Использование методики "Коллективное творческое дело" во внеурочной деятельности
Использование методики "Коллективное творческое дело" во внеурочной деятельности
Автор: Сертюкова Вера Егоровна
Нижне-Бестяхская СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов
Республика (Саха) Якутия, Мегино-Кангаласский улус, пгт Нижний-Бестях
Проблема выбора необходимого метода возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам нужны новые методы, позволяющие по-новому организовывать процесс воспитания. Дети сегодня другие, и роль учителя должна быть иной, тьюторской, например.
Как активировать ребенка, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Нужны деятельные, групповые, ролевые, рефлексивные и прочие актуальные сегодняшнему дню формы обучения.
Коллективное творческое дело - это дело, потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях.
Оно коллективное, потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива - ребят и учителя, как их общая забота. Это такая организация дела, при которой у всех есть роли, все проходят ступени общих дел: поиск, отбор, защиту, подготовку, свершение, обсуждение, анализ совместных действий.
Оно творческое, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что не только выполняется, но и организуется сообща - задумывается, планируется, оценивается. Это новое в старом опыте, старое - в новом деле, это субъективное творчество – изобретение и открытие, сделанное впервые одни ребенком или коллективом ребят. Личное творческое начало.
Этапы КТД:
- Планирование дела – выдвижение задач, создание настроя коллектива.
- Коллективное планирование - учитель рассказывает ученикам, что надо учесть, в зависимости от особенностей детей, распределяют поручения.
- Коллективная подготовка – работа микрогрупп.
- Проведение дела – поддержка, поощрение творчества.
- Коллективный анализ дела – умение понимать свои недостатки и следовательно предвидение в будущем.
- Последействие – расширение рамок данного дела, цели на будущее
Нам была дана тема: «Скамейка добра». Мы с ребятами сделали проект - экологическую скамейку, назвали её «скамейка желаний». Год 2017 был посвящен - году экологии. Мы взяли натуральные объекты: шишки, муляжи фруктов, арахис, ветки деревьев. Из всего этого, ребята соорудили, прекрасную скамейку.
Результатом нашего коллективного дела была позитивная активность участников. Причем деятельностная, и она сопровождалась чувством коллективного авторства.
В конце мы пришли к выводу, что есть всего лишь пять условий успеха КТД:
- Совместность, сотрудничество, содействие. (ССС)
- Общая забота.
- Единство мыслей и действий, воли и чувств.
- Единый коллектив.
- Творчество, а не шаблон.