Развитие устной речи у школьников с ОВЗ через сенсорную интеграцию

Дата публикации: 2021-05-16 19:06:46
Статью разместил(а):
Тюленкова Ольга Юрьевна

Развитие устной речи у школьников с ОВЗ через сенсорную интеграцию

Автор: Тюленкова Ольга Юрьевна

Сызранский филиал ГБОУ "Школа-интерната № 2 для детей с ОВЗ", г. Жигулевск

 

Для сенсомоторного развития детей с ОВЗ необходимо обогащать теорию и практику воспитания, т.е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсомоторного воспитания, включая окружающий его мир. Занятия по сенсомоторному развитию помогают детям с нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, с аутическим спектром, детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Очень много игровых пособий и методик, которые помогают достичь высоких результатов в коррекции развития детей с ОВЗ. Вот некоторые из них, которые я использую в своей работе.

Рисование на песке, стекле, воде способствует развитию воображения и мышления, а также дает возможность почувствовать себя настоящим художником и получить настоящее удовлетворение от творчества. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в коррекционной работе с детьми очень эффективно. Также игры с водой и песком используют для развития диафрагмального дыхания (приём поддувания). Особенно эффективен самомассаж пальцев рук с помощью песка. Данные приёмы сочетают речь с движением рук в воде или песке.

Упражнение «Накажи непослушный язычок». Губами ритмично шлёпать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко хлопать по песку или воде. Если звукопроизносительная сторона речи у ребёнка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке или воде «Играй и говори одновременно».

Кинезиологические упражнения помогают отразить свою речь в движении. Приём помятых изображений Для реализации этого приёма весь речевой материал сминается в комочки. Комочки могут быть разные по цвету, величине и находится в разных направлениях от ребёнка (вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа). В зависимости от целей игры данный приём обыгрывается в разных вариантах .Ребенок рисует овощи или фрукты, картинки на изучаемый звук и т.д. - бумага сминается и кладется по углам (возьми фрукт, который лежит в верхнем правом углу).

Работа по конструированию букв и необычное чтение с помощью кубиков Н.А. Зайцева помогают детям освоить сложные процессы письма и чтения.

Незаменимая шнуровка, увлекательные лабиринты, прибивание фигурок молоточком помогут в подготовке руки к письму или улучшении почерка. Балансировочная доска-лабиринт предназначена для стимуляции деятельности вестибулярного аппарата, развития навыков проприоцепции. Провести шарик по лабиринту, не касаясь его руками или удержать равновесие, стоя на балансировочном диске, совсем непросто.                                                               

Театр кукольный классический, пальчиковый, театр-матрешка помогают развивать речь, познавательную и коммуникативную деятельность. Знакомство с героями сказок, проигрывание сюжета с помощью кукол-матрешек совершенствуют восприятие, память, воображение ребенка и мелкую моторику (раскрывать матрешку вращательными движениями, совмещать рисунок на двух частях). Очень важно расширить контакты детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья для успешной их социализации через подготовку и показ спектаклей.                                                                                            

Шагающий и ростовой театры исполняют мечты! Чтобы пошли фигурки шагающего театра, достаточно просунуть пальцы в петли у них на ногах. А за ростовыми куклами легко спрятаться и перевоплотиться в них. Участие в кукольных спектаклях очень важно для развития речи, эмоциональной сферы ребенка и уверенности в себе. А игра с куклами тренирует еще и мелкую моторику рук (которая напрямую связана с речью).

На уроках логоритмики и физической культуры можно использовать упражнения. Формирование саморегуляции предполагает наличие трех обязательных этапов:

- ориентировочного (принятие и понимание инструкции),

 -исполнительского (программа действий и ее реализация),

- контрольно-оценочного (оценка полученного результата). У младших школьников наблюдается несформированность всех этих этапов.

Выполнение действий по вербальной инструкции, постепенно усложняющейся по принципу увеличения звенности, повышение сложности содержания каждого звена и требований к выполнению команд (например, действия с открытыми и закрытыми глазами) способствует решению данной проблемы. Приведу примеры инструкций.

— присядь, возьми мяч — выпрямись;

— присядь, возьми мяч — выпрямись, потянись вверх, подняв мяч над головой;

— присядь, возьми мяч — выпрямись, потянись вверх, подняв мяч над головой, — опусти мяч до уровня груди, брось его в кольцо.

Упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.

Ребенку предлагается выполнить в игровой форме следующие упражнения:

— бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;

— ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой;

— пройти по начерченной на полу линии;

— попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;

— попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;

— повернуться туловищем направо и налево.

В итоге хочется сказать, что сенсомоторное  воспитание развивает речь и осуществляется в повседневной жизни, в процессе игр, труда,  где происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира. Сенсорное воспитание на уроках и занятиях является основной формой организации детей в дидактической системе  образовательного  учреждения, планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Основной задачей в этом случае выступает необходимость формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию речи.

Сочетание сенсорных и моторных задач, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе всей учебной  деятельности. Что в свою очередь, помогает детям приобретать новые знания, умения, которые используются ими в других ситуациях, что способствует социализации ребенка с ограниченными возможностями.