Конспект урока по речевой практике на тему: «Помощники»
Конспект урока по речевой практике для 1 класса «Помощники»
Автор: Фандрих Людмила Михайловна
КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 5»
Цель: создать условия для формирования простейшего умения в части построения связного монологического высказывания.
Задачи:
- учить строить реплику-предложение, отвечать на вопросы, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
- развивать внимание, активизировать и расширять словарный запас обучающихся;
- воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование: компьютер, презентация по теме. Видеоклип Кукутики «Мамопомогалочка». Учебник С. В. Комарова «Речевая практика». Рабочая тетрадь: стр. 42 - 43.
На каждого ученика – зеркало, картинки – солнышко, тучка; карточки с текстом письма.
Демонстрационные предметные картинки – машина, арбуз, морковь, апельсин. Карточки с буквами.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Предполагаемая деятельность учащихся |
||
Организационная часть |
||||
Эмоциональный настрой «Настроение» Артикуляционная гимнастика |
Прозвенел звонок, начался урок. Встали ровно, сели тихо, на меня все посмотрели. Каждый день всегда, везде на занятиях, в игре, смело, четко говорим и тихонечко сидим. Давайте все вместе повторим правила работы на уроке. (Показ пиктограмм) Наступила весна, поют птицы, светит солнышко. На ваших партах лежат картинки солн-ца и тучки. Поднимите рисунок, кото-рый соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Зарядка для языка (с зеркалом) Лошадка Я люблю свою лошадку (цоконье) Причешу ей шерстку гладко (маляр) Гребешком приглажу хвостик(маляр) И верхом поеду в гости (цоконье). Бычок Идёт бычок качается (часики) Вздыхает на ходу (вдох носом, выдох ртом) «Ох! Доска кончается, (иголочка) Сейчас я упаду!» Речевая гимнастика. ОЙ - ОЙ - ОЙ - огород у нас большой АЙ - ЛИ — АЙ - собираем урожай РОД - РОД - РОД - мы вскопаем огород АДКИ - АДКИ - АДКИ – поливаем грядки УК - УК - УК - собираем лук |
Выполняют словесные указания учителя. Повторяют правила. Выбирают картинку, соответствующую настроению Берут зеркала. Выполняют зарядку для язычка Убирают зеркала. Хоровое проговаривание |
||
Активизация знаний и умений учащихся |
||||
Игра «Найди ошибку» |
Кого вам напоминают эти дети? А кто такая Таня? Кто написал стихотворение «Помощница»? Агния Львовна написала очень много стихотворений для детей, про детей. Сейчас мы проверим, знаете ли вы её стихотворения. Наша Маша громко плачет, Уронила в речку мячик. Зайку бросила лентяйка, Под дождём остался зайка. Идёт медведь качается, Вздыхает на ходу. На прошлом уроке мы учили стихотворения А. Барто «Помощница». Кого называют помощником? Помощник - тот, кто помогает кому-нибудь, в чём-нибудь. Как в стихотворении зовут помощницу? Какие дела успела Таня выполнить за день? Перечислить по порядку. Что она обещала сделать завтра? Почему стихотворение называется «Помощница»? Чтение стихотворения наизусть всем классом, по желанию - индивидуально |
Ответы на вопросы. Учащиеся находят ошибки: Таня хозяйка бычок Ответы учащихся Ответы детей. Перечисляют дела Автор в шутку называет Таню помощницей. Хоровое / индивидуальное рассказывание стихотворения |
||
Освоение нового материала |
||||
Сообщение темы, цели урока. |
Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Помощники», но только будем го-ворить об этом не в шутку, а в серьёз. Ребята! Мы получили письмо, а кто написал его не знаем. Что делать? Верно. Надо его прочитать, чтобы узнать от кого письмо. Возьмите письмо. ****! Пол мыли. Пыль вытирали. Купили соль, рис и морковь. Мы в саду. Там хорошо играть. Игорь и Лида. От кого письмо? Куму адресовано письмо? Почему так решили? Давайте проверим! (вывешиваю предметные картинки на доску) Назовите первые звуки слов, изображён- ных на предметных картинках, и вы узнаете, кому же написали дети письмо. |
Надо его прочитать. Чтение письма на карточках От Лиды, Игоря Предполагаемые ответы |
||
Игра «Живые звуки» Работа в рабочей тетради. |
Вывешиваю картинки - машина, арбуз, морковь, апельсин. Что делали дети, пока мама была на работе? Стр. 42 Задание 1: Положите свою руку на лист бумаги и обведите каждый пальчик. Взаимопроверка выполнения задания. Подумайте, что умеют делать ваши руки? Я умею…, …, … Вы ребята молодцы, у ваших мам настоящие помощники. Стр. 43. Задание 2: Покажи на картинках и расскажи, какие предметы нужны, чтобы подмести пол, почистить ковёр, полить цветы, протереть пыль, почистить обувь. |
1 ученик выставляет буквы на доске Хоровое чтение: МАМА Ответы детей Взаимопроверка в парах. Я умею убирать игрушки. Я умею мыть посуду. И т.д. Ответы детей |
||
Физкультминутка |
Видео-клип КУКУТИКИ 8 марта детская праздничная песня |
Выполняют движения под музыку |
||
Закрепление нового материала |
||||
Работа по учебнику |
Рассматривание картинки. Стр.76 Анализ ситуации по вопросам: Кто нарисован на картинке? Кто собирается делать уборку? Почему вы так думаете? Кто даёт задание детям? О чём попросит детей мама? Конструирование высказываний-просьб с опорой на картинку. Рассматривание картинки на стр. 77. Анализ продолжения ситуации. Кого вы узнали на картинке? Что приготовили дети для уборки? Что будут делать тряпкой? веником? совком? - Что ещё может пригодиться для уборки? Кто из детей будет мыть пол? Почему вы так думаете? А если девочка захочет мыть пол? Конструирование высказываний-предложений, адресованных однокласснику в ситуации подготовки к уборке, с опорой на условно-графическую схему. |
Высказывания детей Помойте, пожалуйста, пол. Не забудьте вытереть пыль и т.д. Составляют предложения с опорой на схему |
||
Подведение итогов. |
||||
Релаксация. |
О чем мы сегодня говорили на уроке? Кого называют помощником? Кого из ребят нашего класса можно назвать помощником? Подумайте, кто из ребят сегодня отлично (хорошо) работали на уроке? У кого из ребят не всегда получалось ответить на вопрос, выполнить задание? Что вы им посоветуете. Поднимите картинку, которая соответствует вашему настроению. |
Ответы детей |