Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения

Дата публикации: 2020-09-24 09:42:30
Статью разместил(а):
Мунасипова Алсу Раисовна

Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения

Автор: Мунасипова Алсу Раисовна

 

Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения является одной из важнейших коррекционных задач в дошкольном возрасте. Необходимо, чтобы ребенок научился воспринимать окружающий мир не только с помощью нарушенного зрения, но и с помощью других органов чувств, таких, как слух, вкус, обоняние, осязание. Почему это важно? Восприятие предметов с помощью всех органов чувств дает более полное и правильное представление, помогает узнавать предмет по нескольким свойствам, обогащает чувственный опыт ребенка. При знакомстве с разнообразными свойствами предметов ребенок осваивает названия свойств и действия по их обнаружению. Воспоминание о каком-либо ярком свойстве предмета может вызвать у ребенка воспоминание обо всем предмете. Развивается образная память, внимание к различным свойствам предметов.

Большое значение имеет умение ориентироваться в пространстве с помощью охранных анализаторов. Анализаторы - относительно автономная система, обеспечивающая прием и переработку специфической (т.е. в рамках одной модальности, например, слух) сенсорной информации на всех ее уровнях прохождения через ЦНС.

В процессе целенаправленного обучения дети учатся распознавать звуки и запахи, дифференцировать их; определять источник запаха, звука, его направление и удаленность.

I. Слуховой анализатор. У человека слуховой анализатор является одним из основных сенсорных систем. Слабовидящие и незрячие дети с помощью слуха познают окружающий мир, ориентируются в пространстве. По колебаниям тембра голоса, интонации ребенок узнает настроение собеседника. Звуки можно классифицировать на:

1. Музыкальные:

- ударные музыкальные звуки (барабан, ложки, трещотки, металлофон)

- духовые (дудочка, губная гармошка, труба)

- клавишные (пианино)

- щипковые (гусли, арфа, балалайка, гитара)

- смычковые (скрипка).

2. Звуки человеческого голоса:

- речь (монолог, диалог, беседа, спор)

- детский голос, взрослый-мужской/женский

-  молодой голос - пожилой

- пение

- крик, стон, вздох, кашель, смех, плач

- по эмоциональной окрашенности (ласковый, строгий, вежливый)

- по темпу (быстрый, шумный)

- по тону (громкий-тихий, шепот).

3. Голоса животных.

При знакомстве детей с голосами животных нужно обращать внимание детей на то, как правильно обозначать в своей речи голосовые звуки животных. Например, кошка мяукает, лошадь ржет, осел кричит, лиса тявкает, слон трубит, змея шипит, волк воет.

4. Голоса домашних и диких птиц.

Знакомим детей с нарушением зрения с голосами птиц. Обращаем внимание, что петух кукарекает, курица кудахчет, утка крякает, дятел стучит, ворона каркает, филин ухает, голубь воркует, соловей поет, воробей чирикает.

5. Звуки, издаваемые насекомыми.

Комар пищит, сверчок стрекочет, муха жужжит.

6. Звуки города:

- звуки транспорта (шум работающего мотора, звуки приближающейся машины; звуки набирающей скорость машины, звуки тормозящей машины, звуки открывающихся и закрывающихся дверей автобуса);

- узнавание вида транспорта по издаваемому звуку (легковая машина, грузовая, мотоцикл, мопед, вертолет, самолет, велосипед).

7. Звуки природы:

- звуки леса (шелест листьев, журчание ручейка, голоса птиц);

- звуки, характеризующие природные явления (гром, град, дождь, ветер, буран, шторм);

- звуки воды (ручеек, капель, фонтан, водопад, река, море).

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия. Музыкальное лото (аудиозапись плюс предметные картинки). Звуковые загадки (музыкальные инструменты, голоса птиц, животных). «Угадай, что я делаю» (рву бумагу, размешиваю ложкой воду в стакане, листаю книгу и т.д.). «Узнай по товарища по голосу» (угадай, кто тебя позвал). «Угадай, по какому материалу стучу» (дерево, пластмасса, стекло, металл). «Найди пару по звучанию» (соль, гречка, скрепки, монетки и т.д.)

II. Вкусовой анализатор.

Различают 4 основных вида вкусовых рецепторов, реагирующих на кислое, соленое, горькое, сладкое). Дайте ребенку представления об этих 4 вкусовых эталонах.

1. Соленое (соль, сало, сельдь, огурцы)

2. Сладкое (сахар, мед, конфеты, пирожные)

3. Кислое (лимон, клюква, брусника кефир)

4. Горькое (кофе без сахара, горчица).

Дайте детям представления о том, что продукты могут иметь кисло-сладкий вкус (клюква в сахаре, яблоки) и пресный вкус, т.е. без всякого вкуса (вода). Покажите детям, как осторожно надо пробовать незнакомые продукты (кончиком языка, губами; растирая на языке). Учите прислушиваться к своим ощущениям. Дайте понятие детям о съедобном - несъедобном. Объясните детям, что нельзя все пробовать на вкус, можно отравиться. Покажите детям, что один и тот же продукт может быть приятным для одних людей и неприятным для других, у каждого человека свои вкусовые предпочтения.

Игры и упражнения на развитие вкусового анализатора. «Съедобное-несъедобное», «Угадай на вкус», «Какой продукт на вкус».

III. Обонятельный анализатор.

Обоняние играет значительную роль в жизни человека. Оно участвует в отборе пищи (например, человек отказывается от пищи с неприятным запахом) и в рефлекторном возбуждении пищеварительных желез; предупреждает человека о наличии в воздухе ядовитых или вредных веществ. Человек имеет слаборазвитое обоняние. Однако оно может быть развито в процессе ежедневных упражнений в быту и при ориентировке в пространстве. Обонятельные ощущения у незрячих выражены ярче и имеют более широкий диапазон, поскольку запахи приобретают сигнальное значение.

Знакомство детей с различными запахами нужно начинать с беседы.

1. Для чего нужен нос (с его помощью мы дышим, нюхаем, можем определит назначение помещения).

2. Что можно узнать с помощью носа.

3. Назовите любимые/нелюбимые запахи.

4. Назовите раздражающие, неприятные запахи (грязи, подгоревшего молока, выхлопных газов, дыма, гари).

5. Покажите, как надо осторожно нюхать различные предметы. Сопровождайте показ эмоциями и словами.

6. Дайте возможность ребенку понюхать различные предметы.

Классификация запахов:

1. Пищевые запахи

- кофе, какао; свежий хлеб и выпечка;

- овощи и фрукты (свежие, вареные, тушеные)

- рыба, мясо (свежие, жареные, тушеные).

2. Запахи приправ и пряностей: лавровый лист, чеснок, корица, перец

3.Парфюмерные запахи: духи, шампунь, гель, крем, дезодорант.

4. Запахи растений: сирень, роза, мята, мелисса.

5. Медицинские запахи: йод, нашатырь, мази.

6. Запахи одежды: свежая/несвежая, кожа, мех, шерсть.

7. Запахи моющих средств: для мытья посуды, порошок для стирки белья, мыло.

8. Технические запахи: бензин, машинное масло.

9. Запах печатной продукции: газеты, книги.

Большинство слов, обозначающих запахи, вызывают ассоциации с другими ощущениями - вкуса, тяжести, температуры, эмоциональными переживаниями: цветочные запахи (тяжелый, легкий), смолистые (сладкий, холодный), пряные (горелый, горький), морской (приятный, острый), терпкий (свежий, медицинский).

Игры и упражнения по развитию обоняния. «Угадай предмет по запаху», «Назови, как пахнут предметы», «Угадай по запаху, где мы находимся (около кухни, медицинской комнаты), «Чем пахнет на кухне, в медицинской комнате»

Оборудование для проведения игр для развития обоняния- альбомы; наборы различных запахов (в баночках), ароматические подушечки, набор эфирных масел (эвкалипт, мята).

IV. Кожный анализатор играет важную роль в сенсорном развитии детей. При воздействии на кожу возникают различные ощущения: тактильные, температурные, вибрационные, болевые. Благодаря тактильной чувствительности незрячие воспринимают форму, размеры, фактуру). Читают точечный шрифт Брайля и рельефные изображения (рисунки, чертежи, схемы).

Игры и упражнения для развития кожного анализатора (осязания):

Игра «Угадай, что лежит в руке», «Найди такой же жесткий, мягкий предмет», «Чудесный мешочек», «Что здесь теплое, а что холодное», «Найди два одинаковых предмета», «Разложи отдельно, что деревянное, стеклянное, металлическое», «Найди все шелковые, ситцевые, шерстяные ткани», «Найди все круглые, квадратные предметы», «Найди все мягкие игрушки», «Узнай по контуру», «Угадай, кто это». «Найди ребят с короткой прической».

 

Литература:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида /Под редакцией Л. И. Плаксиной. -  М.: Город, 1999.

2. Психология воспитания детей с нарушением зрения/ Под редакцией Л. И. Солнцевой и В. З. Денискиной. -  М.: Налоговый вестник, 2004.

 

.  .  .