Cовременные технологии преподавания эстрадного вокала в условиях дополнительного образования

Дата публикации: 2020-12-13 22:00:57
Статью разместил(а):
Вершинина Елена Николаевна

Cовременные технологии преподавания эстрадного вокала в условиях дополнительного образования

Автор: Вершинина Елена Николаевна

МБУДО «ЦДОД «Заречье»

 

Аннотация: В статье рассказывается о современных технологиях обучения эстрадному вокалу в условиях дополнительного образования детей и подростков, об основных принципах и методиках преподавания эстрадного вокала.

Ключевые слова: технологии обучения эстрадному вокалу, пение в речевой позиции, личностно-ориентированная технология.

 

Современные педагогические технологии дополнительного образования по эстрадному вокалу ориентированы на решение многих сложных задач: не только обучить детей профессиональным вокальным навыкам, но и развить их творческие способности, научить воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров.

В последние десятилетия особенно возрос интерес общества к эстраде и эстрадному исполнительству, как к новому виду вокального искусства среди детей и молодежи. Центральное телевидение демонстрирует широкому кругу телезрителей крупные проекты в этом направлении: «Голос», «Детский Голос», «Новая Волна», «Славянский базар», «Евровидение», «Детское Евровидение» и т.д.

Популяризация детского эстрадного вокала и достижение таких высоких результатов стало возможным благодаря применению различных инновационных технологий в области эстрадного вокала.

На своих занятиях по вокалу я применяю методику преподавания пения в речевой позиции, которая является одной из составляющих личностно-ориентированной технологии.

Эстрадное пение – это «продлённая речь». Эстрадная манера требует очень хорошего произношения текста. Ведь, по сути, пение - это та же речь, только продлённая за счёт длительности гласных. То есть, пение - это не что иное как продление речи. Поэтому стирание граней между певческой и разговорной техникой звукообразования является важнейшей задачей. «Поем как говорим» - главный принцип эстрадной манеры исполнения. Это западная технология. Конечно, она лучше всего подходит для англоязычных певцов. И, действительно, их фонемы больше всего соответствуют такому переходу от речи к пению.  Русская речь, русские буквы, их сочетание, наше произношение совсем другие, резко отличаются от английских. Но, несмотря на это, пение в речевой позиции даёт хорошие результаты в воспитании так называемого «эталонного звука», правильного, свободного и полётного звучания. Таким образом, очень  важным  принципом в вокальной работе является ПРИНЦИП «ПОЙТЕ, КАК ГОВОРИТЕ». Это значит научиться произносить слова на любых высотных отрезках диапазона в речевой позиции (низком, среднем, высоком).

Главное условие - речевой голос должен звучать свободно и чисто.

Одним из основных принципов инновационных технологий является ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧЕНИКУ.

Вокальное искусство индивидуально. Связано это с тем, что у певца, в отличие от инструменталистов, его инструмент является частью организма. Строение гортани, размеры резонаторных полостей и т.д. у каждого человека разные, что сказывается на тембре, характере звука. Таким образом, каждый человек имеет свой индивидуальный вокальный инструмент. Поэтому, главным принципом вокалиста должен быть девиз “найди свой голос”.

Но, найти нужно не только свой «голос». Найти необходимо и «свою песню».

Ни для кого не секрет что, в связи с индивидуальным строением собственного «инструмента» и упражнения для развития голоса тоже сугубо индивидуальные для каждого человека. Кроме того, и репертуар тоже сугубо индивидуален. Необходимо найти именно «свою песню». Даже великие и известные певцы порой всю жизнь ищут «свою песню», ту, которая им близка и которая «звучит»  только в их исполнении.

Для детей существует метод «примерки» песни. Точно так же как мы примеряем на себя одежду, необходимо «примерять» на себя песню. Точно так же как любое платье может не подойти нам по размеру, цвету, фасону, силуэту ит.д., песня может не подойти по характеру, темпераменту, сложности, тесситуре, возрастным особенностям и т.д. Это очень сложный и порою очень долгий процесс по подбору «правильной песни». Если песня подобрана правильно, то исполнителя, как правило, ждёт успех. Иногда в репертуаре сразу 3-4 песни, которые пробуются по 1 куплету. В результате выбирается та самая,  в которой исполнитель раскрывается как настоящий артист, и голос звучит, и петь удобно, и создается музыкальный образ, близкий пониманию исполнителя.

Используя технологию дифференцированного обучения, я большое внимание уделяю детям с явно выраженными музыкальными способностями. Для меня очень важно наличие музыкального слуха и голосовых данных. С такими детьми я занимаюсь, сразу ориентируясь на подготовку к выступлениям на конкурсах и различных концертах. Для них подбирается конкурсный репертуар. Поскольку такие дети быстрее осваивают вокальные навыки, у них в работе больше песен различного содержания. Здесь очень важен «принцип успеха».

Особенно в самом начале конкурсной деятельности. Педагогу надо четко понимать, на какой конкурс и какого масштаба можно направить воспитанника. У всех разный уровень подготовки и разный опыт исполнения на сцене и участия в конкурсах. Кроме того, у всех разный психологический настрой  и уровень волнения перед выступлением. Соответственно начинающих исполнителей не надо направлять сразу на слишком серьёзные конкурсы крупного масштаба. А начинать с небольших концертов и районных, городских или республиканских конкурсов. Только после удачных выступлений и полученного успеха необходимо дорабатывать исполнение, учитывая все недостатки и ошибки, и идти дальше к новым «высотам».

Одной из современных образовательных технологий является здоровьесберегающая технология:

В вокальной деятельности это, в первую очередь, дыхательная гимнастика по методу Бутейко и Стрельниковой. Т.к. тот, кто научился правильно дышать во время пения, тот научился правильно петь. Обычное дыхание отличается от дыхания во время пения. В обычной нашей деятельности мы не замечаем, как мы дышим, какое берём дыхание. Во время пения, мы четко должны знать, когда, сколько и как мы должны взять дыхание. Носом, ртом, короткое, длинное. И, самое главное, во время вдоха и выдоха, во время которого происходит пение, должна работать такая часть организма, как диафрагма. При этом ещё должны быть задействованы нижние части рёбер, передняя стенка мышц живота и косые мышцы живота. Тренировка такого дыхания является частью здоровьесберегающей методики. Комплекс дыхательных упражнений заставляет внутренние органы ребенка работать с полной отдачей: тренируются лёгкие, происходит массаж внутренних органов, тренируется «пресс», поступает дополнительно кислород в головной мозг, разогревается весь организм как во время разминки на физкультуре во время бега.

Кроме того, как и все вокальные педагоги, я использую гимнастику речевую и артикуляционную, при которой разогреваются мышцы языка, происходит массаж языка;  развивается речевой аппарат, улучшается дикция ребёнка, работают мышцы лица, развиваются связки.

Голосовые связки являются частью человеческого организма. Невозможно за короткий срок их натренировать. Точно также невозможно натренировать за короткий срок мышцы на руках или ногах. А ведь наши связки - это те же мышцы, только мы их тренируем по-особому.

Всё это способствует профилактике заболеваний органов дыхательной системы.

Кроме того, исполнение песни с жестами и движениями способствует развитию дыхательной системы также как у спортсменов, занимающихся подвижными видами спорта. Вообще, пение, а особенно профессиональное, к которому мы всегда стремимся, это большой физический труд, не говоря уже об эмоциональном и интеллектуальном, которые требуют огромных затрат организма, и забирают много калорий.

Современные вокальные занятия подразумевают применение технологии развивающего обучения.  Развитие и реализация природных голосовых возможностей человека происходит постепенно. Оптимальным порядком считается прохождение нескольких этапов.

На первом этапе осуществляется постановка голоса, причем это актуально для любых видов вокала (эстрадного, классического и других). Далее происходит освоение подходящих для конкретного человека приемов эстрадного вокала. И, наконец, на последнем этапе осуществляется самое важное и в то же время самое сложное - формируется уникальный, узнаваемый голос, с характерной манерой пения и конкретным сценическим образом.

Стоит отметить, что очень важной составляющей является обучение  не только  правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и:

- умение работать с микрофоном, что может помочь исполнителю значительно эффективнее передать образ,  драматургию, стилистику музыкального произведения;

- исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем. Это уже работа над сценическим образом. А так же,  как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений;

Хотелось бы рассказать о ещё одной современной технологии, используемой на занятиях по эстрадному вокалу. Это интегрированные занятия. В первую очередь это интеграция занятий по вокалу и по актёрскому мастерству, а также интеграция с хореографией.

В процессе пения принимает участие не только звук, но и что не менее важно - осмысленное слово. Я всегда говорю своим воспитанникам, что мы выходим на сцену не для того, чтобы спеть, а для того, чтобы что-то рассказать. А для того, чтобы рассказать на сцене, нужно быть актёром, рассказать интересно, чтобы завладеть вниманием зрителя, его сердцем.

Каждый талантливый певец должен быть хорошим актёром.  Сама песня должна быть настоящим моноспектаклем. Для этого необходим педагог по актёрскому мастерству.

Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста.  Артист должен быть пластичным и уметь владеть своим телом и жестами на сцене. Очень сложный этап в работе над песней – этап соединения звучания и движений. Здесь очень много нюансов, которые могут решить только совместно оба педагога по вокалу и хореографии. Хореограф, ставящий движения для вокалистов - особый педагог. Т.к. движения и жесты должны быть логичными и исходить из текста песни и образа, который в ней создается. Нелепо выглядят лишние жесты и движения, которые певец выполняет на сцене только потому, что хореограф их ему «поставил». Иногда вообще движения не нужны. Они только мешают и портят впечатление от исполнения. Есть много нюансов, связанных с дыханием исполнителя (дыхание, звучание голоса не должно сбиваться от движений), а также во время исполнения 3-х ,4-х голосия, когда требуется большая концентрация внимания и слуха для того, чтобы чисто и правильно спеть свою партию в многоголосии, движения также не должны препятствовать этому. Кроме того, очень важно совпадение акцентов в вокале и в движении. Все это возможно, если все педагоги работают одновременно и интегрировано.

И вот когда соединяются в одном: пение, актерское мастерство и пластика, то и возникает что-то цельное, настоящее произведение искусства, которое захватывает любого зрителя и на любом конкурсе покоряет сердце даже самого строгого жюри.

Информационно-коммуникационные технологии.

На занятиях по вокалу представления о правильном певческом звучании чаще всего осуществляются на основе звукового показа, словесного описания правильного звучания и оценки получившегося звука педагогом.

Однако, оценка звучания собственного голоса во время пения затруднена, так как звук, проходя через мышечные ткани организма, искажается.

Такие технические средства обучения как компьютер, видео камера, планшет, смартфон могут помочь педагогам в формировании таких представлений.

С их помощью педагог и ученик могут прослушать (увидеть) запись урока, выступления несколько раз. При этом оценку получившемуся звуку дает не только педагог, но и ученик, получивший возможность услышать свой голос со стороны и оценить его вместе с педагогом.

Кроме того, мы постоянно записываем видео с конкурсных выступлений для того, чтобы потом анализировать исполнение и учитывать недостатки, воочию видеть, на чем нужно работать и что исправить.

 

Список литературы:

  1. Дмитриев Л.Д. Основы вокальной методики. Музыка. 2004.
  2. В.В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб. Лань. 2006.
  3. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. М. 1999.
  4. Малышева Н.М. О пении. М. Советский композитор. 1988.
  5. Линда Маркоут. Самоучитель по пению. М. Астрель. 2007.
  6. Сет Риггс. Как стать звездой. М. Guitar College.  2005.
  7. Сет Риггс. Пойте как звёзды. СПб. Питер. 2007.
  8. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. 1992.
  9. Пекерская Е.М. Вокальный букварь.
  10. В.А. Шереметьев. Пение и воспитание детей в хоре.
  11. В.П. Морозов. Тайны вокальной речи.
  12. Т.В. Охомуш. Чистый голос.
  13. Г.В. Келдыш. Музыкальная энциклопедия.