Формирование навыков самостоятельности на уроках физкультуры у обучающихся с умственной отсталостью
Формирование навыков самостоятельности на уроках физкультуры у обучающихся с умственной отсталостью
Автор: Максимова Елена Владимировна
МБОУ "Специальная коррекционная школа-интернат", г. Красновишерск
Самостоятельной считается деятельность, в процессе которой человек, зная конечную её цель, ставит перед собой задачу, сам подбирает средства для ее решения и способы действий, выполняет эти действия и контролирует их выполнение.
Учитель должен постоянно видеть перед собой конечную цель: подготовить ученика, желающего и умеющего выполнять физические упражнения самостоятельно. Для этого нужно, начиная уже с 1-го класса, отказаться на уроках от «дрессировки» и натаскивания. Обучению двигательному действию должно предшествовать ясное понимание детьми, зачем их обучают, как это влияет на организм, каков механизм выполнения. Желательно добиваться от учеников «добывания» знаний в процессе обучения.
Для формирования навыков самостоятельности на уроках физической культуры я использую:
1. Последовательную работу над усилением инструктивной направленности уроков. Применяю задания по оцениванию и комментированию техники выполнения, по правилам страховки и само страховки, взаимообучения и самоконтроля. На каждом уроке после уяснения учебных задач и организационно-подготовительной работы учащиеся имеют возможность самостоятельно выполнять упражнения, проводить разминку, заминку, подвижные игры с группой учащихся, выступая в роли учителя. При подготовке моих помощников, использую практические и домашние задания. Выполнение которых, способствует самосовершенствованию, практической отработке умений и навыков, необходимых учащимся для самостоятельных занятий физическими упражнениями.
2. Так же я использую дифференциацию и индивидуализацию заданий. В заданиях в качестве конечной цели я стараюсь предусматривать не только знания и движения, которые ученик может без труда освоить или выполнить на основе имеющегося у него двигательного опыта, но и то, что ему в данный момент пока не под силу, но станет возможным в результате двигательной и познавательной деятельности. Например, задания-схемы, предусматривающие поисковую деятельность в процессе самостоятельной работы. Примерное задание:
а) самостоятельно выполнить перестроение по схеме;
б) составить из разученных движений комплекс утренней гимнастики.
Распределение заданий требует чёткой дифференциации. Наблюдая за товарищем, определить причину низкого результата в беге на короткую дистанцию (плохая реакция на стартовый сигнал, низкая частота движений, короткий семенящий шаг во время бега по дистанции и др.).
Дифференцированный подход, в организации самостоятельной деятельности учащихся, осуществляется с различными приёмами дозирования физической нагрузки и самоконтроля:
а) в младших классах — изменением темпа упражнений и интервалов для отдыха (показатели самоконтроля: общее самочувствие, желание или нежелание продолжить работу);
б) в старших классах — применение отягощений (показатели самоконтроля: реакция организма на нагрузку, ЧСС, частота дыхания и др. признаки утомления).
Некоторые учащиеся привлекаются на судейство внутришкольных соревнований, после индивидуальной подготовки по изучению правил соревнований.
3. Способствую формированию у учащихся умений осуществлять планирование, самоорганизацию и самоконтроль в ходе самостоятельного выполнения упражнений. Планирование и организация деятельности учащихся на уроке осуществляется с учетом цели и назначения предложенных учителем заданий. Чтобы организовать учащихся для игрового урока или проведения игр на уроке, применяю тимбилдинг (самостоятельное образование команд изученными способами: сговорка, по расчету, «дерево» и др.) На некоторых уроках предлагаю комплекты заданий, выполняемых путём повторений, анализа ошибок и отбора правильных действий (гимнастика, бег). На других предлагаются задания, требующие опоры на стандартные элементы, двигательные акты и образцы (техника конькового, классического лыжных ходов). Их выполнению способствует знание конечного результата и получаемое учеником удовлетворение при его достижении (самореализация). Важно, чтобы учащиеся определяли недостатки и положительные стороны своей деятельности, мысленно представляли возможные результаты изменений в своих действиях, самостоятельно оценивали выполнение заданий.
4. Применяю педагогическое управление самостоятельной деятельностью учащихся на уроке. Основным средством контроля являются ответы и действия учащихся, анализ учителем степени их правильности, количества и характера ошибок. При подведении итогов использую следующие виды контроля:
а) индивидуальный (осуществляет педагог и ученик);
б) коллективный (осуществляет учитель и ученики, или только ученики).
Внимание учащихся акцентируется на том, что оценка должна быть обоснованной, а критика — конкретной. Нельзя ограничиваться общей формулировкой — хорошо или плохо. В процессе самостоятельной работы происходит передача учащимся (помощникам учителя, капитанам команд) некоторых функций контроля. Мне важно своевременно сигнализировать о допущенных ошибках, рекомендовать способы их исправления.
Применение методов организации учебной деятельности, направленных на побуждение учащихся к самостоятельному активному поиску, к умственным и физическим усилиям в решении проблемных задач, способствует вооружению школьников определёнными умственными действиями. В дальнейшем это послужит им залогом самообразования, самовоспитания, укрепления здоровья и физического самосовершенствования.