Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Сценарий концерта "Шедевры оперетты"

Дата публикации: 2017-10-07 17:20:12
Статью разместил(а):
Ващенко Марина Геннадьевна

СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА «ШЕДЕВРЫ ОПЕРЕТТЫ»

 Автор: Ващенко Марина Геннадьевна

МБУДО «Детская школа искусств имени Александра Семеновича Розанова»

город Кировск, Мурманская область

 

1 отделение

Добрый вечер, многоуважаемая публика! Мы рады приветствовать вас сегодня в нашем зале на торжественном открытии XII открытого межрегионального конкурса сольного и ансамблевого пения «Браво». У нас необычный вечер сегодня, потому что и концерт тоже очень необычный!

Мы приглашаем вас в увлекательное путешествие по бескрайним просторам такого знакомого и всеми любимого мира музыкально-театрального искусства – мира оперетты! Мира, наполненного светом, красотой, яркими весенними красками, любовью и всем тем, что находит отклик в душе каждого человека, рождает вдохновение и ощущение полета….

В сегодняшнем концерте «Звезды театра сияют для вас…» наши гости исполняют сольные и дуэтные номера из оперетт, признанных во всем мире шедеврами музыкального театрального искусства: «Сильва», «Баядера», «Марица», «Принцесса цирка» и «Веселая вдова»…

Я с удовольствием представляю наших гостей из городов Петрозаводск и Сыктывкар:

– ведущая солистка Музыкального театра Республики Карелия - АНАСТАСИЯ АВЕРИНА

– ведущий солист Государственного театра оперы и балета Республики Коми, заслуженный артист Республики Коми, лауреат всероссийских и республиканских конкурсов, дипломант международного конкурса «Оперетта Land – 2011», обладатель специальной премии Союза Театральных Деятелей России – МИХАИЛ ЖУРКОВ

В этом году  исполняется 130 лет со дня рождения известного венгерского композитора Имре Кальмана – ярчайшего представителя композиторов, работавшего в этом жанре, так называемого короля оперетты. Много нового, необычного, яркого принес с собой в оперетту Имре Кальман. «Я пробовал,- говорил он, - несколько отойти от излюбленного танцевального жанра, предпочитая музицировать от чистого сердца». И Кальман с первых же своих творческих шагов «музицирует от чистого сердца», с пылкостью и непосредственностью молодости отдаваясь народной венгерской мелодии, ее щедрой, сочной напевности. Искусство Имре Кальмана празднично, нарядно и, несмотря на острые коллизии, глубоко оптимистично.

«Да здравствует любовь», она же «Дитя шантана», она же «Королева чардаша» –оперетта «Сильва». Какое бы название она ни носила, но эта оперетта номер один во всем мире, жемчужина  жанра. Можно совсем ничего не знать об оперетте, можно ее не любить, но не знать «Сильвы» невозможно. Это название стало синонимом жанра.

Откроют  наш концерт  три фрагмента из оперетты Имре Кальмана «Сильва» выходная ария главной героини, артистки варьете Сильвы Вереску, ария главного героя, молодого аристократа  Эдвина, влюбленного в Сильву, и их замечательный, всеми любимый и легко узнаваемый дуэт «Много женщин есть на свете….»

в исполнении

Анастасии Авериной – ведущей солистки Музыкального театра Республики Карелия,

и

Михаила Журкова  –  ведущего солиста Государственного театра оперы и балета Республики Коми, заслуженного артиста Республики Коми, лауреата всероссийских и республиканских конкурсов, дипломанта международного конкурса «Оперетта Land – 2011», обладателя специальной премии Союза Театральных Деятелей России

За роялем концертмейстер МАРИНА ВАЩЕНКО.

1.     Ария Сильвы

2.     Ария Эдвина

3.     Дуэт Сильвы и Эдвина «Много женщин есть на свете…»

Исторически оперетта оказалась связана с жизнью богемы, в некотором смысле она – ее дитя. Первым певцом богемы был Франц  Легар, обессмертивший богемный стиль жизни в двух своих опереттах — «Графе Люксембурге» и «Веселой вдове». Оперетта Легара — это изящный жанризм: он рисует образы артистов, в его опереттах блистательно показаны веселые кутилы, даны портреты пленительных девушек, жаждущих любви и приключений, он все время показывает публике истории о денежных авантюрах и авантюрах сердечных. Таков был дух эпохи, «прекрасной эпохи», не очень строгой в своей морали. «Веселая вдова» была написана в 1905 году и своим парадоксальным названием (вдова в обычном понимании должна быть грустной и скорбной) словно утверждала обаяние нестрогой морали нового жанра оперетты. Легаровская оперетта смеялась, весело демонстрировала призрачность устойчивых начал и праздновала торжество артистизма жизни.

Оперетта «Веселая вдова» приносит Францу Легару непреходящую мировую славу. В успехе этого произведения немалую роль сыграла пьеса, сюжет которой заимствован у выдающихся драматургов Анри Мельяка и Людовика Галеви. Веселая, очаровательная миллионерша-вдова Ганна Главари - магнит для женихов, жаждущих заполучить ее богатство, но на пути этих откровенных корыстолюбцев и стяжателей становится веселый гуляка, обаятельный весельчак - секретарь вымышленной авторами «республики» граф Данила. Он бескорыстен, он любит Ганну и становится счастливым обладателем ее руки и... ее двадцати миллионов. Чарующе-мелодичная, исполненная поэзии, кружащая в вихре нескончаемых вальсов, увлекающая музыка Франца Легара - исключительное явление музыкальной жизни целого столетия.

 

В исполнении наших гостей вы услышите отрывки из этой блистательной оперетты:

 

1.     Песня Ганны Главари «Вилья»

2.      Выходная ария графа Данило

3.     Дуэт главных героев Ганны и Данило

4.     Песня графа Данило «Качели»

Замысел новой оперетты «Джудитта», набросок либретто которой показал сотрудничавший с композитором либреттист Пауль Кнеппер, привел Легара в восторг. Композитор принялся с увлечением разрабатывать сюжет. Образ героини перекликался с образом Кармен, созданным Джорджем Бизе. Джудитта — испанка, демоническая, роковая женщина, возбуждающая к себе страсть и неизменно приносящая несчастье любящему ее мужчине.

Премьера оперетты состоялась 20 января 1934 года. В зале присутствовали члены правительства, дипломатический корпус, представители официальных учреждений и, конечно, простые венцы, переживавшие вместе с Легаром его подъем, упадок и новую славу. Премьеру передавали 120 радиостанций. Такого количества оваций и цветов зал Венской оперы еще не видел. Никто не знал тогда, что это была последняя премьера Легара...

«"Джудита" — мое любимейшее дитя, — говорил Легар, — в нее я хотел вложить нечто, что проистекает из глубин моего существа... В ней я создал свое лучшее».

В исполнении Анастасии Авериной прозвучит всемирно известная Ария Джудитты из одноименной оперетты Франца Легара.

1.     Ария Джудитты

Мы вновь обращаемся к знаменитой оперетте Имре Кальмана «Сильва». «Сильва» — драма любви, поэма любви. В либретто оперетты лежит мезальянс: невозможность для певицы кабаре любить князя. Но в музыке Кальмана любовь рождается из невозможности, из непреодолимых преград и строгих запретов. Жест отречения Сильвы разрушает ее жизнь, но он же подтверждает ее право на высокое благородство. Это королевский жест Сильвы. У высшего общества — титулы, а у нее — талант. В оперетте «Сильва» красивая история имеет словно двойной мезальянс — один житейский, обыденный; другой — идеальный, артистический. Оперетта Кальмана удивительно естественно смогла соединить жест отчаяния и примирения, разрыва и дружбы. Завершит наше первое отделение концерта известный дуэт Сильвы и Эдвина «Помнишь ли ты…».

1.     Дуэт Сильвы и Эдвина «Помнишь ли ты….»

 

Антракт 20 минут

2 отделение

В преддверии 20-х годов Кальман сошелся с либреттистами Юлиусом Браммером и Альфредом Грюнвальдом, с которыми связаны все его дальнейшие успехи. Они быстро поняли, чего хочет от них композитор — не отходить от схемы построения сюжета оперетты «Сильва». В центре должны быть двое молодых, красивых людей, полюбивших друг друга; между ними встают, казалось бы, неодолимые сословные преграды; в финале второго акта — драматическое расставание, в третьем акте — неожиданная развязка и счастливое соединение.

Именно так построена широко известная триада, появившаяся в 20-е годы: «Баядера», «Марица», «Принцесса цирка». Все схожи сюжетно, но благодаря музыке у каждой свое лицо, свои лейтмотивы и музыкальный характер, и спутать их одну с другой невозможно.

В «Баядере» Кальман попробовал себя в подражании индийским мелодиям и ритмам, которые предстают сильно европеизированными, в сплаве с традиционным вальсом и только что входящими в моду шимми и фокстротом. Музыка «Баядеры» пряная, сладкая, как восточное лакомство, местами эротически-напряженная, как жаркая южная ночь. Томление разрешается в искрящихся «парижских» темах, забавной и изящной комедийной линии.

«Баядере» особенно доставалось за шаблонность и неправдоподобие сюжета. В свое время постановка ее в театрах нашей страны была запрещена административно. Но эту строгую меру пришлось отменить. Стали писать к музыке новые пьесы, искать разные подходы — ироничный, переосмысленный, принца превращали в советника посольства, лишь бы снова зазвучали со сцены его чарующие песни... Звучат они и сегодня.

Наши  гости дарят вам три фрагмента из оперетты  Имре Кальмана «Баядера», звучат:

1.     Выходная Ария Одетты Даримонт

2.     Дуэт Одетты и Раджами

3.      Ария принца Раджами

Вслед за индийским принцем и парижской актрисой явилась другая пара: графиня Марица и ее управляющий. Драматурги в пьесе изложили действительную историю обедневшего молодого аристократа, который, для того чтобы обеспечить свою сестру, вынужден был наняться в управляющие к богатой венгерской графине.

Столь излюбленная Кальманом тема любви, жертвенной и побеждающей, развивалась на фоне его родной стихии: старинная усадьба, где раздаются цыганские песни; веселая компания гусар и аристократов — окружение блистательной женщины; и сама она — юная, прекрасная, беспечная, вернувшаяся весенним днем в забытое имение и поющая упоенно и радостно о красоте родины, о жажде счастья и любви.

Премьера «Марицы» 28 февраля 1924 года стала очередным триумфом Кальмана и «Театра ан дер Вин», превысившим даже успех «Сильвы».

Для вас прозвучат два отрывка из оперетты  Имре Кальмана «Марица».

1.       Выходная ария Марицы

2.       Дуэт главных героев Тассило и Марицы «Мир чистых светлых грез…»

Имре Кальман вспоминает: "После «Марицы» передо мной и моими либреттистами встал проклятый вопрос: что писать? Много недель мы не могли решить его. Но однажды, гуляя, мы подошли к цирку, и я сказал: «Вот что: я написал оперетту, действие которой происходит около театра, — „Сильва“, оперетту, действие которой происходит в театре, — „Баядера“. Давайте напишем оперетту, действие которой происходит в цирке». И в 1926 году появилась оперетта «Принцесса цирка». Мелодии «Принцессы цирка» не менее щедры и непринужденны, чем в предыдущих опереттах Кальмана.

В завершение нашего концерта прозвучат два отрывка из оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка»

1.       Ария Мистера Икс.

2.       Дуэт Теодоры и Мистера Икс.

.  .  .