Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Организация работы по индивидуальному проекту в условиях реализации ФГОС СОО

Дата публикации: 2023-04-21 07:45:48
Статью разместил(а):
Банзаргашеева Цырегма Жамбаловна

Организация работы по индивидуальному проекту в условиях реализации ФГОС СОО

Автор: Банзаргашеева Цырегма Жамбаловна

МБОУ "Тэгдинская СОШ", Хоринский район Республики Бурятия

 

Актуальность учебно-исследовательского обучения: развитие ключевых компетенций через учебную, внеучебную деятельность учащихся, подготовка подрастающего поколения к жизни и профессиональной деятельности.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов. Учитель, осуществляющий сопровождение процесса разработки, реализации и защиты учеником индивидуального проекта в качестве тьютора, выступает как в роли научного руководителя по предметному содержанию проекта, так и в роли эксперта по оценке качества получаемого проектного продукта и индивидуального продвижения ученика по уровням сформированности  проектной компетентности.

Целями организация работы по выполнения индивидуального  проекта - выявить у школьника способность к сотрудничеству и коммуникации,готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы среднего общего образования (ФГОС СОО, п. 27). Реализация ФГОС нового поколения требует от учителя конструирования новой методической системы, ориентированной на деятельностное содержание географического образования.  

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени. Освоение программы данного курса является обязательным для каждого обучающегося на уровне среднего общего образования. Для определения сроков и объема курса «Индивидуальный проект» могут быть использованы рекомендации Примерной основной образовательной программы среднего общего образования.

Большое место занимают экскурсии в природу и научно-исследовательский эксперимент, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий. В начале экскурсионного маршрута или во время исследовательской работы перед учащимися должны быть поставлены вопросы геоэкологического характера, на которые они могут дать ответы во время наблюдений в природе. Знания по физической географии своей местности привлекаются для объяснения многих явлений и процессов. Материалы наблюдений используются в процессе изучения теоретического материала об атмосфере, гидросфере и биосфере.

Обработка собранных материалов наблюдений.

Гидрологические наблюдения: в ручьях замеряют скорость течения, расход, записывают сведения о ширине и глубине водотоков, отмечают следы подъёма вод в половодье, характер донных наносов, наличие и видовой состав водных растений. Изучение и описание почв производятся по почвенным разрезам или по естественному обнажению обрывистого берега реки, склона оврага. Почвенные горизонты индексируют, записывают их мощность и другие показатели: цвет, влажность, механический состав, структура ,плотность включения, наличие и обилие корней растений, характер перехода в нижележащий горизонт. Также обращается внимание на степень деградации почв и земель; эрозия-площадь, подверженная эрозии. Изучая растительность, школьники знакомятся с биоиндикационными методами изучения состояния ландшафта.

Действия обучающихся в данном процессе включают выбор профиля обучения, темы и руководителя проекта, собственно реализация всех  этапов проекта и проведение его защиты. За два года обучения ученик может выполнить 1 и более индивидуальных проектов в одной или разных предметных областях. Также ученик может выполнять интегрированный   межпредметный проект.

С развитием компьютерных технологий школьники имеют возможность путешествовать, побывать на экскурсии через выход в интернет, а также сравнить результаты своих наблюдений полученных в результате экскурсии, походов, создать свои проекты на компьютере. Ежегодное участие учащихся школы в интерактивном интернет-конкурсе "Живая карта" по работе с изображениями Земли из космоса, что увеличивает доступность информации о спутниковом мониторинге, использования космических снимков в практической деятельности. Снимки, полученные с помощью искусственных спутников Земли, позволяют наглядно представить земную поверхность и те процессы и явления, которые происходят в атмосфере, на суше и в океане.

Основу личностно-деятельностного подхода в экологическом воспи­тании составляет общественно полезная экологическая деятельность, целью экспедиции является комплексная исследовательская работа геоэкологического, картографического, краеведческого направления.

Пилотный мониторинг - это система наблюдений, оценки одного конкретно взятого природного объекта, позволяющая выявить окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Пилотный мониторинг позволит приобрести опыт исследования в природе прогнозирования будущего состояния окружающей среды приступить к комплексному мониторингу. Комплексный мониторинг рассматривает ландшафт в целом, в котором можно изучать несколько основных природных объектов, в зависимости от  исследования. 

В состав мониторинга входят:

1. Наблюдение за изменением качества окружающей среды.

2. Оценка фактического состояния природной среды.

3. Прогноз изменения качества среды.

Действия исследователей, направленные на  улучшение исследуемой территории. Научно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой – влияние достижений инновационной педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка – создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества. В результате учебно-исследовательской деятельности учащиеся приобретают учебную мотивацию, что самое ценное  это приобретение навыков ключевых компетенций, как поставить задачу, как распланировать ход ее решения, выстраивать систему доказательств и на их основе формулировать закономерность, наблюдаемых природных  и социальных процессов. Организация работы по индивидуальному проекту в условиях реализации ФГОС СОО призвана помочь решить одну из важных проблем образования – создание педагогических условий стимулирования творческих способностей учащихся, развития интереса, склонностей и способностей с ориентацией удовлетворения интеллектуальных, духовных потребностей ребёнка. 

О вполне осознанном выборе и значении исследовательской деятельности для собственного личностного развития свидетельствуют следующие результаты анкетирования учащихся школы: на вопрос “что я ожидал и что получил от проектно-исследовательской деятельности” ребята ответили:

· полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и несомненно повлияют на выбор профессии (54% респондентов);

· работа над исследованием помогла моей самореализации (31%);

· в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми – исследователями, учеными, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях (10%);

· в процессе научного исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать (56%).

Опрошено 22 учащихся.

Таким образом, учитель, осуществляющий сопровождение процесса разработки, реализации и защиты учеником индивидуального проекта в качестве тьютора, выступает как в роли научного руководителя по предметному содержанию проекта, так и в роли эксперта по оценке качества получаемого проектного продукта и индивидуального продвижения ученика по уровням сформированности проектной компетентности. Тьютору целесообразно разработать для каждого обучающегося план сопровождения индивидуального учебного проекта, с указанием сроков проведения отдельных мероприятий, форм организации деятельности (индивидуальные / групповые консультации, самостоятельная работа).

Тьютор может взаимодействовать с родителями обучающихся. Основной составляющей такого взаимодействия является информирование родителей, в ходе которого родители могут увидеть свои возможности в процессе проектной деятельности своих детей. Роль родителей, форма их участия в проектной деятельности школьников может быть разнообразной: мотивационная поддержка на различных этапах проектной деятельности, которая заключается в поддержании у ребёнка стремления к достижению результата, уверенности в успехе проекта, информационная поддержка, техническая поддержка. Поддержка в оценке и рефлексии проектной деятельности, которые актуальны не только в конце проектной деятельности, но и в её процессе, чтобы  учащийся мог своевременно скорректировать свои действия. Участие родителей в мероприятиях по представлению и защите ученических проектов; информирование родительской общественности о ходе ученической проектной деятельности через размещение на сайте школы.

В соответствии с требованиями ФГОС СОО система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна включать в себя, в том числе, описание организации, критериев оценки, форм представления и учета результатов оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является публичная защита индивидуального итогового проекта.

Защита реализованного проекта осуществляется на школьной конференции, конференции НОУ, в рамках образовательных событий. Если это социальный проект, то его результаты должны быть представлены местному сообществу. Для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия, в которую должны обязательно входить педагоги и представители администрации образовательной организации, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы. Регламент проведения защиты, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения экспертной комиссией презентации обучающегося хода проектной деятельности и представленного продукта.

ФГОС СОО определяет требования к проектной компетентности обучающихся на уровне среднего общего образования следующим образом: «формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта». Проектная компетентность школьников формируется и развивается в процессе осуществления проектной деятельности (в 10-11 классах в процессе реализации индивидуального проекта), т.е. целенаправленной деятельности по решению определенной проблемы.

Вывод. Индивидуальный проект – это особая форма организации обязательной для обучающихся учебной деятельности, в процессе которой обучающиеся на протяжении определенного периода выполняют учебный проект или учебное исследование в рамках одного или нескольких предметов, курсов с целью продемонстрировать сформированную способность самостоятельно проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (проектную компетентность), а также свои достижения в освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности.

 

Список литературы:

1. Половкова М.В. Индивидуальный проект. 10-11 классы. Учебное пособие / Половкова М.В., Майсак М.В., Половкова Т. В. и др. - М: Просвещение, 2019 г.

2. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе : учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования / Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.

7. Логинова Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист». 2006. № 9.

 

.  .  .