Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методика обучения техническим навыкам ориентирования на этапе начальной подготовки

Дата публикации: 2021-10-15 11:18:12
Статью разместил(а):
Никитин Евгений Владимирович

Методика обучения техническим навыкам ориентирования на этапе начальной подготовки

Автор: Никитин Евгений Владимирович

МАУДО «ЦДОД», г. Усинск

 

В последнее время в нашей стране всё больше признания и популярности получает молодой и активно развивающийся вид спорта - спортивное ориентирование. Его популярности способствует широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота окружающей природы.

Ориентирование на местности сочетает в себе физические и умственные нагрузки на фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях, а также требует от спортсменов быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и умения мыслить в условиях больших физических нагрузок. У ориентировщика в результате общения с природой вырабатывается ряд ценных качеств: наблюдательность, выносливость, сила воли, умение ориентироваться в сложной обстановке. Развиваются и совершенствуются двигательные и вегетативные функции организма. Пребывание в лесных массивах благотворно сказывается на закаливании организма. Ориентирование - ценное средство физического воздействия на организм человека.

В МАУДО «ЦДОД» г. Усинска реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы «Юный турист» для учащихся 7-16 лет и «Туризм» для учащихся 11-18 лет, в содержание которых входит спортивное ориентирование.

На начальном этапе подготовки ориентировщиков рекомендуется подавать теоретический материал малыми порциями, обеспечивая его привлекательность фильмами, слайдами и другим наглядным материалом. Для ознакомления с ориентированием использую фильм «Добро пожаловать в ориентирование». В данном видеофильме объясняются принципы ориентирования, затрагивается история его развития, все это сопровождается рассказами известных спортсменов, организаторов и участников соревнований. После просмотра фильма у учащихся пробуждается желание заниматься спортивным ориентированием и интерес к приобретению новых знаний и навыков, который важно не утратить в процессе проведения занятий.

Начальная подготовка ориентировщиков включает в себя практическую и теоретическую подготовку учащихся. Теоретическая подготовка проводится как в комплексе с физическими нагрузками, так и в форме теоретических занятий. Знакомя учащихся с теоретическим материалом, стараюсь разбавлять его физическими упражнениями и играми.

Например, такая игра как "Найди стул", разработана с целью закрепления темы "Условные знаки". Суть игры в том, что после изучения теоретического материала стулья в классе расставляются в хаотичном порядке, все стулья пронумерованы, к каждому стулу крепится своя карточка с заданием, например: "Если на карточке изображен "Забор" - ваш стул № 5, если "Тропа" - стул № 4". Перед началом игры учащиеся строятся в одну шеренгу спиной к стульям, перед каждым перевернутая карточка с заданием. По сигналу все переворачивают карточки, читают задание и занимают свои стулья, занявший свой стул последним делает дополнительное задание - приседания или отжимания определенное количество раз.

Темы, которым стоит уделить внимание: история возникновения и развитие ориентирования; личная гигиена и спортивная форма; охрана природы; основы топографии, условные знаки, спортивная карта; техника безопасности на занятиях, соревнованиях; правила соревнований. Данные темы, как правило, находят на стендах в учебном кабинете, и учащиеся могут в свободное время их повторять, или же найти необходимую подсказку, или ответ на интересующий их вопрос. Информация на стендах периодически обновляется.

Практическая (техническая) подготовка ориентировщиков на начальном этапе подготовки должна проходить в комплексе с игровыми технологиями и опираться на теоретическую подготовку. Используя игровые технологии с техническим компонентом не нужно сводить все к игре, баланс между игрой и образовательным компонентом должен постепенно от занятия к занятию переходить на сторону последнего. Так любую дистанцию ориентирования можно провести для младших школьников в виде игры - квеста, вместо КП сладкие сюрпризы или подсказки для дальнейшего прохождения.

Важно проводить занятия в парковой или лесной зоне. Учитывая климатические условия Усинска это возможно крайне редко, но все же мы стараемся использовать подходящие дни по максимуму. Планируя занятия на свежем воздухе с младшими школьниками очень важно заранее сообщить об этом родителям и определить одежду и обувь для занятий. При этом необходимо обеспечить такие условия, чтобы у учащихся не возникало страха к незнакомой местности, не посещала боязнь заблудиться в лесу, для этого проведение занятия планируется в знакомой местности с четкими границами (пришкольная территория или парк). Процесс усвоения материала учащимися желательно контролировать в специальном журнале и приступать к новой теме только после закрепления предыдущей.

Используя большой спектр тренировочных упражнений и заданий, необходимо учитывать дозировку и частоту упражнений в зависимости от климатических и географических условий региона, материально-технической базы, а так же учитывать индивидуальные особенности занимающихся. Важно не переоценивать роль тренировочных и соревновательных занятий, так как они не дают полную картину для контроля усвоения отдельных компонентов. Рекомендуется такая модель построения учебного процесса, при котором отдельные элементы, приемы и способы сначала изучаются, повторяются, систематически отрабатываются, а затем планируются тренировочные дистанции таким образом, чтобы была возможность отследить усвоение ранее изученного материала. Например, провожу тренировку на определение усвоения материала "Движение по компасу", следующая тренировка - "Движение по линейным ориентирам", "Ориентирование по маркированной трассе" и т.д.

Для начала соревновательной деятельности не достаточно рассказать, что такое карта, компас, условные знаки и не достаточно подготовить ориентировщика только физически. Учебный процесс необходимо строить от простого к сложному, с систематическим повторением пройденного материала, уделяя внимание развитию физических качеств в комплексе с развитием памяти, внимания. Большую роль играет психологичекая подготовленность занимающихся и их индивидуальные особенности. Важно подвести каждого к первым соревнованиям правильно и вовремя, иначе интерес к занятиям может пропасть после первых неудачных результатов.

Все разнообразие методов и приемов, используемых при обучении ориентированию на начальном уровне подготовки важно использовать по назначению и учитывать возраст учащихся, при изучении тем, не стоит переходить к следующей без уверенности, что предыдущая тема усвоена в полном объеме.

Работая с детьми важно и самому не стоять на месте, необходимо постоянно искать и изучать новые методические разработки и литературу, для меня настоящей находкой стала книга В.С. Кудинова "Учебник по технической подготовке юных спортсменов - ориентировщиков. Уроки ориентирования". В данном учебнике автор разбирает каждую тему, приемы ориентирования, рассказывает, как построить занятие для лучшего усвоения материала. Не секрет, что в Швеции очень развито ориентирование, разработано очень много проектов для всех желающих, в свободном доступе практически у каждого парка или леса есть карта, много учебников по основам ориентирования, но, к сожалению, не все переведены на русский. На просторах интернета можно найти несколько книг с переводом или без него, но, при желании, задания не так сложно разобрать и понять. Я в своей деятельности активно использую такую книгу, как "Ориентируйтесь правильно. Шведский самоучитель по ориентированию" или "Классно, потрясающе и занимательно".

Если следить за развитием информационных технологий, то и тут можно найти много помощников - игры для ПК по ориентированию, а что более доступно - это приложения для телефона с различными тестами и заданиями или возможностью пройти тренировочную дистанцию. Кроме этого в последнее время все популярнее становится точечное ориентирование, так называемое "трейл ориентирование", которое проводиться на различных интернет платформах и имеет статус от тренировок до международных соревнований.

Не смотря на то, что в МАУДО «ЦДОД» г. Усинска спортивное ориентирование преподаю второй год, количество желающих посещать занятия и участвовать в соревнованиях с каждым разом увеличивается.

Перед проведением внутри школьных соревнований, в которых ребята участвуют целыми классами, проводу краткосрочное обучение, где учащиеся получают представление о спортивном ориентировании и  правилах соревнований. Победители школьного этапа выходят на соревнования муниципального уровня.

Во время школьных каникул в играх по спортивному ориентированию с большим интересом участвуют не только ребята, но и их родители, ведь ориентирование - это увлекательная игра, в которую интересно играть и детям и взрослым.

Спортивное ориентирование это один из самых популярных видов спорта, которым можно заниматься в любое время года как индивидуально, так и группой. Кроме этого это прекрасная форма активного отдыха, которая способствует сплочению детского коллектива и может стать семейным увлечением.

 

Литература:

1. Константинов Ю.С. Безопасность жизнедеятельности. Ориентирование: учеб. Пособие для СПО / Ю.С.Константинов, О.л.Глаголева. – 2-е изд., испр и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018г. 329с. – (Серия: Профессиональное образование)

2. Ориентирование на местности: атлас / А.Н.Приваловский, М.В. Юрьева, Л.А.Царева. – М.: Дрофа, 2019г.-44с.+2 вкл.: ил., карт.- (Российский учебник)

3. Учебник по технической подготовке юных спортсменов-ориентировщиков. Уроки ориентирования в школе. – Вогоград. «Издательский дом Кнауб», 2017г. -116с.

 

.  .  .