Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Разработка урока "Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу"

Дата публикации: 2023-10-21 00:02:27
Статью разместил(а):
Ходарева Юлия Ивановна

Урок русского языка в 4 классе

Этапы урока

Время, мин

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Мотивация познавательной деятельности 

1 мин

Прослушивание музыки

Ребята, давайте, послушаем отрывок из детской песенки.

Куда нас позвала песня? Действительно, нас позвала в гости сказка.

Сказка мудростью богата,

Скажем сказке «Приходи! »

Это присказка, ребята,

Сказка будет впереди.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, отвечают на вопросы

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация необходимых знаний

3 мин

Сообщение темы урока

Вы, конечно, знаете много сказок? Сказки все любят. А вот почему?

Назови свою любимую сказку, своих любимых героев.

Как начинается ваша любимая сказка?

О каких чудесах и  волшебствах  говорится в твоей сказке?

Бывает ли у сказок печальный,  несчастливый конец?

Кто догадался, какое слово станет сегодня ключевым на нашем уроке? (Сказка)

А вот тему урока вы узнаете, если правильно выполните корректурную пробу. Вам надо зачеркнуть все буквы английского языка, а из букв русского алфавита сложить слова.

Корректурная проба: 

СWОQЧDИFНGЕJНYИNЕ СVКZАLЗSКQИ 

ПRО ГDОFТNОZВQОWМRУ НJАGЧFАDЛWУ. 

Ребята, какая фраза у вас получилась?

Давайте проверим! (Тема урока: сочинение сказки по готовому началу)  Слайд 1 (щелчок)

Всё верно, ребята, сегодня на уроке вы все превратитесь в сказочников и «попробуете перо» в сочинении сказок.

Как вы понимаете выражение «пробовать перо»? (Самостоятельно сочинить сказку).

А девизом нашего урока станут известные всем слова … Прочитайте их!

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! 

Как вы понимаете смысл данного выражения?

(Сказки поучительны, они заставляют задуматься о плохих, злых, глупых проступках героев. Сказки учат быть трудолюбивыми, добрыми, смелыми)

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.

Регулятивные:целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Организация познавательной деятельности 

1 мин

Работа с учебником.

Незаконченные предложения

Прежде чем приступить к сочинению сказки, давайте повторим, что мы знаем о сказках. Для начала вспомним, что такое сказка?

Ребята, вам надо выбрать из данных определений (на партах карточки) единственно верной ответ на поставленный вопрос.

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?

1. Сказка – это смешное произведение.

2. Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.

3. Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

Дальше мы будем работать в парах.  

Работа в парах. 

Вам предстоит изучить справочный материал (опорные листы)  и рассказать, что же означает слово «сказка» в словарях и что это слово означало раньше?

1-ая пара: 

Сказка, с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал. 

2-ая пара: 

В слове сказка корень такой же, что в словах «сказать», «сказ», «сказание», «рассказ». Так уж сложилось, что именно за этим словом закрепилось значение «вымысел». Возможно, сказалось на развитии значения этого слова то, что первоначально так называли официальные документы: устные показания свидетелей, отчёты, в частности списки с результатами переписи населения (эти списки раньше называли «ревизские сказки»). Может быть, именно недоверие к таким документальным свидетельствам мы обязаны таким приятным и с детства знакомым, волшебным значением слова «сказка». 

Какие виды сказок вы знаете? (Народная и авторская)

Чем отличается народная сказка от авторской? 

По видовым особенностям сказки бывают какие? (Волшебные, бытовые, о животных) 

Хорошо! Молодцы!

Игра «Ты – мне, я – тебе»  Слайд 4 (щелчок – ответ) 

А сейчас мы с вами вспомним название сказок по опорным словам. Наша игра называется «Ты – мне, я – тебе!». Начинаем.  

1. Лиса, Журавль, в гости, каша, окрошка, тарелка, кувшин (Лиса и журавль) 

2. Царь, три сына, стрела, болото, Лягушка (Царевна-лягушка). 

3. Цветник, жаба, мальчик, роза. (Сказка о жабе и розе). 

4. Папа, Дядька-Валик, Мальчик-колокольчик, табакерка. (Городок в табакерке). 

5. Дарёнка, дед, кошка, козёл. (Серебряное копытце). 

6. Старик, сыновья, дозор, конёк с двумя горбами (Конёк-горбунок). 

7. Царевна, мачеха, зеркальце, яблоко, Чернавка, королевич Елисей (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях) 

8. Купец, три дочери, цветочек, Чудище (Аленький цветочек) 

Какие особенности имеет сказка?

1. Сказочное начало.

(Жили – были, в некотором царстве, в  некотором государстве,  давным – давно и т. д.)

2. Сказочные слова и выражения. (Дремучий лес. красна девица, добрый молодец, одна – одинешенька , путь – дороженька , наливное яблочко , чистое поле , утро вечера мудренее, спать – почивать , затужил- заплакал, ни в сказке сказать , ни пером описать и т.д.)

3. Повторы (3 раза)

4. Сказочные превращения.

5. Волшебные предметы, герои.

(Василиса Премудрая, Иван-царевич, скатерть-самобранка, ковер-самолет, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и т.д.)

6. Добро побеждает зло.

7. Концовка сказочная.

(Вот и сказка вся, больше врать нельзя;

 Я там был, мед- пиво пил, по усам текло, а в рот не попало;

 Стали жить- поживать да добра наживать;

 Стали жить- поживать припеваючи;

 Вот и сказке конец, а кто слушал молодец).

Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.

Регулятивные:целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Самостоятельная работа

 

 

Ну, вот мы с вами повторили основное о сказке, и сейчас приступим к сочинению своей сказки по плану

1. Зачин (Перенести слушателя в сказочный мир. Время и место действия, о которых говорится в зачине, неопределенны, более того — фантастичны) 

2. Основная часть (Рассказ о различных приключениях героев. Появление препятствий или трудностей, обретение волшебных помощников или чудесных свойств, а далее преодоление трудностей)

 3. Концовка (Любая сказка имеет счастливый конец) 

- Прочитайте начало сказки.  Слайд 6

 В одной деревне жила-была маленькая девочка, да такая хорошенькая. Что ни в сказке сказать, ни пером описать. Родители в ней души не чаяли. Однажды пошла девочка в лес по грибы да по ягоды. Деревце за деревце, кустик за кустик, и забрела  она в самую чащу.…

Продолжите сказку (самостоятельная работа)

Что могло случиться с девочкой в лесу?

Кто мог помочь ей выбраться из леса?». 

 

 

Подведение итога урока

2 мин

Выставка работ

Пересказ придуманной сказки одним (или несколькими)  учеником.

Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают  на вопросы учителя.

Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции.

 

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов

Рефлексия

2 мин

Яблонька

Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками, которая в русских сказках является символом достатка, плодородия и доброты. 

Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней яблочек. Давайте украсим её яблочками. 

Красное – всё получилось. Жёлтое – испытывали затруднение. Зелёное – было всё непонятно. 

И закончить наше занятие хочется словами.

«Читайте, дети, сказки!».

Домашнее задание

2 мин

 

Записать сказку в тетрадь

 

 

 

Опорный лист:

1-ая пара: 

Сказка, с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал. 

2-ая пара: 

В слове сказка корень такой же, что в словах «сказать», «сказ», «сказание», «рассказ». Так уж сложилось, что именно за этим словом закрепилось значение «вымысел». Возможно, сказалось на развитии значения этого слова то, что первоначально так называли официальные документы: устные показания свидетелей, отчёты, в частности списки с результатами переписи населения (эти списки раньше называли «ревизские сказки»). Может быть, именно недоверие к таким документальным свидетельствам мы обязаны таким приятным и с детства знакомым, волшебным значением слова «сказка». 

.  .  .