Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Нейропсихологические приемы в развитии познавательных (логических) УУД у младших школьников

Дата публикации: 2023-08-19 10:40:22
Статью разместил(а):
Гадалина Олеся Юрьевна

Нейропсихологические приемы в развитии познавательных (логических) УУД у младших школьников

Автор: Гадалина Олеся Юрьевна 

ГБОУ "Школа-интернат № 2", г. Жигулевск

 

Нейропсихология — отрасль психологии,  изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга.

Объект нейропсихологии – человек с локальными повреждениями головного  мозга. 

Предмет нейропсихологии – нервная основа психических процессов, их связь с отдельными системами головного мозга.

Выделяют несколько направлений в нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная, психофизиологическая, детская, нейропсихология позднего возраста.

Остановимся более подробно на детской нейропсихологии.

Раздел, к задачам которого относятся изучение онтогенетически обусловленных изменений мозговой организации психических процессов, с наибольшей отчетливостью проявляющихся в возрастной динамике функциональных  связей при становлении межполушарного взаимодействия. 

В настоящее время число школьников, которые испытывают трудности в обучении, неуклонно растёт. Ребенок плохо запоминает информацию, не может сосредоточиться, плохо себя контролирует, медленно читает, неловок в движениях, истощен (нет энергии), плохо спит, пишет буквы зеркально, имеет навязчивые движения, обладает макро- или микропочерком, имеет несформированность межполушарного взаимодействия.

Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо. В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами. Вот именно поэтому сейчас так часто встречаются такие понятия, как нейропсихологические упражнения, задания, игры и т.д.

Основные цели нейропсихологических упражнений: развитие мемжполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитие речи, развитие моторики, развитие способностей, развитие памяти, внимания, развития мышления.

Примеры упражнений и игр для развития мозга.

Кинезиологические упражнения, например: «Повтори за мной», Кулак-ребро-ладонь», «лягушка», «Яблочко-червячок», «Ухо-нос», «Бумага-ножнички», «Привет –пока», «Змейка»,«Гриб-поляна», «Честь капитану», «Дом-ежик-замок», «Цепочка», «Кулак-ладошка», «Ступенька», «Лодочка», «Чайник», «Лайк - кольцо», «Рожки, да ножки», «2-3-0», «Часики», «Скалолаз».

Дыхательная гимнастика оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания, например, «Свеча», «Дышим носом», «Насос», «Губы трубочкой».

Упражнения для глаз помогают сохранить и улучшить зрение, а так же активизируют разные участки мозга. если перед диктантом уделить пару минут такой разминке, то ученики пишут работу гораздо лучше. Можно применять настенные, потолочные офтальмотренажеры. 

Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно. Здесь можно использовать различные альбомы, настенные плакаты, главная особенность которых, использовать одновременно обе руки.

Именно комплекс нейропсихологических игр и упражнений разовьёт нужные психические функции, будут стимулировать и гармонизировать работу правого и левого полушарий. В результате такого подхода у детей улучшается внимание и память, развивается мышление и речь, усиливается контроль над своим поведением и, как следствие, повышается успеваемость и сохраняется мотивация к обучению.

 

.  .  .