Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Исторический компонент в системе подготовки специалистов среднего звена

Дата публикации: 2022-01-24 21:17:36
Статью разместил(а):
Андреева Викторина Владимировна

Исторический компонент в системе подготовки специалистов среднего звена

Автор: Андреева Викторина Владимировна

Филиал ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» в г. Воронеже

 

Рассуждая об историческом компоненте в системе образования, нельзя не отметить роль образования как таковую. Роль образования во все времена многозначна: прежде всего это инструмент формирования индивидуального мировоззрения и механизм формирования информационной системы и истории здесь отводится особая роль, также образование - инструмент формирования определенного типа общества и своеобразный механизм управления этим обществом и сознанием.

Образовательные ресурсы на определенном этапе развития выполняют функции социализации в желаемый тип общества: доиндустриального, индустриального или постиндустриального. Классификация образовательных ресурсов сформирована достаточно давно: социально-культурные, социально-экономические и социально-политические. Это теория. На практике все они довольно тесно переплетены. Социальная составляющая образовательных ресурсов реализуется в тесной связи, прежде всего, с экономикой, с социальным заказом общества. Система СПО, так же как образование в целом, находится в кризисном состоянии, что привело к изменению концептуального взгляда на историю.

Истории в системе федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования 3+ на любом уровне, по любой специальности всегда выделено место. Подразумевается, что именно дисциплина ОГСЭ.02 История, изучаемая на втором курсе на базовом уровне технического профиля позволит сохранить и транслировать духовное наследие. Но… Примерная программа и переиздаваемый учебник Артемова В.В., Лубченкова Ю.Н. История для СПО «страшно далеки они от народа». В последние годы появились учебные пособия по истории для СПО – Кириллова В.В., Самыгина П.С., но и они заинтересовать современных обучающихся не могут. Отсюда и отношение к обучению соответствующее.

Технический профиль подготовки ориентирован, прежде всего, на формирование и развитие кадрового, профессионального потенциала. Показателем успешности образовательной организации (колледжа, техникума) является работа по специальности выпускников или продолжение обучения по выбранной специальности.

Выбор профессии, специальности у обучающихся технических колледжей, техникумов при поступлении на базе 9 классов, а, пожалуй, и на базе 11 классов, происходит, как правило, не осмысленно, а на уровне представлений. Профессиональная подготовка, оторванная от исторического контекста, не способствует осознанию значимости специальности и желанию работать по ней. Выбор профессиональной сферы для молодежи, к сожалению, основан на сравнении получаемых доходов, социальной престижности, условий профессиональной деятельности, и др., а не значимости профессии или специальности.

В качестве примера предлагаю рассмотреть подготовку специалистов – техников для железнодорожного транспорта. В филиале РГУПС в г. Воронеже отделении СПО есть несколько таких специальностей.

Говорить о социальной престижности железных дорог не приходится. Она воспринимается как данность, да и еще не особо комфортная. О роли железных дорог в формировании системы национальной безопасности, в создании условий для социальной мобильности, в развитии национальной и региональной экономики и социальной инфраструктуры речь идет крайне редко. Если говорить о планируемых результатах освоения дисциплин, прописанных в компетенциях, то они крайне обобщены. В этом свои плюсы – свобода преподавателя наполнять их конкретикой, но с другой стороны-обособленность, определенная содержанием дисциплины и преподаватель остановится только на технической составляющей.

Так в курсе История в чистом виде таких тем нет, нет их и в общепрофессиональных дисциплинах, и тем более – в профессиональных модулях. Тем не менее, возможность для повышения качества образовательного процесса есть. Это использование меж- и метапредметных (междисциплинарных) связей с учетом формируемой компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес и ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, и возможно ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Специальность 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство. Хороший результат могут дать такие междисциплинарные связи как ОП.05. Строительные материалы и изделия и ОГСЭ.02 История, а впоследствии и Профессиональный модуль ПМ.01 Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог. ФГОС 3+ специальности по общепрофессиональной дисциплине ОП.05. Строительные материалы и изделия предписывает умение определять вид и качество материалов и изделий; производить технически и экономически обоснованный выбор строительных материалов и изделий для конкретных условий использования.

История дает благодатное поле для исследования. На территории ЮВЖД еще сохранились искусственные сооружения с историческим прошлым, на Большом историческом форуме Воронежа можно найти информацию о них. Есть еще некоторые источники, связанные со строительством и обслуживанием железнодорожного пути (Учетные формы ПУ-12 Книга большого и среднего моста, ПУ-12а Тоннельная книга, ПУ-14 Книга противодеформационных сооружений земляного полотна, ПУ – 13 Книга малых искусственных сооружений).

Большой интерес представляет проектно-исследовательская деятельность, связанная с историей добычи строительных материалов Воронежской, Белгородской области, в том числе, используемых при создании железнодорожных линий. Можно рассматривать историю предприятий, обслуживающих железные дороги России, в частности Лискинский завод "СПЕЦЖЕЛЕЗОБЕТОН" - ФЛ ОАО "БЭТ", Павловск неруд и др., а также возможно проведение экскурсий в Лиски, встреча с выпускниками колледжа, работающими там на руководящих должностях. Следует отметить, что большое впечатление на студентов производят встречи со специалистами, выпускниками колледжа прошлых лет, теплые их встречи на внеклассных мероприятиях с преподавателями. Во время прохождения практики студенты встречаются с представителями работодателей, которые формируют имидж колледжа.

Изучение дисциплины ОГСЭ.02 История включает период конца XX – начала XXI века. Здесь также возможно использование регионального, краеведческого компонента. Проведена большая исследовательская работа по истории Отрожки – когда-то рабочей окраины Воронежа, появившейся вместе с железнодорожной станцией. Таким образом прослеживается функция железной дороги как градообразующего комплекса. Проект, связанный с изменением роли железных дорог в период 80 – х -2000 х гг. связан с социально – экономическим развитием Воронежа и ЮВЖД. Не менее интересным является поиск выпускников, принимавших участие в строительстве магистрали века – БАМ.

Невозможно представить историю без исследования героического прошлого Великой Отечественной войны, роли железных дорог, трудовых подвигов железнодорожников, значимости труда в тылу. (источник для информации: см. Старостенков Н. В. Железнодорожные войска России. Кн. 1.–4.) 

В настоящее время все чаще проявляется тенденция к завышению оценки западноевропейского опыта использования железнодорожного транспорта и занижение оценки истории развития российских железных дорог. Ценным, мыслится задание на поиск информации и ее сравнение по следующим параметрам: социальный заказ на строительство железных дорог (США (Европа) и Российская империя (СССР)), протяженность, участие государства, формы собственности, исторические личности, основные итоги.

Вероятно, осмысление исторической роли России в создании железнодорожного сообщения в бывших республиках СССР, еще не проведено, ждет своих исследователей, но анализируя постсоветское пространство, следует уделить этому внимание.

Настоящее время уделяет большое внимание инновационному развитию, поэтому темы связанные с современным развитием железнодорожного транспорта актуальны, но имеют определенные сложности, связанные с информационными базами.

Проектная и исследовательская деятельность дает положительные результаты: происходит конкретизация содержательной основы обучения за счет овладения обучающимися определенным объемом исторических, региональных знаний, формируется личность специалиста, осознающего важность своего труда, осознается социальная значимость специальности, корпоративная причастность. Демонстрация знаний, успешности практической деятельности работает лучше любой рекламы.

Отмечу, что проектные междисциплинарные технологии создают некоторую автономность в обучении, что позволяет проявить личную инициативу, продемонстрировать навыки критического мышления. Формируется межличностное и межкультурное общение (в том числе с помощью интернет-ресурсов, в качестве примера, уже упоминающийся ранее Воронежский исторический форум, возможно – архивные источники ЮВЖД и проч.) Что получает студент? Конечно, прагматическая составляющая – оценка по дисциплине, но вместе с тем она является мотиватором изучения истории, дисциплин специальности, а также происходит социально – групповая оценка, самооценка, самореализация и, в конечном счете – определение пути саморазвития.

На первый взгляд все логично и замечательно. Проектные технологии используются, приводят к повышению качества образовательного процесса. Следует, вероятнее всего, подготовить некое учебное пособие, содержащее информацию регионального (краеведческого) плана с тем, чтобы использовать его возможности в междисциплинарных связях дисциплин.

Но мысли о будущем вносят некоторую нотку тревожности. Знаменитая европейская система образования, интегрирует в которую нас печальная Болонская декларация, предполагает узкопрофессиональную образовательную траекторию, переход к обучению решения конкретных профессиональных задач (Профессионалитет), формирование собственно технической модели образования. Так будут ли востребованы приемы активизации образовательной деятельности за счет исторических компонентов, насколько нужны универсальные учебные действия?

 

 

.  .  .