Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Грамотная речь как одна из компетенций педагога

Дата публикации: 2023-05-23 17:26:41
Статью разместил(а):
Терентьева Виктория Владимировна

Грамотная речь как одна из компетенций педагога

Автор: Терентьева Виктория Владимировна

МУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества Ворошиловского района Волгограда»

 

Данная методическая разработка посвящена актуальной теме: «Грамотная речь, как одна из компетенций педагога». 

Методический материал нацелен на повышение орфоэпической компетенции у педагогов в различных речевых ситуациях. 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что деятельность педагога является сферой «повышенной речевой  ответственности». Поэтому его речь должна соответствовать литературному языку.  

Методическая разработка предназначена для педагогов во всех сферах образования.

Педагог должен грамотно излагать свои мысли, пользоваться выразительными средствами речи сравнениями, эпитетами, пословицами, афоризмами, а также знать и использовать все правила русского языка, дикцию и выразительность, эмоциональность речи.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике и воспитании. 

Цель: повышение орфоэпической компетенции педагогов через овладение нормативной постановки ударения в словах. 

Задачи: 

1. Уточнить и закрепить нормативные правила постановки ударения в словах. 

2. Уметь использовать орфоэпические нормы постановки ударения в различных речевых ситуациях.

В нашем современном мире профессиональная деятельность педагога является сферой «повышенной речевой ответственности». Специфика работы любого преподавателя заключается в постоянном контакте с другими специалистами, родителями  и детьми.  Поэтому речь должна соответствовать литературному языку.

В связи с тем, что русское ударение претерпевает изменения в течение времени и имеет подвижность, возникают трудности  при правильной его  постановке в словах. А несоблюдение этих норм в произношении будет препятствием в языковом общении, так как при неправильном произношении тяжело уловить смысл сказанного.

Что же такое «Культура речи»? 

Профессор Л.И. Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

Вот простейшая формула культуры речи:

·         Думай, кому говоришь.

·         Что говоришь.

·         Где говоришь.

·         Зачем говоришь.

·         Какие из этого будут последствия?

Компоненты профессиональной речи педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда.

К голосу предъявляется ряд требований:

- голос не должен вызывать неприятных ощущений. Важно, чтобы голос педагога не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей.

- педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения, голосом надо уметь владеть (характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей);

-педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей;

- с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.

- голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями-справочниками.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми педагог использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Педагог должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагого в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагог заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон педагога способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком и со взрослыми, но и слышать его.

Самые распространённые ошибки в речи педагога:

1. Употребление слов-паразитов. Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый. Часто употребляемые слова – паразиты: «Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну», «ну ваще», «короче», «то есть» «практически» «по-любому» «жесть», «вобщем» «пипец» «да не вопрос» «без проблем»

Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека. В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр».

2. Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

3. Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола. Ласковые слова очень нужны, но ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

4. Необходимо НЕ говорить безлико. Например «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т.д.

Зачем это нужно? Дети научатся сравнивать бытовые предметы друг с другом, разделять их и обобщать. Например, чем отличаются брюки и шорты? Что у них общее – чем они похожи? Что у них отличное? Когда  Вы правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это отличный повод поговорить с ребенком, попробовать обсудить, чем похожи и чем отличаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени.

5. Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку: дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма, а также слов-сокращений: телик, комп.

Нелитературное произношение слов:

хочут – хотят,

пошлите – пойдёмте,

ляжь – ляг,

сижа – сидя,

заплотит – заплатит,

ложИть или лОжить? Нет таких слов в русском языке. Есть слово положИть. Употребляется только с приставкой! А вот слово клАсть используется строго без приставок! 

Вариантное ударение.

К словам с вариативным ударением относятся также следующие существительные: «бАржА», «пЕтлЯ», «тЕфтЕли», «кулинАрИя», «твОрОг», «мАркЕтинг». 

Ударение в существительных

Большое количество существительных с неподвижным ударением на корне:

аэропОрт – аэропОрты, аэропОртах,  но в аэропортУ 

бОль – бОлей, бОлями, бОлях 

вОзраст – вОзрасты, вОзрастов, вОзрастам 

кран – крАны, крАнов, крАнами, крАнах 

лифт – лИфту, лИфте, лИфты, лИфтами, лИфтах 

мЕстность -  мЕстностей, мЕстностях, мЕстностям 

Очерк – Очерки, Очерков, Очеркам, Очерками 

плИнтус – плИнтусов, плИнтусами 

склАд – склАды, склАдам, склАдов, склАдами 

срЕдство – срЕдства, срЕдствами, срЕдствам, срЕдствах 

чЕлюсть – чЕлюстей 

шампУр – шампУре, шампУру, шампУры, шампУрами, шампУрах

договОр – договОры

дирЕктор – дирЕкторы

профЕссор – профЕссоры

шАрф - шАрфы

пОвар – поварА.

В словах иноязычного происхождения ударение сохраняется, которое имели в языке – источнике. 

 жалюзИ      базилИк        коклЮш       мЕнеджмент 

 экспЕрт      диспансЕр    кинзА      шассИ 

У существительных, оканчивающих на  - лог,  ударение падает на последний слог. 

диалОг    каталОг    монолОг   некролОг

Ударение в глаголах.

Ударение в глаголах – одна из актуальных тем в русском языке. 

В глаголах 2 спряжения, оканчивающихся на  –ить, ударение падает на последний слог. 

облегчИть – облегчУ, облегчИт, облегчИм, облегчИте, облегчАт 

ободрИть – ободрИл, ободрИте, ободрИмся 

включИть - включИшь, включИт, включИм, включИте, отвключАт 

звонИть – звонИт, звонЯт, звонИшь, звонИм, перезвонИм 

вручИть – вручАт, вручИм, вручИшь, вручИте 

сверлИть – сверлИт, сверлИм, сверлИшь 

рулИть – рулИт, рулИм, рулИте, рулИшь                

приручИть – приручИм, приручИт, приручИшь

НО одОбрить!

Часто используемые педагогом 

НЕправильно

Правильно

Придти

Прийти

Подпись (в документах)

Роспись (по дереву, в ЗАГСе)

Едь или Ехай, («езжай» нежелательно)

Поезжай, ПРИезжай, ЗАезжай

Одеть (ребенка)

Надеть (одежду)

Извиняюсь

Извините

Договора

Договоры

Я приехал с Москвы

Я приехал из Москвы

Займи мне денег

Дай взаймы

выЙграть в конкурс

выИграть в конкурс (Игра) нет «й»

ихний

их

Тест для педагогов. Правильно ставь ударение 

Педагогом раздают карточки со словами, в которых они должны проставить ударения. Затем на экране появляются правильные ответы, проверяем.

На карточке:

Августовское, из аэропорта, торты, жалюзи, завидно, черпать, свекла, квартал, облегчить, бармен, дремота, закупорить, каталог, щавель, средства, мусоропровод, сливовый, диспансер, ходатайствовать, позвонит, эксперт, цемент, избалован, баловать, договор, обеспечение, искра, прогул, новорожденный, столяр, банты, в туфлях, шарфы, красивее, договор, цепочка.

Ответ:

Августовское, из аэропОрта, тОрты, жалюзИ, завИдно, чЕрпать, свЁкла, квартАл, облегчИть, бАрмен, дремОта, закУпорить, каталОг, щавЕль, срЕдства, мусоропровОд, слИвовый, диспансЕр, ходАтайствовать, позвонИт, экспЕрт, цемЕнт, избалОван, баловАть, договОр, обеспЕчение, Искра, прогУл, новорождЁнный, столЯр, бАнты, в тУфлях, шАрфы, красИвее, договОр, договОры, цепОчка. 

Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе.

 

.  .  .