Программа педагогического наставничества
Программа педагогического наставничества
Автор: Ходаковская Ирина Ивановна
МБОУ ДО «Дом детского творчества «Новое поколение», с. Перегребное
1. Общие положения программы наставничества
1.1. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого педагога необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать у молодого педагога знания в области предметной специализации и методики преподавания.
1.2. Правовой основой педагогического наставничества в МБОУ ДО «ДДТ «Новое поколение» является:
- Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ. РФ ст. 28, 47, 48;
- Приказ об утверждении регионального профессионального стандарта педагога-наставника №1533 от 25.11 2019г.;
- Положение о наставничестве в МБОУ ДО «ДДТ «Новое поколение».
2. Определение основных понятий.
2.1. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
2.2. Наставничество – разновидность индивидуальной методической работы с педагогами, не имеющими трудовой стаж педагогической деятельности в образовательных учреждениях дополнительного образования или имеющими стаж до 3-х лет.
2.3. Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор - сотрудник организации, который отвечает за организацию программы наставничества.
2.4. Форма наставничества - способ реализации модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, 2.5. личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
2.6. Молодой специалист – начинающий педагог, имеющий специальное педагогическое образование, владеющий профессионально-педагогическими компетенциями.
3. Цели Программы.
Успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
4. Задачи Программы.
Среди основных задач программы:
- способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
- развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
- ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
- прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации;
- ускорить процесс профессионального становления педагога;
- сформировать сообщество образовательной организации (как часть педагогического сообщества).
5. Целевая группа.
Педагогические работники:
· впервые принятые на работу и не имеющие необходимых умений и навыков выполнения должностных обязанностей, в том числе выпускники профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
· принятые на работу после продолжительного перерыва (более 6 месяцев) в осуществлении трудовой деятельности, в том числе по замещаемой должности (профессии);
· переведенные (назначенные) на другую должность (профессию), если выполнение ими новых должностных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и приобретения новых практических навыков.
6. Порядок формирования группы наставников.
Наставники подбираются из наиболее подготовленных работников, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе, имеющих стаж работы в организации и опыт работы по профессии (специальности, направлению подготовки) не менее двух лет.
К работе по наставничеству могут привлекаться также ветераны организации.
Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года в зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта наставнической деятельности и объема выполняемой работы. Максимальное число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, не может превышать трех.
Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 30 календарных дней со дня фактического допущения к работе лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом директора МБОУ ДО «ДДТ «Новое поколение».
7. Порядок проведения Программы.
Организация и внедрение наставничества в ДДТ предполагает реализацию трех основных этапов:
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого педагогического работника, проводит диагностику профессиональных затруднений с целью разработки индивидуальной программы наставничества.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник совместно с подопечным разрабатывает и реализует индивидуальную программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагогического работника, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования (Приложение 1).
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагогического работника, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей, отчитывается о проделанной работе.
8. Методы наставнической деятельности
Методы наставнической деятельности отличаются большим разнообразием. Среди основных методов наставнической деятельности можно обозначить:
- методы организации деятельности сопровождаемого (группы сопровождаемых), выступающей фактором его развития и накопления личностно значимого опыта;
- организация обсуждения (беседа, групповая рефлексия), в процессе которого осуществляются оценка и осмысление опыта, полученного в деятельности;
- создание специальных ситуаций (развивающих, деятельностных, коммуникативных, проблемных, конфликтных), расширяющих опыт сопровождаемого и активизирующих процессы его развития;
- методы диагностико-развивающего и контролирующего оценивания (в том числе «включенное наблюдение», беседа, анкетирование, социометрия и т. д.);
- методы управления межличностными отношениями в группе сопровождаемых;
- личный пример (наставник как носитель образа «успешной взрослости», эффективных стратегий самообразования и саморазвития, профессионализма, обладающий определенными компетенциями и демонстрирующий определенные образцы деятельности);
- информирование (в том числе в форме инструктирования);
- консультирование.
9. Ролевые модели формы наставничества «Педагог-педагог», реализуемые в учреждении:
· «Опытный педагог - молодой специалист» - классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;
· «Лидер педагогического сообщества - педагог, испытывающий проблемы» - конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;
· «Педагог-новатор - консервативный педагог» - более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями.
10. Формы работы с молодыми специалистами
1. Коллективная работа.
· Педагогический совет
· Педагогический семинар
· Вечера вопросов и ответов
· Круглый стол
· Педагогические конференции
· День молодого учителя
2. Групповая работа
· Групповое консультирование
· Групповые дискуссии
· Обзоры педагогической литературы
· Деловые игры
3. Индивидуальная работа
· Индивидуальные консультации
· Практические занятия
4. Нетрадиционные формы работы с молодыми педагогами
· Технология сотрудничества
· Коучинг
· Кейс-метод
· Технология открытого пространства
· Квик – настройка
· Мастер-класс (практикум).
11. Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов.
Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Педагоги-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.
Эффективность реализации программы наставничества можно оценить по следующим показателям:
- для молодого педагогического работника: активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков профессиональной деятельности; повышение профессиональной компетентности в вопросах педагогики и психологии; появление собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок, дидактических материалов и т.д.); эффективное участие молодых педагогов в профессиональных конкурсах, фестивалях; наличие портфолио у каждого молодого педагога; успешное прохождение процедуры аттестации;
- для наставника: эффективный способ самореализации; рост педагогического мастерства; достижение высоких результатов в области аттестации;
- для учреждения: успешная адаптация молодых педагогических работников; стабильно развивающийся, высокопрофессиональный, обеспечивающий достижение высоких образовательных результатов педагогический коллектив.
12. Критерии оценки эффективности программы:
• Повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния.
• Рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе (образовательной организации).
• Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым группах.
• Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.
• Рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.
13. Отчетность.
Наставник и лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, заполняют отчеты о проделанной работе, которые заполняются 1 раз в полугодие.
14. Контроль.
Контроль реализации Программы наставничества в МБОУ ДО «ДДТ «Новое поколение» осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который отчитывается о результатах перед директором и педагогическим коллективом учреждения 1 раз в полугодие.
Заместитель директора по УВР проводит анкетирование лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью выявления эффективности работы с ними наставников.
Для фиксации перспектив развития деятельности наставника и лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, а также с целью разработки рекомендаций по дальнейшему повышению профессионального мастерства лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, заместителем директора по УВР проводятся индивидуальные собеседования с наставниками и лицами, в отношении которых осуществляется наставничество.
15. Вознаграждение наставников.
Определение мер поощрения наставников, добившихся положительных результатов в области наставничества осуществляется приказом по учреждению на основании представления заместителя директора по УВР по окончании каждого учебного года.
Приложение 1.
ПРИМЕРНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «педагог-педагог».
Ролевая модель: «опытный педагог - молодой специалист».
Ф.И.О. и должность наставляемого сотрудника ______________________________________________________________
Ф.И.О. и должность наставника____________________________________________________________________________
Срок осуществления плана: с «1» сентября 2020 г. по «30» июня 2021г.
№ |
Проект, задание |
Срок |
Планируемый результат |
Фактический результат |
Оценка наставника |
|
Раздел 1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления |
||||||
1.1. |
Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития |
Сентябрь 2020 г. |
Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником |
|
|
|
1.2. |
Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон профессионального развития |
Сентябрь 2020 г. |
|
|
||
1.3. |
Разработать меры по преодолению профессиональных трудностей с учетом тем мероприятий раздела 2 |
Октябрь 2020 г. |
Разработаны меры преодоления профессиональных трудностей |
|
|
|
Раздел 2. Вхождение в должность |
||||||
2.1. |
Познакомиться с учреждением, его особенностями, направлениями работы, Программой развития и др. |
Сентябрь- октябрь 2020 г. |
Осуществлено знакомство с особенностями и направлениями работы учреждения в области ..., изучена Программа развития учреждения |
|
|
|
2.2. |
Изучить помещения учреждения (основные помещения, правила пользования и пр.): учебные кабинеты, актовый зал и пр. |
Сентябрь- октябрь 2020 г. |
Хорошая ориентация в здании учреждения, знание аварийных выходов и пр. |
|
|
|
2.3. |
Познакомиться с коллективом и наладить взаимодействие с ним: руководство учреждения, педагогический персонал; бухгалтерия, завхоз и пр. |
Сентябрь- октябрь 2020 г. |
Совместно с наставником нанесены визиты-знакомства, во время визитов обсуждены направления взаимодействия и сотрудничества |
|
|
|
2.4. |
Изучить сайт учреждения, страничку учреждения в социальных сетях, правила размещения информации в Интернете о деятельности учреждения |
Сентябрь- октябрь 2020 г. |
Хорошая ориентация по сайту, на страницах учреждения в соцсетях «Вк» и «WhotsApp», изучены правила размещения информации в Интернете |
|
|
|
2.5. |
Изучить Кодекс этики и служебного поведения сотрудника учреждения (взаимодействие с родителями, коллегами, учащимися и пр.) |
Сентябрь- октябрь 2020 г. |
Применяются правила Кодекса этики и служебного поведения |
|
|
|
2.6. |
Сформировать понимание о правилах безопасности при выполнении своих должностных обязанностей |
Сентябрь- октябрь 2020 г. |
Соблюдаются правила безопасности при выполнении должностных обязанностей |
|
|
|
2.7. |
Научиться анализировать результаты своей профессиональной деятельности |
В течение учебного года |
Изучены и внедрены методы анализа планов деятельности педагога, применяемых методов обучения. |
|
|
|
Раздел 3. Направления профессионального развития педагогического работника |
||||||
3.1. |
Изучить психологические и возрастные особенности обучающихся учреждения |
Ноябрь 2020 г. |
Изучены психологические и возрастные особенности обучающихся учреждения, которые учитываются при подготовке к занятиям |
|
|
|
3.2. |
Освоить эффективные подходы к планированию деятельности педагога |
В течение учебного года |
Освоены такие эффективные подходы к планированию деятельности педагога, как SMART- целеполагание, ... |
|
|
|
3.3. |
Познакомиться с успешным опытом организации внеклассной деятельности обучающихся учреждения |
В течение учебного года |
Изучен успешный опыт организации таких мероприятий, как фестиваль проектов, тематические экскурсии, КВН ... |
|
|
|
3.4. |
Изучить успешный опыт организации работы с родителями (в т.ч. - подготовка и проведение родительских собраний; вовлечение их во внеурочную деятельность) |
В течение учебного года |
Совместно с наставником подготовлены и проведены (кол-во) род. собраний, мероприятия с родителями (перечислить) |
|
|
|
3.5. |
Изучить документы и НПА, регулирующие деятельность педагога (в т.ч. - эффективный контракт, Положение об оплате труда, ВСОКО, должностная инструкция и пр.) |
Октябрь 2020 г.
|
Изучено содержание эффективного контракта педагога, Положение об оплате труда и др. |
|
|
|
3.6. |
Освоить успешный опыт учебно-методической работы педагога (составление технологической карты занятий; методических рекомендаций и пр.) |
В течение учебного года |
Составлены технологические карты занятий, методические рекомендации и т.д. |
|
|
|
3.7. |
Изучить опыт участия педагогов в проектной деятельности учреждения |
В течение учебного года |
Изучены проекты учреждения и выявлена роль педагога |
|
|
|
3.8. |
Изучить перечень и порядок предоставления платных образовательных услуг в учреждении |
Янаврь-февраль 2021 г. |
Документы изучены |
|
|
|
3.9. |
Перенять опыт оформления документации (перечень, шаблоны и правила), сопровождающей деятельность педагога |
Октябрь- ноябрь 2020 г. |
По формату подготовлены |
|
|
|
3.10 |
Изучить успешный опыт организации профессионального развития педагога (в т.ч. - использование возможностей ресурсных центров, площадок, формы и направления профразвития) |
В течение учебного года |
На основе изучения успешного опыта организации профразвития в учреждении выбраны формы собственного профразвития на следующий год (стажировка в …) |
|
|
|
3.11 |
Сформировать понимание эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций (между педагогом и родителем, педагогом и коллегами и пр.), познакомиться со способами их профилактики и урегулирования |
В течение учебного года |
Усвоен алгоритм эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций в группе учащихся и способов их профилактики |
|
|
|
3.12 |
Познакомиться с успешными практиками разработки и внедрения образовательных инноваций в практику педагогической деятельности |
Ноябрь- декабрь 2020 г. |
Изучена практика разработки и внедрения игр по повышению финансовой грамотности |
|
|
|
3.13 |
Подготовить публикацию/конкурсную документацию |
В течение учебного года |
Подготовлена к публикации статья «…» |
|
|
|
3.14 |
Принять участие в конференции, конкурсе и т.д. с последующим разбором полученного опыта |
В течение учебного года |
Принято участие в конференциях, конкурсах и т.д. с получением … места |
|
|
|
3.15 |
Рекомендовать прохождение курсов повышения квалификации по своей направленности |
В течение учебного года |
Пройдены курсы повышения квалификации на тему: ... |
|
|
|
Подпись наставника___________________________
«____» _________ 20__г. |
Подпись наставляемого сотрудника________________________
«____» _________ 20__г. |