Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Обновление содержания образования

Дата публикации: 2021-03-26 11:54:11
Статью разместил(а):
Фандрих Людмила Михайловна

Обновление содержания образования

Автор: Фандрих Людмила Михайловна

КГБ ОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 5», г. Барнаул

 

Изменение содержания образования обусловлено нормативными документами:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19. 12. 2014 г. N 1598);

- Федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образования» (Утв. Протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. № 10).

Это повлияло на обновление содержания образования. К нам в школу идут разные дети, с разными образовательными программами. Мы должны помочь детям с интеллектуальными нарушениями овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Также в одном классе встречаются ученики с разными программами образования: 

- Программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1).

- Программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

- Программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3), либо (вариант 8.4).

Поэтому образовательный процесс в школе строится на основании учебных планов:

- Учебный план основной адаптированной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью 6-9 классы.

- Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 – 4 классы, 5 - 9 классы.

- Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) 1- 4 классы, 5-12 классы.

- Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) 1 – 4 классы.

- Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) 1 – 4 классы.

Каждый учебный план включает обязательную часть, часть, формируемую участниками образовательного процесса, которая предусматривает введение факультативных курсов; коррекционно-развивающую область и внеурочную деятельность. Всё это направлено на то, чтобы учитывать особенности развития каждого ребёнка.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

- нравственное:

- общекультурное;

- спортивно-оздоровительное;

- социальное.

Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Организационные формы определены с учетом реальных условий, особенностей и потребностей обучающихся и их родителей.

На внеурочную деятельность уч. планом предусмотрено 4 часа в неделю.

1 – 4 классы:

- «Логоритмика»,

- «Игрокоррекция»,

- «Занимательная математика»,

- «Уроки доктора Здоровье».

5 класс:

- «Компьютерная грамотность»,

- «Занимательная математика»,

- «Речевой этикет»,

- «Робототехника».

Главной целью внеурочной деятельности является решение задач воспитания и социализации детей.  

Наша задача - провести дифференциацию содержания обучения. Это означает, что в программах по внеурочной деятельности целесообразно ввести несколько уровней содержания учебного материала, отличающихся друг от друга по объему и глу­бине раскрытия тех или других разделов. Эти различные уровни трудности содержания программ могут быть учтены учителями в рамках одного класса при осуществлении дифференцированного подхода или же при дифференцированном обучении, когда в классе создаются группы для учащихся с разными личными познавательными возможностями. 

В этом учебном году в нашей школе ввели курс робототехники для обучающихся 5-го класса. Занятия робототехникой (конструированием, моделированием), а также общение в процессе начального технического творчества способствуют разностороннему развитию обучающихся.

Пятиклассники учатся аккуратно работать с различными материалами для конструирования и моделирования; составлять конструкцию и модель по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам; сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни; выделять образ в различных геометрических телах.

Формы работы:

1. Конструирование и моделирование по образцу.

2. Конструирование по модели.

3. Конструирование и моделирование по условиям. 

4. Конструирование и моделирование по теме (например – «транспорт»).

5. Конструирование и моделирование по замыслу.

6. Каркасное и модульное конструирование и моделирование.

7. Конструирование и моделирование по простейшим чертежам и схемам.

Виды конструирования: 

По материалам, используемым в процессе конструирования: 

- Конструирование объёмное из обучающих конструкторов.

- Конструирование объёмное из строительных наборов.

По содержанию:

- Реалистичное конструирование.

- Стилизованное.

- Абстрактное.

По характеру деятельности детей: 

- Индивидуальное.

- Коллективное.

По назначению:

- Конструирование, имеющее практическое назначение.

- Конструирование, имеющее художественно-эстетическое назначение.

Сегодня обучающиеся имеют возможность работать с различными конструкторами.

По характеру использования:

- Конструкторы, предполагающие одноразовое изготовление конструкции или модели (они предполагают склеивание деталей, после чего конструктор нельзя повторно использовать).

- Конструкторы, ограниченные в содержании построек (состоят из элементов (форм), которые можно использовать только для получения определённых видов конструкций и моделей).

- Конструкторы универсальные (не ограничены ни в содержании конструкций и моделей, ни в возможности многократного использования).

Научно-технический прогресс влечёт за собой современных детей, которые шагают в ногу со временем и стремятся не отставая идти вслед за ним. Даже дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью легко справляются с сотовыми телефонами. Ребёнок нового времени – это исследователь и изобретатель. Поэтому заниматься робототехникой в школе можно уже с 3 класса, дифференцируя задания и виды занятий в соответствии с возрастными особенностями.

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования отмечается необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями современного общества. 

В нашей школе, начиная с 6-го класса, вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность: столярное дело, строительное дело, швейное дело. В этом учебном году с 5-го класса введён новый профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала». Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной. Она предназначена для обучения тех учащихся, кто в силу глубины и особенности структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом, овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и подобной по уровню сложности.

В связи с обновлением содержания, в школе изучение компьютера приобретает большую ценность. Поэтому на факультативных курсах «Компьютерная грамотность» организованных для обучающихся 5 классов, дети воспринимают компьютер не как игровую приставку, а как инструмент для создания своих работ и как помощника в получении необходимых знаний.

Новые времена ставят перед нами новые задачи, так с приходом рыночной экономики объективной необходимостью для российского общества стало повышение финансовой грамотности.

Начиная с 1 сентября 2016 года в Алтайском крае реализуется пилотный проект по обучению финансовой грамотности школьников 2–11 классов, а также воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов. Наша школа не стала исключением. В соответствии с уч. планом «Финансовая грамотность» является факультативным курсом для обучающихся 7-9 классов.

Процесс формирования финансовой грамотности сопровождается различными мероприятиями. Используя современные технологии, Жукова Наталья Анатольевна, в апреле 2019 г. провела квест-игру «Путешествие в страну финансов. В апреле этого года, Тимко Наталья Александровна планирует провести школьный чемпионат «Финансовый и коммуникативный бой» с учащимися 7-9 классов.

Обновление содержания коснулось и АООП. С января 2021 года содержание АООП предусматривает Программу воспитания образовательного учреждения.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что содержание образования в нашей школе не является статичным, оно постоянно совершенствуется в соответствии с требованиями общества и достижениями педагогической науки и практики.

 

.  .  .