Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Как эффективнее организовать краеведческое воспитание детей

Дата публикации: 2020-09-15 13:06:55
Статью разместил(а):
Павлова Елена Юрьевна

Как эффективнее организовать краеведческое воспитание детей

Автор: Павлова Елена Юрьевна

МБОУ "Борис-Глебская средняя общеобразовательная школа", с. Борисоглеб Муромского района Владимирской области

 

Важность  проблемы краеведческого воспитания отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в Законе Российской Федерации «Об образовании». В ФГОС начального общего образования говорится о том, что будущий выпускник школы должен осознавать свою сопричастность с судьбой Родины, должен являться носителем ценностей гражданского общества.  То есть, самоидентификация ребенка как патриота должна начинаться с осознания себя частью своей малой родины, а именно, с приобщения детей к культуре и истории родного края. К сожалению, не смотря на то, что младшие школьники имеют представления о стране, символике, узнают президента страны, многие из них не  могут назвать  населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними рядом; они не знают праздники и обычаи местности и пр.

Именно в процессе краеведческой деятельности, которая помогает формировать нравственные понятия и чувства, происходит, главным образом, поэтапное встраивание растущего человека в общее для всех жизненное пространство. Как,  осуществляя последовательный переход от одной ступени образования к другой, передать ребенку определенный объем знаний, привить ему устойчивое осмысленное отношение к себе, к обществу и его жизненным ценностям; воспитать необходимые личностные качества?

Данную проблему возможно решить посредством урочной деятельности, тематических мероприятий и пр. Но для обеспечения последовательного краеведческого воспитания детей следует акцентировать внимание на преемственности дошкольного и школьного образования. Ведь  дошкольная ступень, сохраняя самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. А школа подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал. В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, начиная уже с младшего дошкольного возраста, взрослые формируют  первичные представления  детей о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, что  предполагает зарождение гендерной, семейной, гражданской принадлежности. 

Что бы разработать систему использования краеведческого материала в начальной школе, необходимо опираться на опыт коллег дошкольных групп с целью придания  педагогическому процессу целостного, последовательного и перспективного характера. Исходя из этого, была построена система внеурочной деятельности по краеведческому воспитанию   младших школьников, ставшая продолжением образовательной линии, выбранной дошкольными группами. Как результат - программа по преемственности дошкольных групп и  начальной школы, основным акцентом которой является формирование и развитие личностных качеств воспитанников и учащихся в процессе краеведческой деятельности.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы; является одним  из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование представлено связью, согласованностью целей, задач, содержания, средств, форм организации образовательного процесса на каждой ступени образования. Например, каждая поставленная в программе задача усложняется и углубляется в зависимости от возраста детей. Содержание программы отобрано таким образом, что определенная  тема расширяется на каждом возрастном этапе;  достигнутый старшими дошкольниками уровень развития служит опорой и платформой для учащихся начальной школы. Предложенные формы и методы организации деятельности воспитанников подчинены принципу ориентации на   возрастные, психофизические особенности детей (особое внимание уделяется игровым методам).  То есть программа обеспечивает не только переход с дошкольного уровня развития личностных качеств детей на  школьный уровень, но и  способствует  принятию детьми базовых национальных ценностей и традиций  на основе координации деятельности школы и дошкольных групп.

Разрабатывая  единые подходы образовательного процесса, акцентировали внимание, главным образом, на следующих моментах:

- при реализации принципа последовательного перехода  от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам;

- при использовании деятельностного подхода, когда, дети, зачастую, сами выбирали деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном;

- при постепенном изменении форм, методов, технологий развития личностных качеств в процессе краеведческого  воспитания.

Содержанием программы в соответствии с усложняющимся краеведческим материалом являются такие темы, как, например, в дошкольной группе: «История села Борисоглеб и районного города Муром», «Православная культура», «Традиции и культурное наследие села», «Знаменитые люди района и села Борисоглеб», «Природные ресурсы района»; в начальной школе: «Родословие», «Летопись родных мест», «Русский быт», «Народные традиции», «Народные промыслы», «Природное наследие», «Народные игры».  

Также в ходе совместных встреч с родителями, которые стали активными участниками тематических мероприятий, дошкольники знакомились с профессиями села, узнавали о профессиях родителей.

Реализация программы осуществлялась посредством разнообразных форм и методов работы с детьми, приемлемых дошкольному, начальному школьному возрастам детей. Использовались такие технологии, как  здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, технология проектной,  исследовательской деятельности, личностно – ориентированная технология, технология сотрудничества.

Анализируя результаты реализации программы, можно отметить факт подготовленности будущих школьников в их дальнейшем  приобщении к краеведческой деятельности. Ведь уже в дошкольных группах дети знакомятся с основными моментами из истории села, района; имеют представления о культурных традициях;  у детей развит интерес к народным играм, фольклору. Данные результаты  являются хорошим фундаментом для дальнейшей краеведческой деятельности учеников начальной школы.

Таким образом, необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды не случайно относится к числу важнейших приоритетов развития образования. Данный аспект актуален  и при использовании регионального компонента как одного из средств,  позволяющих  развивать личный потенциал детей,  эмоциональное восприятие  действительности.

 

.  .  .