону. Феникс. 2008 г.
  3. Бахмацкая О. Здравствуй, малыш! (выпуск № 1).
  4. Игнатьева В., Игнатьев Л. Я музыкантом стать хочу. Как научить играть на рояле. Первые шаги. - М. Издательский дом «Классика XXI» 2009 г.
  5. Шмидт - Шкловская А. О воспитании пианистических навыков.

 

.  .  .