Фонетика в эстрадном вокале

Дата публикации: 2021-04-17 14:01:47
Статью разместил(а):
Береговенко Юлия Сергеевна

Фонетика в эстрадном вокале

Автор: Береговенко Юлия Сергеевна

 

В современном мире мы все чаще слушаем музыку через различные гаджеты и пытаемся подражать исполнителям. Однако большинство этих исполнителей, чтобы иметь собственную «манеру» и отличаться от других, забывают про значимость фонетики в вокале.

Фонетика - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку). Фонетика изучает каждый звук с точки зрения акустики, как физический объект, и артикуляции — способа образования звука с помощью органов речи человека. Звуки образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относится гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, нёбо. Акустика отвечает за расположение и тембровую окраску звука, а артикуляция за четкость. К основным, с точки зрения акустики и артикуляции относят гласные и согласные звуки. Фонетическому разбору произведения в эстрадном вокале уделяют большое внимание, так как, главным правилом является «речевая» позиция, т.е. пою как говорю. А для того, чтобы речь была четкой и крепкой, важно знать расположения звуков в теле и их образование.

Разберем каждую группу. Существуют шесть основных гласных звуков: А, О, У, Э, И, Ы. И йотированных: Е (йэ), Ё(йо), Ю (йу), Я(йа), но в пении они делятся на согласный и гласный звук. Гласные звуки в исполнении отвечаю за протяженность и напевность слова. С точки зрения артикуляции, за формирование основных гласных отвечает певческая опора и расположение челюсти, а язык и глотка остаются в «спокойном» положении. При йотированных гласных, в формирование включается середина языка (артикуляционное положение звука «Й»). С точки зрения акустики, гласные звуки состоят преимущественно из голоса, потому что при их произношении голосовые связки максимально напрягаются и вибрируют, создавая периодические колебания.

Согласные, в свою очередь, являются скелетом певческого процесса, его основой. Согласные оказывают непосредственное влияние на само качество гласных, так как органы артикуляции (губы, зубы, мягкое небо, язык), участвуя в образовании согласных, являются в то же время органами формирования гласных. Рассмотрим согласные со стороны артикуляционного процесса. Согласные делятся на:

губные -  Б, В, М, П, Ф;

зубные - Ж, З, С, Ц, Ч, Ш, Щ;

с помощью «корня» языка и глотки - Г, Х, К;

языковые - Т, Д, Л, Н, Р, Й;

Со стороны акустики, согласные звуки делятся на:

глухие – П, Ф, Т, С, Ц, Ш, К, Х (издают только шум)

звонкие – Б, В, Д, З, Ж, Г (произносятся с помощью различных резонаторов тела, т.е. имеют звук)

сонорные – Р, Л, М, Н (произносятся с помощью резонаторов носовой полости) 

Акустическое отличие гласных звуков от согласных определяется соотношением голоса (тона) и шума. При образовании согласных обязательно возникает шум в результате непериодических колебаний звучащего тела.

Артикуляционные отличия звуков речи, прежде всего, определяются наличием или отсутствием преграды на пути воздушной струи. При образовании согласных воздушная струя встречает на своем пути преграду в ротовой полости в виде сомкнутых или приближенных друг к другу органов. Поэтому для образования согласного звука необходим большой объем воздуха, сильная воздушная струя и крепкая певческая опора, способная разрушить существующую преграду.

Так, главным правилом фонетики в эстрадном вокале является то, что согласный звук формирует следующий за ним гласный звук. Это помогает слово сделать крепким, а речь четкой.