Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Групповые и индивидуальные технологии обучения на уроках русского языка и литературы

Дата публикации: 2023-06-01 13:22:48
Статью разместил(а):
Середина Елена Георгиевна

Групповые и индивидуальные технологии обучения на уроках русского языка и литературы

Автор: Середина Елена Георгиевна

МОУ "СШ № 94", Волгоград

 

Часто можно слышать, что русский язык - скучный предмет.

Как пробудить интерес учащихся к русскому языку? Прежде всего, любить работу и детей. Постоянно работать над собой, использовать современные образовательные технологии.

Групповые технологии предполагают:

- взаимное обогащение учащихся в группе;

- организацию совместных действий, ведущую к активизации познавательных процессов;

- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обуславливающихся особенностями изучаемого объекта);

- коммуникацию, общение, без них невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор способов действия.

В чём заключаются особенности организации групповой работы?

Класс на уроке делится на группы для решения учебных задач, чаще проблемного характера. Каждая группа получает задание (одинаковое или дифференцированное), которое выполняется сообща под руководством лидера группы (командира) или учителя;

Задания в группе выполняются так, чтобы учитывать и оценивать вклад каждого члена группы. Состав группы непостоянный, подбирается так, чтобы максимально эффективно могли реализоваться учебные возможности каждого, в зависимости от содержания работы. Группы могут различаться: по типу работы (проект, исследуем проблему), по теме, по сложности.

Элементы технологического процесса групповой работы

1. Подготовка к выполнению группового задания:

а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

б) инструктаж о  последовательности работы;  

в) раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

а) знакомство с материалом, планирование работы;    

б) распределение заданий внутри группы (команды);

в) индивидуальное выполнение задания;    

г) обсуждение индивидуальных результатов работы;

д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

е) подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

а) сообщение о результатах работы;   

б) анализ познавательной задачи, рефлексия;

в) общий вывод о групповой работе и достижении задачи.

В 6 классе по литературе в разделе «Пейзаж в поэтических текстах» каждой группе даётся стихотворение, которое надо проанализировать: указать рифму, размер, художественно-изобразительные средства, выразительно прочитать и т.д. Через 15 минут представители от групп делают сообщения. Выступления могут быть поделены между участниками группы, исходя из их желания. Чтение стихов будет восприниматься эмоциональнее на фоне подобранного заранее музыкального сопровождения.

К групповым технологиям относятся нетрадиционные уроки, на которых имеет место разделение класса на команды: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др.

Итак, использование групповой формы работы имеет свои преимущества:

а) Не все ученики готовы задать вопрос учителю, если они не поняли материал, а при работе в группе выясняют друг у друга все, что им непонятно. Все вместе не боятся обратиться за помощью к учителю, задать вопрос, поспорить.

б) Учащиеся учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.

в) У учеников формируется своя точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать.

г) Учащиеся начинают понимать, где и как они смогут применить свои знания.

д) Ученики общаются между собой, развивают чувство товарищества и взаимопомощи.

г) Подбирают музыкальное сопровождение по подходящему к тексту настроению.

Но есть как недостатки, так и преимущества в командной работе.

Преимущества:

- Раскрепощение учащихся.

- Возможность увидеть проблему, найти способы её решения.

- Формирование собственной точки зрения.

- Возможность применять полученные знания.

- Чувство товарищества и взаимопомощи.

Недостатки:

- Возможность уйти от ответа, просидеть просто слушателем.

- Оценка, поставленная участниками команды, не всегда объективна.

- Лидеры могут подавлять мнение слабых участников команды.

- Эмоциональные дети часто испытывают вину пред товарищами.

- Проигравшие дети, как правило, обиженно выходят из работы.

Очень важно на уроках применять технологию индивидуализированного обучения. Почему?

У многих детей потенциал развития велик. Есть дети, которые не усваивают обычный стандарт, а есть одарённые дети, на качество образования, которых влияют многие факторы. Современный ученик попадает под пресс неблагоприятных моментов. Многие дети живут и воспитываются в неполных семьях, общение с родителями заменяет просмотр телепрограмм, игры в телефонах, а вот книги детей интересуют мало. Снижается познавательная активность. Основные показатели качества образования- это показатели ЗУНов, олимпиад. Самым актуальным является ребёнок, с которым мы работаем.

Индивидуальный подход осуществляется во всех технологиях.

Главными задачами становятся: обучение каждого на уровне его способностей. Одним из путей, ведущих  к повышению и развитию интереса к русскому языку и литературе - отбор содержания учебного материала. Хорошо подобранный материал, средства обучения помогают решать многие задачи. Каждому ученику дать право выбора уровня сложности. Построение схем, таблиц экономит время урока.

Задания с последующей проверкой активизируют внимание, формируют зоркость, повышает грамотность и интерес к предмету. Использование электронных тренажёров по русскому языку и литературе (кроссвордов, иллюстраций рисунков, тестов,) воспитывает порядочность, нравственное поведение, интерес к урокам. Фронтальная работа с классом, обязательная для всех, сочетается с варьированием материала для наиболее успевающих, интересующихся, которые более глубоко изучают материал.

Одним из педагогических условий становления индивидуальности ученика в обучении будет создание ситуации выбора с помощью  дифференциации  заданий. Использую разноуровневые задания- карточки, предлагаю выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми. Ученик, исходя из способностей, сам выбирает уровень заданий, так класс не приходится делить на сильных и слабых.

1. Выберите правильное  написание, обозначьте выбор букв з- с. Запишите  слова. Какие слова «лишние»? Почему? Составьте 2 распространенных предложения.                                    

2. Запишите слова. Какие «лишние»? Почему? Составьте текст на тему «…». Обозначьте в орфограмму. Выпишите слова с орфограммой. Какие правила правописания приставок?

Много поразительных открытий сделали ученые на древней египетской земле. Раскопки вскрыли остатки каменной кладки. Трудно было разгадать тайну пирамиды. Известняковую скалу расчищали от песка и вырубали в ней отверстия. Из небольших отверстий сверху свет ниспадал на мраморный пол храма. Надписи пирамид восхваляли фараонов. Здесь можно увидеть сцены жизни простых людей. До наших дней на каменных страницах стен сохранились рассказы о жизни египтян. Тяжелые стволы колонн сбросили на землю. Здание разрушено.

3. Найдите в «Орфографическом словаре» 8 слов. Запишите. Текст озаглавьте, спишите.

У нас часто леса гибнут от бе.жалостного обращения. Люди бе.сознательно бросают спичку, и от огня п.гибают леса. Срубить дерево ле.ко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет. За посадками м.лодых деревьев след.т лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, нам.чает, где надо ра.чистить лес от бурелома, участвует в борьбе с вр.дителями леса. Гусеницы с.едают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни мол.дых деревьев. Но есть у леса и друзья - птицы. Они пр.красные помощники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство.

Запишите слова, которые не относятся к изученной теме.           

Можно провести работу с сигнальными карточками. Бесценный, избежать, исчерпать, низкий, возрождение, избежать, здесь, бесчеловечный, бесформенный, воскликнуть, бесчисленный, безвкусный,    

Какие слова не относятся к данной орфограмме? Почему? Докажите.

Использование данной технологии помогает повысить мотивацию и качество знаний. Система индивидуального подхода полностью соответствует личным особенностям каждого. Поэтому ребенок, попав в эти условия, начинает культивировать лучшие черты характера, старается исправить недостатки, которые мешают на пути к успеху. В процессе обучения у него появляется привычка к целенаправленной работе, развивается интерес к учению, вырабатывается способность входить в суть проблемы, умение сосредоточиться, спокойствие, уверенность в себе и уважение к другим. Система индивидуального подхода создает оптимальные условия, способствующие развитию личности ученика.

 

.  .  .