Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Организация домашних занятий ученика-пианиста

Дата публикации: 2022-09-02 01:17:53
Статью разместил(а):
Мустафина Раиса Булатовна

Организация домашних занятий ученика-пианиста

Автор: Мустафина Раиса Булатовна

МБУДО "ДШИ Рузаевского муниципального района", г. Рузаевка

 

Аннотация: В статье затрагивается тема организации домашних занятий ученика-пианиста, раскрываются особенности учебного процесса музыкальной школе и ДШИ, а также освещается роль родителей в организации домашних занятий ребёнка. 

Ключевые слова: музыкальная школа, организация домашних занятий, занятия музыкой. 

 

Большинство родителей, не имеющие музыкального образования, плохо представляют себе, что ожидает их ребёнка в стенах учебного заведения и не знают того, что система работы музыкальной школы имеет определённые особенности. Некоторые думают и смотрят на музыкальную школу теми же глазами, что и на общеобразовательную. 

Какие особенности, какая разница между общеобразовательной школой и музыкальной, какое это имеет значение в системе организации учебного процесса ребёнка? На этом вопросе необходимо остановиться подробнее. В общеобразовательной школе занятия ведутся групповые, дети находятся в школе ежедневно 4-5 часов и занятия получают в основном в школе. В музыкальной же школе занятия проводятся индивидуальные. Педагог по специальности встречается с ребёнком лишь два раза в неделю по 45 минут. Поэтому основная работа проводится дома, руководствуясь указаниями, полученными от учителя во время урока. Ребёнок организованный, внимательный на уроке, работая дома, будет знать, чем и как ему заниматься. Ребёнок же рассеянный на уроке, дома будет отсиживать время за инструментом, фактически ничего не делая. 

Трудолюбие, внимание, умственные способности являются теми качествами, которые необходимы в обучении музыке, и которые проверить при поступлении ребёнка в школу невозможно. Развивать эти качества должны родители в дошкольном возрасте. 

На практике мы часто сталкиваемся с фактами, когда ребёнок на приёме получил оценку «отлично», а в работе себя не оправдывает, не успевает. Это объясняется тем, что при наличии музыкальных данных у ребёнка не оказывается других нужных компонентов интеллекта. Необходимо наличие волевого характера, терпения, настойчивости, любознательности, а главное, большой увлеченности музыкой. Всё это прививается ребёнку с самого раннего детства. Вот почему велика роль родителя, главного воспитателя своего ребёнка. 

Необходимо осуществлять контроль за занятиями ребёнка, поступившего в школу, поскольку основная работа проводится дома. Надо создать соответствующую обстановку. В комнате, где стоит инструмент, должно быть тихо, чтобы ничего не могло отвлекать ребёнка от занятий. Инструмент должен быть настроен. 

Необходимо помочь распределить время занятий. Чаще дети начинают заниматься музыкой одновременно с учёбой в общеобразовательной школе и, не имея достаточного опыта, не умеют организовать нужный режим дня. 

На занятия музыкой должны быть выделены определённые, постоянные часы с учётом того, чтобы ребёнок занимался 2-3 раза в день по 30 минут (на начальном этапе занятий). 

Без тренированного внимания, сосредоточенности, ребёнка хватает лишь на 10-15 минут, поэтому надо развивать его выносливость путём постепенного увеличения времени занятий. Работать до полной утомлённости, но не до переутомления. 

Надо позаботиться о том, чтобы интеллект ребёнка обогащался получением всевозможных впечатлений. Нельзя забывать, что это развивает эмоциональность, которая весьма необходима в музыкальном искусстве, выражающем не мысли, а чувства. Вялая, неинтересная игра ученика, есть результат плохо развитой эмоциональности. 

Надо воспитывать в ребёнке серьёзное отношение к музыкальным занятиям. Нельзя смотреть на эти занятия как на развлечения или забаву. Такой взгляд допустим лишь в детском саду, где музыкальное воспитание строится на музыкальных играх. 

В музыкальной же школе, где помимо приобщения к музыке, ведутся занятия по приобретению навыков владения инструментом, необходимо выработать взгляд на эти занятия, как на определённый труд, притом кропотливый, с затратой сил, воли и энергии. 
Не нужно думать, что как только ребёнок пойдёт в музыкальную школу, так сразу в доме зазвучит «Полонез Огинского». Многие родители ждут этого с первых дней занятий и страшно бывают удивлены, когда их дочь или сын «долбит» что-то одно и то же, весьма непонятное. 

Надо знать, что прежде чем что-то играть, необходимо приобрести определённые игровые навыки и движения. Вырабатываются они путём многократных повторений определённых приёмов с внимательным вслушиванием в интонацию извлекаемых звуков и наблюдением в это время за этими движениями, перерастающими дальше в привычку хорошего звукоизвлечения. Всё это удаётся и находится не сразу. 

Неприятно бывает слушать многократно повторяющуюся какую-либо звуковую последовательность, но надо иметь терпение как самому ученику, так и родителям, являющихся постоянными свидетелями занятий музыкой их ребёнка. 

В процессе занятий ученика родитель вмешиваться не должен, ибо замечания не по существу могут принести только вред работе. 
Так, к примеру: учитель дал задание ученику поработать над приёмом отдельно каждой рукой, а родитель дома стал заставлять ребёнка играть двумя руками, говоря, что пианисты никогда не играют одной рукой. 

Взаимосвязь родителя с учеником должна осуществляться постоянно. Помимо этого, аккуратно должны посещаться родительские собрания. Родители должны следить за дневником ученика и расписываться каждую неделю в определённой графе. 

В дневнике, в конкретной форме отражен учебный процесс, видна главная направленность работы педагога. В дневнике выставляются оценки. В случае плохой оценки, родитель должен откликнуться на этот «тревожный» сигнал и сразу же связаться с педагогом, чтобы своевременно помочь ребёнку исправить какие-то сделанные упущения. В дневнике пишутся вызовы на собрания, приглашения на концерты и делается ряд других замечаний. Дневник – это документ ученика, через который и осуществляется контроль за его работой. 

Есть дети, которые ленятся и не всегда выполняют требования учителя. Так, иногда учитель пишет, что каждую песенку надо играть по 10 раз, а вот «10-то раз играть не хочется». Здесь родитель может помочь выполнить ребёнку задание, не прибегая к принудительным мерам, делая это незаметно для ребёнка.

Плохо кушающего ребёнка, чтобы насытить, просят его съесть за папу, за маму, бабушку и т.д. А в музыке можно попросить его сыграть раз для папы, раз для мамы, бабушки и т.д. И в данном случае другая цель может быть достигнута этим же порядком. С большим желанием ребёнок работает, если видит, что к его труду проявляют какой-то интерес. 

Дома надо устраивать периодические музицирования выученных песенок. Проводить беседы о музыкантах-исполнителях, заострять внимание на слушание музыкальных передач по телевизору. В обязательном порядке посещать концерты в музыкальной школе, устраиваемые для учеников и родителей. Надо заводить свою музыкальную библиотеку из нот и другой музыкальной литературы. 

Всё это вместе взятое развивает и приобщает детей к музыке, повышает интерес к занятиям. А.Б. Гольденвейзер – большой музыкант и хороший пианист, педагог, сказал: «Музыканты-исполнители люди одержимые, влюбленные в свой инструмент, не признающие никаких преград для занятия» 

В заключение хочется сказать, что согласованная работа преподавателя и родителей является залогом успешного развития и обучения ребёнка.

 

.  .  .