Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Пищевое поведение детей с расстройством аутистического спектра в условиях семьи и в школе

Дата публикации: 2021-02-27 18:09:28
Статью разместил(а):
Арефьева Оксана Александровна

Пищевое поведение детей с расстройством аутистического спектра в условиях семьи и в школе

Автор: Арефьева Оксана Александровна

КУ "Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа"

 

Наличие пищевых предпочтений у ребёнка ─ та обыденная действительность, с которой сталкивается каждый родитель. Однако в некоторых случаях даже безобидные на первый взгляд предпочтения грозят дезадаптацией в будущем. Одни родители замечают выраженную избирательность еще в период младенчества, например, на этапе введения прикорма, другие наталкиваются на проблематичное пищевое поведение в более позднем возрасте. Пищеварительные нарушения довольно часто встречаются у деток с аутизмом. Часто это приводит к формированию крайне ограниченного рациона. Последнее может ощутимо сказаться на росте и развитии ребёнка.

Так что же такое пищевая избирательность? Чрезмерная «привередливость» в выборе блюд, частые отказы от еды, узкий круг пищевых предпочтений, переедание отдельных видов пищи и игнорирование других групп продуктов.

Прежде всего, поговорим о том, как вообще приучить ребёнка принимать разнообразную пищу. Следует отметить, что многое зависит от индивидуальных и физических особенностей аутичного ребёнка. Приведу  некоторые примеры особенностей поведения детей с РАС в столовой, так как мы, учителя, тьюторы ежедневно участвуем в организации питания в школе и достаточно часто сталкиваемся с большими трудностями в связи с  чрезвычайной избирательностью в еде.

Бывает, что ребёнок отказывается от всего, кроме чая, хлеба или булочки. Часто  причиной отказа может быть нежелание или страх попробовать новый продукт или неприятное впечатление: повышенная чувствительность к текстуре пищи, вкусу, запаху и даже посуде, в которой подаётся еда. Возможно, ему не нравится не вкус пищи, а необычные тактильные ощущения от нее во рту. Это могут быть кусочки овощей в борще, волокна мяса, консистенция пищи. Попробуйте мелко порезать, либо натереть на терке продукты. При этом текстура блюда станет более ровной. Впоследствии можно постепенно увеличивать размер кусочков. В таких случаях можно  пойти на маленькие хитрости и подмешать новую еду незаметно к любимой ребёнком пище. А далее, постепенно включить новый продукт в рацион, тем самым разнообразить его.
И в этом вопросе самые главные помощники – это родители!  

В некоторых случаях аутичный ребёнок распознает присутствие не желаемого продукта даже в очень замаскированном виде и отказывается от еды. Здесь следует исходить из индивидуальных наблюдений за ребёнком во время приема пищи в столовой и помочь ему. Конечно, сделать полную замену блюда в школе не возможно, кроме случаев  аллергии на какие-либо продукты питания или пищевую непереносимость. Но зная особенности ребёнка, мы можем убрать соус из второго, гарнир которого ребёнок охотно кушает. Либо заменить напиток  чаем или водой, а на остальном временно не акцентировать внимание. Таким образом, мы на время исключаем ту пищу, которую ребёнок не принимает. Мы отмечаем в наблюдениях пищевое поведение ребёнка и стараемся учитывать его предпочтения в еде. Ведь пищеварительные симптомы могут быть болезненными, вызывать сильное раздражение. Это важно ещё и потому, что дети с аутизмом часто не могут сообщить о боли или дискомфорте и при этом они могут демонстрировать нежелательное поведение.

Проблема избирательности в еде крайне тяжела и требует большого терпения и времени от родителей, учителей и тьюторов.
Детей, у которых проблема избирательности в еде не стоит так остро, необходимо начинать учить или продолжать правилам поведения за столом. Для обучения действенным способом оказываются визуальные поддержки (алгоритм выполнения правил поведения за столом в виде последовательных картинок, система альтернативной коммуникации «PECS»).  Также следует правильно организовать место приёма пищи. Подобрать удобный по высоте стул. Перед ребёнком ставится только тарелка с едой и кладется ложка или вилка, а все посторонние предметы, а также общие блюда с привлекательной для ребёнка едой убираются. Важно следить за правильным положением ложки в руке, оказывая ему необходимую помощь, желательно сзади, слегка направляя на выполнение правильных действий. В левую руку (если ребёнок - правша) можно вложить кусочек хлеба, которым хорошо помогать набирать еду в ложку.

При необходимости возможно применение физического приёма помощи «рука в руке», когда взрослый держит руку ребёнка и совместно выполняют определённые действия. Если ребёнок вскакивает из-за стола с куском в руке, спокойно, но твердо усадите его на место, либо проследите, чтобы он оставил еду на столе прежде, чем уйти. Не забывайте похвалить его, когда он правильно сидит за столом, это может стоить ему больших усилий, которые должны быть вознаграждены.

Подобное поэтапное ослабление помощи требует большого терпения от родителей и педагогов.  Возникает  задача, с одной стороны, не спешить с усложнением задачи, а с другой стороны, не застрять на уже освоенном этапе.
Нередко ребенок испытывает трудности во время еды из-за своей повышенной брезгливости. Даже капелька супа на щеке или на одежде может стать источником неприятных ощущений. Эту проблему можно смягчить, если научить ребенка пользоваться салфеткой.

Умение аккуратно есть, и сидеть за столом с другими людьми облегчает дальнейшую социализацию ребёнка с РАС, его участие в жизни семьи и сверстников.

Предпочитаемую пищу стоит давать ему за столом, четко обозначая время еды, ограничивая ее доступность в остальное время. Привычка «кусочничать» может закрепиться и перерасти в серьезную проблему в старшем возрасте, когда некоторые дети набирают лишний вес.

Если ребёнок не хочет принимать определенную еду, в первую очередь убедитесь, что от её употребления у него не появляется физический дискомфорт. Возможно, ваш ребёнок знает, что от определённой еды у него может болеть живот. И в этом кроется, нежелание есть, к примеру, капусту, яблоки, бобовые или свежую выпечку. Определить наличие проблемы с пищеварением поможет врач.

Что делать, если ребёнок все равно не хочет принимать какое-то блюдо? Если ребёнок пробовал новое блюдо более 10 раз и всё равно продолжает категорически его отвергать, возможно, эта еда ему просто не нравится. Старайтесь расширить рацион, заменив это блюдо другим. Также можно предложить ребёнку составлять меню самостоятельно из тех блюд, которые являются важными для здорового питания. Пусть он сам решит, какое, к примеру, блюдо из овощей, или какую кашу он будет есть. Также можно предложить ребёнку приготовить его любимое блюдо, но с каким-либо новым ингредиентом, которое ему понравится.

Этикет для ребенка

С раннего возраста у ребенка формируются правильное пищевое поведение и привычки. Поэтому необходимо сразу учить его правильно вести себя за столом.

  • Перед едой надо обязательно мыть  руки и постараться доступно объяснить, зачем это надо делать. Это один из главных гигиенических навыков.
  • Не нужно кормить ребенка вне кухни и во время игры. Нужно дать понять, что во время еды надо есть, а играть – потом.
  • Нельзя разрешать ребенку играть с едой и столовыми приборами.
  • Не нужно ругать ребенка за неаккуратность – лучше научить его пользоваться салфеткой.

Правила для взрослых:

  • Не следует кормить ребенка насильно, поскольку у него может закрепиться отрицательное отношение к еде.
  • Нельзя торопить  во время еды.
  • Нельзя оставлять ребенка во время еды одного, он может подавиться или поперхнуться.
  • Обязательно надо хвалить ребёнка, даже если у него не все получается.

Таким образом, для успеха решения проблемы пищевой избирательности у детей с РАС нужна командная работа. Применение методов и форм работы по сенсорной  интеграции, поведенческому подходу, игротерапии. И наконец, два универсальных правила, о которых важно помнить взрослым, приучающим  ребенка  к самостоятельности: не предъявлять ребенку непосильные требования; не делать за ребенка то, что он может сделать сам.

 

.  .  .