Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.07.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование системно-деятельностного подхода на уроках в начальных классах

Дата публикации: 2021-09-04 08:12:36
Статью разместил(а):
Мухина Валентина Григорьевна

Использование системно-деятельностного подхода на уроках в начальных классах

Автор: Мухина Валентина Григорьевна

МБОУ «Новенская СОШ», с. Новенькое

 

Одной из важных задач современной школы является создание условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.

Системно-деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

· выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

·  выявление и освоение учащимися способа действия, чтобы они могли осознанно применять приобретённые знания;

· формирование у школьников умения контролировать свои действия.

Таким образом, для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.

Основным источником информации на уроках в начальной школе является учебник, но дети учатся работать и с дополнительными источниками информации, составляют и пишут небольшие доклады, сообщения по заданной теме. Освоение содержания невозможно также без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, экскурсия, практическая работа. 

Для реализации системно-деятельностного подхода можно использовать разные методы, приёмы и способы мотивации деятельности детей.

1. Приём «Задание, для выполнения которого не достаёт знаний».  

Например, дети записывают только животных поля в два столбика по принципу: «знаю», «не знаю», рассказывают о тех, которых знают и ищут дополнительные сведения о тех, которых не знают.

2. Приём «Отсроченная отгадка». Загадка или удивительный факт даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. 

3. Создание проблемной ситуации на уроке. Цель помочь ученику определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побудить ученика к активной поисковой деятельности.

Примеры проблемных вопросов:

Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир - это одно и то же?

Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет солнце?

Почему термометр иногда называют градусник?

Можно ли уличным термометром измерить температуру человеческого тела?

Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий цикорий травой?

Если у кустарника ежедневно срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?

и т.д.

5. Прием «Яркое пятно». Приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников. Пример такого приёма- разгадывание кроссвордов на повторение ранее изученного материала. Ключевым словом в кроссворде является тема урока.

6. Приём «Кластер». Этот приём может быть использован на любом этапе урока. Составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с текстом. Мысли, возникающие при обсуждении темы, располагаются в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы. От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие «гроздь». Учащиеся с удовольствием используют кластеры, добавляя при этом что-то своё: могут изобразить кластер в виде растений, домиков, животных …

7. Метод проектов. Эффективным способом организации учебного процесса является использование  метода проектов  в  начальной школе. Проект - это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний.

Последовательность работы над проектом:

· беседа, где выдвигаются проблемные ситуации;

· выбор проблемы;

· выбор темы проекта по поставленной проблеме;

· определение целей и задач проекта;

·  составление плана работы над проектом;

· сбор информации:(анализ предметной и дополнительной литературы, опрос, использование коммуникативных источников, посещение музеев, выставок, библиотек …);

· индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение;

· подведение итогов, составление портфолио (папка документов);

· защита проекта.

· Конечный этап работы над проектом – рефлексия.

8. Ситуация успеха.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуации успеха. Когда у ребёнка всё получается, он испытывает эмоциональное удовлетворение.

Главное внимание сосредотачивается на создании условий, в которых индивидуальный результат учебной деятельности каждый обучающийся видит сам и сам его оценивает в сравнении собой вчерашним, что дает возможность продемонстрировать успех в обучении, обеспечить эмоциональный комфорт в учебном процессе, стимулирующий на решение более сложных задач.

9. Метод исследования.

Методы исследования помогают подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия. Дети обращаются к справочной литературе, к словарям, ресурсам Интернета.

В ходе поиска ученики строят предположения, обдумывают способ их проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, сравнивают, обобщают,  доказывают, делают выводы. Прежде, чем ввести детей в собственную исследовательскую деятельность нужно познакомить их с методикой исследования. Для этого проводится тренировочное занятие и знакомство с общей схемой (тема, план исследования, сбор информации, обобщение полученных данных, доклад) и методами исследовательской деятельности по Савенкову А.И.:

- «Подумать самостоятельно»

- «Понаблюдать»

- «Спросить у другого человека»

- «Посмотреть в книгах»

- «Посмотреть по телевизору»

- «Получить информацию из компьютера»

- «Провести эксперимент»

Необходимо подчеркивать важность планирования любого дела и точное ему следование.

10. Сотрудничество.

Умение сотрудничать с учителем – начальный уровень развития умения учиться, который должен быть достигнут младшим школьником. Для воспитания привычки «спрашивания» у учителя можно предложить задания, когда вопросы должны задавать дети, а учитель на них отвечать.

Например: учитель загадывает животное, о котором пойдёт речь на уроке, дети должны задать ему несколько вопросов, чтобы его отгадать; дети читают текст и готовят по нему несколько вопросов, которые могут задать учителю.

Необходимо предусмотреть и возможности для организации детского сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работу в парах и др.). Работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий.

Например, на уроке окружающего мира по теме: «Животные и растения леса» дети делятся на 3 группы: ботаники, зоологи, экологи. Ботаники изучают растения. Зоологи изучают животных. Экологи изучают как животные, растения, человек связаны между собой и окружающей средой. Дети самостоятельно изучают отдельные вопросы по группам и обмениваются полученными знаниями.

11. Моделирование.

Можно включать в учебный процесс работу с моделями разного вида: предметные и условные изображения, символические записи. Применение учебных моделей существенно меняет отношение к учебному предмету, делает учебную деятельность более осознанной и продуктивной. В ходе моделирования обучающиеся вынуждены сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, выполнять практические действия. На уроках окружающего мира ученики изготавливают модели Солнца, Земли из пластилина, модели-аппликации радуги, облаков, модели-схемы, отражающие разнообразие природы нашей планеты, схемы цепей питания, круговорота воды и веществ в природе, смена дня и ночи и т.д.

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

 

Литература:

1. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной  школе.– М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

2. Санджиева А.О. Деятельностный подход в образовании. Калмыцкий Государственный Университет, г. Элиста.

 

.  .  .

technologi.site
technologi.site