Основные принципы организации самостоятельной работы ученика

Дата публикации: 2020-10-11 16:47:23
Статью разместил(а):
Дашкова Елена Ивановна

Основные принципы организации самостоятельной работы ученика

Автор: Дашкова Елена Ивановна

МАУ ДО г. Перми «Детская школа искусств № 13»

 

Проблемы развития навыков самостоятельной работы у ученика всегда будут современными и актуальными, будут волновать педагогов разных поколений, заставляя их искать все более действенные и продуктивные методы воздействия на ученика.  Особенно актуальным представляется данный вопрос на начальном этапе обучения, когда объективные сложности освоения инструмента усугубляются беспомощностью в организации домашней работы.

Формирование исполнительских навыков в начальный период обучения необходимо сочетать с формированием навыков самостоятельной работы. И. Пуриц в одной из методических статей выдвинул следующие принципы организации самостоятельной работы ученика:

I.   Индивидуальный подход в применении методов, приёмов и способов работы.

II. Формирование у учащегося умения анализировать свои действия, развитие самостоятельности мышления.

III. Осознание учеником целей и задач своей работы.

IV. Формирование умения концентрировать внимание.

V.   Режим и гигиена работы.

VI. Трудолюбие, воспитание воли, мотивация занятий музыкой.         

Важно отметить необходимость органичной взаимосвязи всех принципов. Сформированные на основе такой взаимосвязи навыки позволяют добиться высокой эффективности в самостоятельной работе ученика.

 

I. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПРИМЕНЕНИИ ПРИЕМОВ И СПОСОБОВ РАБОТЫ.

Индивидуальный подход к каждому ученику – фундаментальный принцип музыкальной педагогики. Единые цели могут быть достигнуты самыми разными путями. Преподаватель не может заранее предвидеть всех особенностей развития ученика. Только в процессе творческой педагогической работы, благодаря постоянному наблюдению, изучению ученика, преподаватель находит оптимальные в каждом конкретном случае методы его воспитания.

Индивидуальный подход в применении приемов и способов работы необходим. Любой прием может нанести вред, если он не согласовывается с приобретенными ранее навыками, если не учитываются психофизиологические особенности личности ученика. Опытный преподаватель довольно быстро отбирает приемы и способы работы, которые могут соответствовать индивидуальности данного ученика.

Существует много приемов и способов самостоятельной работы:

1. Приемы работы, ведущие к упрощению исполнения: замедленный темп, игра каждой рукой отдельно, вычленение отдельных элементов фактуры (в полифонии – голосов) и другие. Все эти приемы строятся по принципу – от простого к сложному.

2. Приемы и способы работы, усложняющие исполнительскую задачу: увеличение числа повторов трудных упражнений, эпизодов, пассажей, искусственное усложнение условий – более подвижный темп, транспонирование, усложнение фактуры. Основная цель этих приемов – создание технического запаса, развитие выносливости, стабильности, уверенности и активности исполнения, совершенствование технических навыков, работы слуха в сложных условиях.

3. Приемы вариантного исполнения одного и того же фрагмента: изменение штриха, изменение метроритма, собирание мелодической линии в аккордовые построения, арпеджирование аккордовых построений, изменение силы звука, изменение туше и другие. Применение метода вариантов активизирует восприятие, оживляет самоконтроль, способствует быстрому совершенствованию исполнительской техники.

4. Дополнительные приемы и способы: занятия без инструмента, самостоятельное изучение произведений, аналитическая работа по фактурному, структурному анализам,  комплекс приемов, применяемых для игры наизусть и многие другие. Наиболее интересны занятия без инструмента. Обычно под занятиями без инструмента, или идеомоторной тренировкой, понимают мысленное пропевание, проговаривание, «проигрывание» музыкального текста вне инструмента. Убрав двигательную (тактильную) часть исполнительского процесса, мы тем самым концентрируем внимание на представлении звучания. Развитию собственной инициативы учащегося призвано способствовать самостоятельное изучение отдельных произведений. По трудности самостоятельно изучаемая пьеса должна быть несколько легче пьес, изучаемых под руководством преподавателя.

II. ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩЕГОСЯ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ, РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ.

Умение ученика анализировать свои действия, самостоятельно думать – наиболее трудоемкий и долго формируемый процесс. Подобная ориентация в обучении способствует рациональной организации ученика, развивает его индивидуальность. В практической работе самостоятельность мышления, способность к самоанализу предполагают непрерывную цепочку наблюдений, размышлений, поисков, экспериментов. Анализ своего исполнения способен произвести даже начинающий ученик, если преподаватель целенаправленно работает в этом направлении.

Сфера действия анализа распространятся практически на все направления работы ученика по техническому освоению пьесы. Анализируется форма, структура, особенности фактуры, аппликатура, артикуляция, туше и многое другое. Анализ, сделанный с помощью преподавателя, помогает ученику эффективно использовать приобретенные им навыки. Наиболее распространенные фактурные формулы в большинстве пьес для начинающих связаны с гаммообразным арпеджированным изложением. Ученик должен сам определить с какой ступени начинается и, на какой заканчивается гаммообразный пассаж, какова тональность и т.д.

Способность анализировать, самостоятельно мыслить в равной степени необходима как в сфере технического развития, так и при решении художественных задач. Для воспитания и развития навыков самостоятельного мышления Г. Стативкин рекомендует следующие формы работы:

1. Устный отчет о подготовке домашних заданий: чего было труднее добиться, какими способами устранялись встретившиеся трудности и т.д.

2. Анализ своего исполнения с указанием допущенных ошибок и поисками способов их устранения, оценка своей игры.

3. Разбор исполнения пьес своих товарищей, особенно тех произведений, которые ученик сам играл прежде и хорошо изучил.

4. Самостоятельный устный и практический разбор на инструменте нового задания в классе под наблюдением преподавателя.

5. Определение жанра и характера музыкального произведения.

6. Анализ средств музыкальной выразительности (лад, темп, границы фраз, ритм, повторяющиеся элементы и т.п.).

III. ОСОЗНАНИЕ УЧЕНИКОМ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СВОЕЙ РАБОТЫ.

Цель является главным ориентиром для определения содержания занятий, особенностей их организации. Цель, поставленная перед учеником, должна быть конкретной, понятной, доступной для достижения. Форма может быть разнообразной: словесной, показ на инструменте, пропевание и т.д.

Готовность к реализации цели зависит не только от технической оснащенности ученика, но и от отклика, который она найдет в его сознании. Важно, чтобы поставленная цель преобразовалась в соответствующие ей слуховые и двигательные представления. Именно они будут направлять и контролировать в дальнейшем практическую работу ученика. Как бы наглядно преподаватель ни конкретизировал цель, ученик не сможет проинтонировать мелодию, если он не слышит интонационные связи между звуками, либо его технические навыки звукоизвлечения недостаточно развиты.

На начальном этапе обучения цели и способы работы регламентируются преподавателем. При этом необходимо определить уровень требований к ученику. С развитием самостоятельности мышления у ученика формируется способность к целенаправленной работе, перспективное видение целей.

И. Пуриц писал: «иерархия целей для педагога могла бы выглядеть следующим образом: ввести ученика в мир духовного через музыку, освоение языка музыки, освоение своего музыкального инструмента. Каждая последующая цель по отношению к предыдущей может рассматриваться как средство: освоение инструмента – средство для изучения музыкального языка, в свою очередь язык музыки, став достоянием духовного мира человека, способствует развитию культуры ученика, его духовности в целом».

Работа не может быть продуктивной, если её содержание не направлено на решение конкретной задачи. Необходимо прямо на уроке убедиться в том, что ученик верно понял поставленную перед ним задачу. Используя разнообразные формы – словесное указание, показ, жест, пропевание и т.п. – преподаватель добивается конкретного и ясного изложения цели. Цель определяется актуальными задачами, перспективным развитием, уровнем подготовки ученика, его индивидуальными качествами.

Цель определяет средство, а не наоборот. Иерархия целей, их приоритеты находятся в прямой зависимости от музыкальной и общей культуры преподавателя. Умение последовательно расположить цели, выделить приоритетную – позволит преподавателю эффективно выстроить учебный процесс.

IV. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ.

Внимание необходимо развивать с самого начала обучения. Непросто сконцентрировать внимание маленького ученика на поставленной задаче, ещё сложнее – удержать внимание на протяжении всего урока. На уроках по специальности происходит в основном интеллектуальная и однообразная физическая работа.

Усталость начинает сказываться в первую очередь на качестве внимания. Начинают появляться ошибки там, где их только что не было. Преподаватель должен вовремя заметить признаки усталости и сделать небольшой перерыв или изменить характер деятельности. Перерыв можно использовать для переписки нотного материала, который будет задан на следующий урок, для беседы с учеником, для прослушивания задания в исполнении преподавателя и т.п. Во время перерыва ребенку необходимо снять инструмент и немного походить по классу.

Учитывая, что детям младшего школьного возраста трудно переключить свое внимание на новый вид деятельности, преподавателю необходимо делать небольшие связки между разделами урока, во время которых можно подвести итог работы над домашним заданием, поставить новые задачи, настроить ученика на исполнение следующего раздела произведения или упражнения. 

В работе музыканта участвуют как произвольное, так и непроизвольное внимание. Необходимость  целенаправленного внимания при решении определенных задач обуславливает преимущественное применение произвольного внимания. Его устойчивость в большей степени зависит от интереса ученика к занятиям музыкой, к инструменту, на котором он обучается. При увлеченности работой, достижении положительных результатов активность и концентрация внимания могут достигать такого уровня, что оно из произвольного становится непроизвольным, т.е. не требующим усилий воли. Данный фактор является определяющим для развития внимания у начинающих маленьких учеников.

Для активизации внимания у начинающих музыкантов И. Пуриц рекомендует:

1. Применение разнообразных форм работы (игра на инструменте, пение, рисование, движение под музыку, ансамбль и т.д.).

2. Обучение в форме игры – как один из наиболее эффективных способов активизации внимания начинающего ученика.

3. Ясность и доступность задачи, желание ее разрешить, положительный результат.

4. Активизируя работу слуха, игровых ощущений, педагог неизбежно активизирует работу внимания.

5. Контроль за психической и физической нагрузкой, недопущение усталости, резко снижающей способность к сосредоточенной работе, к концентрации внимания.

6. Внимание активизируется в том случае, если ученик приучен анализировать свою игру после каждого проигрывания.

7. Развитие способности к одновременному контролированию нескольких объектов внимания: мелодии и аккомпанемента, голосов в полифонии, разнообразных средств выразительности, применяемых параллельно.

8. Развитие навыков свободной распределяемости, переключения, подвижности внимания.

9. Условия, обеспечивающие возможность сосредоточить внимание – наличие рабочей комнаты, отсутствие внешних источников шума, отвлекающих внимание.

V. РЕЖИМ И ГИГИЕНА РАБОТЫ.

Чтобы обеспечить возможность длительных и продуктивных занятий, сохранить высокий рабочий тонус, психическую и физическую свежесть, необходим рациональный режим работы и соблюдение условий ее гигиены.

Важнейшие вопросы режима и гигиены труда – вопросы утомления и отдыха. Утомление является неизбежным следствием всякой работы, оно лимитирует ее продолжительность, активность. Зависит утомление главным образом от физических факторов: количества работы, ее темпа, степени напряжения и той обстановки, в которой она проходит. Субъективное чувство, называемое усталостью, в большей мере психического происхождения.

На уроках преподаватель постоянно контролирует состояние ученика. Особенно важен подобный контроль над начинающим учеником, первые признаки усталости у которого могут наступить уже через 10-15 минут после начала работы. С годами воспитывается выдержка, воля, но признаки утомления делают занятия не только бесполезными, но и вредными.

Помимо умения отдыхать, важнейшее значение для занятий ученика имеют такие общегигиенические условия, как проветренная, тихая, с нормальной температурой комната для занятий, опрятность в отношении к инструменту, его качество и настройка, забота о руках.

VI. ТРУДОЛЮБИЕ, ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ, МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ.

Трудолюбие для начинающего ученика в значительной степени связано с проявлением усилий воли. Дисциплина, концентрация усилий воли приобретают важное значение при разучивании произведения, технической работе. Проявление воли в работе может рассматриваться не только как условие труда, но и как качество исполнения. Волевое начало в исполнении рождает яркость, ритмическую организованность.

На сцене у одних учеников малейшие неприятности вызывают панику, которую они не в состоянии побороть. Волевой ученик, наоборот, проявляет в таких случаях отличное самообладание.

Не всем преподавателям удается решить проблемы, связанные с воспитанием воли, трудолюбием ученика. Особенно актуален этот вопрос в начальном обучении баяниста. Поэтому важным является фактор мотивации занятий музыкой. Усилия ученика должны доставлять ему радость творческого труда.

Основные факторы, положительно влияющие на мотивацию занятий музыкой:

1. Увлеченность музыкой: выступления на концертах, игра в ансамбле, знакомый репертуар, освоение языка музыки, развитие музыкального вкуса.

2. Контакт ученика и педагога: благожелательность педагога, уважение и желание понять личность ученика, общение на различные темы.

3. Психологические аспекты мотивации: работа на результат, помощь ученику в проявлениях творческого самовыражения, участие в конкурсах.

4. Работа с родителями: необходимость присутствия родителей на уроках, заинтересованность родителей в обучении ребенка.

5. Любовь к своему инструменту.

Любой способ, позволяющий стимулировать занятия музыкой, будет способствовать успешному развитию ученика. Важно, чтобы в сознании ученика укрепилось мнение о престижности занятий музыкой. Профессионализм преподавателя, участие родителей, создание художественной атмосферы в классе, посещение концертов – должно способствовать формированию заинтересованного отношения учащихся к музыке. При таком подходе музыка может стать неотъемлемой частью жизни ученика.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано – М., композитор, 1971г

2. Бендерский Л.Г. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Свердловск, 1990г.

3. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением – М., музыка, 1981г.

4. Калинин Ю. Методика обучения детей игре на баяне – Пермь 2009 г.

5. Потеряев Б.П. Формирование художественной техники баяниста (аккордеониста) - исполнителя. Челябинск 2004г.

6. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. Москва 2001г.

7. Стативкин Г. Начальное обучение игре на выборно - готовом баяне. Москва 1989г.

8. Чиняков А. Преодоление технических трудностей на баяне – Москва 1982г.