Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Профилактика асоциального поведения молодёжи путём формирования установок толерантного сознания

Дата публикации: 2020-11-03 17:06:26
Статью разместил(а):
Марчук Наталья Ивановна

Профилактика асоциального поведения и экстремистской направленности молодёжи путём формирования установок толерантного сознания

Авторы: Марчук Наталья Ивановна

МБОУ «СШ № 22», г. Смоленск 

и Коншина Наталья Алексеевна  

МБУ ДО «ЦДО №1», г. Смоленск 

 

В современном мире, российском обществе, многих субъектах федерации проблема экстремизма стоит достаточно остро. Причём не только как проблема настоящего, сколько проблема будущего. Её возникновение произошло вследствие реализации ряда причин и влияния факторов.

Ошибочно думать, что «молодежный экстремизм» является лишь тенью «взрослого» и не представляет особой опасности в качестве обособленного явления. 

В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистской направленности обычно становятся молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14-18 лет. По информации МВД России в 2017 году 80% лиц, состоящих в группировках экстремистской направленности, имеют возраст до 30 лет.

Для того чтобы пресечь рост экстремистской преступности, асоциального поведения молодёжи в Российской Федерации необходимо усилить профилактическую работу среди несовершеннолетних уже со школьной скамьи, так как в этот период в человеке закладываются такие фундаментальные качества, которые затем отражаются на его будущей жизни.

Так, у подростков к 10-12 годам формируются суждения, которые перенимаются от родителей, педагогов, сверстников, которые самопроизвольно проходят через его сознание и откладываются там в глубине. На основе этих суждений к 14-16 годам у подростка возникают убеждения, формируются когнитивно-личностные схемы. Так называемая позиция его взглядов на жизнь, окружающую его среду и общество в целом. Но все эти установки, образцы поведения, оценочные суждения и схемы ещё нестабильны. А вот к 18-20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение, определяющее жизненный путь молодого человека, но сформированное мировоззрение с трудом поддается преобразованию в обществе.

Таким образом, раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение асоциального поведения, и, как следствие, противоправных действий в будущем.

Особо подчеркнем, что основные характеристики экстремизма (если углубляться в это понятие) прямо противоположны принципам толерантности. Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами–членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и прочее. 

Поэтому мы пришли к выводу, что во многом воспитание толерантного отношения друг к другу поможет подрастающей молодежи выходить из экстремальных ситуаций посредством выражения своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия.

Из вышеизложенного следует то, что работу в школах в рамках профилактики асоциального поведения среди молодёжи, а также профилактики экстремистских настроений и экстремистских действий, следует в первую очередь рассматривать и организовывать через призму формирования толерантного отношения друг к другу и к обществу в целом.

Данная тема кажется нам архиважной в русле современных тенденций. Работу в данном направлении мы выстроили следующим образом. В 2016-2017 учебном году мы углубились в теоретические аспекты данной проблемы. В 2017-2018 нами была разработана и реализована «Программа формирования установок толерантного сознания школьников».

Данная программа была представлена на региональном заочном конкурсе психолого-педагогических программ специалистов психолого-педагогических служб Смоленской области, а также на городском конкурсе психолого-педагогических программ, где удостоилась дипломами I степени.

Целевая аудитория программы. 

Программа предназначена для работы с подростками 7-8 классов в общеобразовательных школах. 

Практическая апробация программы состоялась на базе МБОУ «СШ №22» в ноябре 2017 года в рамках «Недели толерантности». Экспериментальным классом был выбран 7 класс. 

Выводы: 

По результатам апробации программы пришли к выводу, что её реализация благотворно сказалась на формировании толерантного сознания школьников, снижении уровня радикальности суждений, повышении уровня социализации в целом.  

Поэтому реализация данной программы рекомендована в параллелях 7-8 классов общеобразовательных школ в рамках ежегодно проводимой  Недели толерантности в школе.

 

Приложение 1. Тематический план. 7-8 классы.

Тема

Часы (количество занятий)

1 блок: входная диагностика

1

2 блок: профилактический

2.1.

Общие понятия о толерантности

1

2.1.1

Занятие 1. Что такое толерантность

Цель: ознакомление с понятиями «толерантность», «толерантная личность»; стимулирование воображения в поисках собственного понимания толерантности. 

1

2.2.

Формирование установок и принципов толерантности

7

2.2.1.

Занятие 2. Толерантность и интолерантность

Цель: ознакомление с признаками толерантности и интолерантности.

1

2.2.2.

Занятие 3. «Терпи-Мы»

Цель: Формирование уважительного отношения к индивидуальности каждого человека.

1

2.2.3.

Занятие 4. Стереотипы общества

Цель: выявление и опровержение стереотипов, сложившихся в обществе.

1

2.2.4.

Занятие 5. Эмпатия.

Цель: осознание обучающимися важности эмпатии.

1

2.2.5

Занятие 6. Жизнь без конфликтов

Цель: развитие навыков безконфликтного общения.

1

2.2.6.

Занятие 7. Уверенное поведение

Цель: обучение навыкам уверенного поведения.

1

2.2.7.

Занятие 8. Я — толерантная личность.

Цель: закрепление полученных знаний.

1

3 блок: итоговая диагностика

1

ИТОГО:

10

.  .  .