Как эффективнее организовать краеведческое воспитание детей
Как эффективнее организовать краеведческое воспитание детей
Автор: Павлова Елена Юрьевна
МБОУ "Борис-Глебская средняя общеобразовательная школа", с. Борисоглеб Муромского района Владимирской области
Важность проблемы краеведческого воспитания отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в Законе Российской Федерации «Об образовании». В ФГОС начального общего образования говорится о том, что будущий выпускник школы должен осознавать свою сопричастность с судьбой Родины, должен являться носителем ценностей гражданского общества. То есть, самоидентификация ребенка как патриота должна начинаться с осознания себя частью своей малой родины, а именно, с приобщения детей к культуре и истории родного края. К сожалению, не смотря на то, что младшие школьники имеют представления о стране, символике, узнают президента страны, многие из них не могут назвать населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними рядом; они не знают праздники и обычаи местности и пр.
Именно в процессе краеведческой деятельности, которая помогает формировать нравственные понятия и чувства, происходит, главным образом, поэтапное встраивание растущего человека в общее для всех жизненное пространство. Как, осуществляя последовательный переход от одной ступени образования к другой, передать ребенку определенный объем знаний, привить ему устойчивое осмысленное отношение к себе, к обществу и его жизненным ценностям; воспитать необходимые личностные качества?
Данную проблему возможно решить посредством урочной деятельности, тематических мероприятий и пр. Но для обеспечения последовательного краеведческого воспитания детей следует акцентировать внимание на преемственности дошкольного и школьного образования. Ведь дошкольная ступень, сохраняя самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. А школа подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал. В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, начиная уже с младшего дошкольного возраста, взрослые формируют первичные представления детей о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, что предполагает зарождение гендерной, семейной, гражданской принадлежности.
Что бы разработать систему использования краеведческого материала в начальной школе, необходимо опираться на опыт коллег дошкольных групп с целью придания педагогическому процессу целостного, последовательного и перспективного характера. Исходя из этого, была построена система внеурочной деятельности по краеведческому воспитанию младших школьников, ставшая продолжением образовательной линии, выбранной дошкольными группами. Как результат - программа по преемственности дошкольных групп и начальной школы, основным акцентом которой является формирование и развитие личностных качеств воспитанников и учащихся в процессе краеведческой деятельности.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы; является одним из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование представлено связью, согласованностью целей, задач, содержания, средств, форм организации образовательного процесса на каждой ступени образования. Например, каждая поставленная в программе задача усложняется и углубляется в зависимости от возраста детей. Содержание программы отобрано таким образом, что определенная тема расширяется на каждом возрастном этапе; достигнутый старшими дошкольниками уровень развития служит опорой и платформой для учащихся начальной школы. Предложенные формы и методы организации деятельности воспитанников подчинены принципу ориентации на возрастные, психофизические особенности детей (особое внимание уделяется игровым методам). То есть программа обеспечивает не только переход с дошкольного уровня развития личностных качеств детей на школьный уровень, но и способствует принятию детьми базовых национальных ценностей и традиций на основе координации деятельности школы и дошкольных групп.
Разрабатывая единые подходы образовательного процесса, акцентировали внимание, главным образом, на следующих моментах:
- при реализации принципа последовательного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам;
- при использовании деятельностного подхода, когда, дети, зачастую, сами выбирали деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном;
- при постепенном изменении форм, методов, технологий развития личностных качеств в процессе краеведческого воспитания.
Содержанием программы в соответствии с усложняющимся краеведческим материалом являются такие темы, как, например, в дошкольной группе: «История села Борисоглеб и районного города Муром», «Православная культура», «Традиции и культурное наследие села», «Знаменитые люди района и села Борисоглеб», «Природные ресурсы района»; в начальной школе: «Родословие», «Летопись родных мест», «Русский быт», «Народные традиции», «Народные промыслы», «Природное наследие», «Народные игры».
Также в ходе совместных встреч с родителями, которые стали активными участниками тематических мероприятий, дошкольники знакомились с профессиями села, узнавали о профессиях родителей.
Реализация программы осуществлялась посредством разнообразных форм и методов работы с детьми, приемлемых дошкольному, начальному школьному возрастам детей. Использовались такие технологии, как здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, технология проектной, исследовательской деятельности, личностно – ориентированная технология, технология сотрудничества.
Анализируя результаты реализации программы, можно отметить факт подготовленности будущих школьников в их дальнейшем приобщении к краеведческой деятельности. Ведь уже в дошкольных группах дети знакомятся с основными моментами из истории села, района; имеют представления о культурных традициях; у детей развит интерес к народным играм, фольклору. Данные результаты являются хорошим фундаментом для дальнейшей краеведческой деятельности учеников начальной школы.
Таким образом, необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды не случайно относится к числу важнейших приоритетов развития образования. Данный аспект актуален и при использовании регионального компонента как одного из средств, позволяющих развивать личный потенциал детей, эмоциональное восприятие действительности.