Методическая разработка "Резьба по дереву"
Методическая разработка "Резьба по дереву"
Автор: Лопырёв Сергей Константинович
Пояснительная записка.
Основной целью обучения в художественной школе является формирование гармоничной, творческой личности. Благоприятной основой для развития творческого начала является дисциплина «Резьба по дереву».
Резьба по дереву - древний вид народного декоративного искусства. В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений мастеров.
При создании программы учитывались традиции художественной резьбы по дереву известных центров народного декоративного искусства (Архангельска, Вологды, Ярославля, Кирова, Москвы). Программа выстраивается таким образом, что изучение традиций художественной резьбы является теоретической базой для организации с учащимися последующей творческой работы.
Программа предназначена для преподавания на уроках декоративно -прикладной композиции в детских художественных школах и художественных отделениях детских школ искусств.
Программа модифицированная (адаптированная), составлена на основе использования справочного пособия «Детская школа искусств: нормативные документы, учебные планы, образовательные программы», М, ИПРИКиТ,1999 г.; использования профессиональной литературы и личного педагогического опыта педагога.
«Резьба по дереву» одна из немногих программ, где длительная, поэтапная эскизная разработка воплощается в изделие; где сложность обработки материала требует определенных физических сил и соблюдения техники безопасности при работе с инструментами.
Именно поэтому программа предназначена для учащихся третьего класса ДХШ и художественных отделений ДТПИ, относящихся к старшему классу. В большинстве учащимся третьего класса 13-15 лет. В психолого-педагогической характеристике данный возраст называется переходным. Переходный или подростковый возраст отличается рядом сложностей и противоречий. Одним из главных противоречий является взросление при одновременном сохранении детства. Р1менно творчество в данный период позволяет многим ребятам разобраться в своих поступках, осознать и оценить жизненные ценности. Дети, обратившиеся к творчеству в подростковом возрасте, достаточно часто связывают с ним свою профессию либо оно становится жизненным хобби. Таким образом, традиции художественной резьбы положенные в основу программы будут способствовать привитию патриотических чувств, привязки к своим корням, связи с культурным наследием предков, что является весьма важным в неустойчивом подростковом возрасте.
Срок реализации программы один учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью два часа. Количество учебных недель 34, общий курс рассчитан на 68 часов.
Выполнению изделия предшествует ряд последовательных подготовительных этапов: знакомство с понятиями «композиция, творчество, искусство, декоративный»; знакомство с образцами традиционной художественной резьбы по дереву известных центров народного декоративного искусства; знакомство с геометрической резьбой; составление орнамента из геометрических элементов, начальные приемы геометрической резьбы в полосе, выполнение геометрической резьбы; разработка эскиза бытового предмета с элементами геометрической резьбы, исполнение эскиза в материале, отделка готового изделия.
Для более глубокого изучения программы практические занятия чередуются с теоретическими, а так же экскурсиями в местные краеведческие музеи.
Программа «Резьба по дереву» имеет ряд отличительных особенностей. Она знакомит учащихся с особенностями основных традиционных центров художественной резьбы по дереву, но не углубляется в подробное, локальное изучение их, как это встречается в ряде программ резьбы по дереву.
При освоении программы не предусматривается приобретение полуфабрикатов предприятий художественных промыслов, так как каждая работа разрабатывается учащимися индивидуально и имеет свою высоту, ширину, силуэт. Справится с общим абрисом будущего изделия из древесины (липы или осины) учащимся помогает преподаватель.
Несмотря на практический характер программы, автор уделяет внимание теоретической подготовке учащихся. Теоретическая подготовка включает не только время, отведенное на объяснение целей, задач, раскрытие содержания заданий, но и ряд уроков посвященных знакомству с декоративными понятиями и терминами, историческими аспектами развития прикладного искусства.
Формы и методы организации уроков.
Форма урока: фронтальная; индивидуальная; выставка.
Форма подачи материала:
- объяснение;
- беседа;
- мастер-класс;
- посещение выставок и музеев;
- наглядная: демонстрация репродукций, иллюстраций, образцов народных промыслов в материале.
Методы организации уроков:
- объяснительно-иллюстративный;
- творческо-поисковый;
- практика.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В конце процесса обучения учащийся должен знать:
1. Основные исторические центры и промыслы резьбы по дереву.
2. Декоративные и изобразительные термины и определения.
3. Основные виды геометрических узоров.
4. Поэтапность разработки эскиза бытового предмета.
5. Породы древесины и материал для ее отделки.
6. Технику безопасности при работе с инструментами.
Должен уметь:
1. Составлять геометрические орнаменты.
2. Владеть приемами исполнения геометрической резьбы.
3. Иметь навыки работы с инструментом и материалом (деревом).
4. Разрабатывать эскиз бытового предмета (от композиционного размещения, эскизной разработки до выразительного творческого предмета).
5. Подбирать отделочный материал для готового изделия, сохраняя творческий замысел.
Способы проверки знаний и умений.
1. Анализ достижений учащихся на уроке - оценка.
2. Анализ достижений учащихся во время промежуточной и аттестации (просмотра) - итоговая оценка.
3. Результаты участия в выставках и конкурсах.
Цель программы:
Развитие творческой личности ребенка посредством изучения художественных традиций декоративного искусства, способности творчески применять полученные знания на практике.
Задачи программы: Образовательная:
- учащиеся должны получить профессиональные знания, навыки и умения в области художественной резьбы;
- научиться создавать собственные композиции, как из геометрических форм, так и при помощи пластики линий, пятна, рельефа;
- знать историю развития художественных ремесел;
формировать представления учащихся о роли искусства в жизни человека в историческом аспекте и в современном мире, формировать чувство художественного вкуса.
- знать технологии изготовления резных изделий из дерева и их отделку, инструменты для выполнения художественной резьбы, правила безопасности при работе с режущими инструментами.
Воспитательная: Формирование эстетического вкуса детей, способности видеть красоту в окружающей действительности, в бытовых, утилитарных вещах посредством изучения художественных традиций деревянной резьбы.
Развивающая: Развитие аккуратности, терпения, фантазии и воображения, пространственного и композиционного мышления, самоконтроля и изобретательности.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Особое внимание для реализации программы необходимо уделить материально-техническому обеспечению учебного процесса. Занятия резьбой должны проводиться в мастерской оборудованной учебными столами, стульями, осветительными приборами (лампами), станками для обработки древесины, тисками, стамесками, лобзиками, ножовками. Мастерская должна иметь вентиляционно-вытяжное оборудование, так как обучение учащихся включает работу с горючими и летучими материалами.
Для прохождения курса обучения помимо оборудованной мастерской каждый учащийся должен быть обеспечен инструментами и материалами.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема № 1 (1 час): «Вводный урок».
Урок - беседа по определению понятий «композиция», «творчество», «искусство», «искусственный», «декоративный»...
Цель: углубленная характеристика профессиональных понятий изобразительного и декоративного искусства.
Задачи: анализ терминов методом подбора синонимов и антонимов, примеров из личного опыта, бытовой и школьной жизни, выборочное конспектирование во время беседы. Материал: альбом, ручка.
Тема № 2 (3 час): «Изобразительные средства декоративного искусства».
Цель: изучение изобразительных средств и понятий декоративного искусства.
Задачи: на наглядном примере и образцах декоративного искусства раскрыть определения и понятия: «линия», «пятно», «плоскость», «знак», «символ» в декоративном искусстве.
Материал: альбом, ручка, графитный и цветные карандаши.
Тема № 3 (18 часов): «Геометрическая резьба (трехгранно-выемчатая)». Практическая работа.
Задание 1 (4 часа): Построение элементарных узоров геометрической резьбы: «змейки», «витейки», «ромбов», «сколышков». Составление сложного орнамента из 3-5-и узоров в заданном формате».
Цель: научиться пропорционально и гармонично составлять сложные орнаменты из простых элементов.
Задачи: освоить простые приемы построения в полосе и на плоскости орнамента с помощью измерительных инструментов.
Материал: альбом, графитный карандаш, линейка, циркуль.
Задание 2 (4 часа): Начальные приемы геометрической резьбы в полосе. Упражнение.
Цель: изучить начальные приемы геометрической резьбы, знакомство с инструментами для резьбы по дереву и техникой безопасности.
Задачи: освоить технику владения инструментами для резьбы по дереву, «почувствовать» свойства древесины, познакомиться с техникой резьбы на примере несложных геометрических элементов.
Материал: графитный карандаш, линейка, циркуль, деревянная доска (липа), резаки.
Задание 3 (10 часов): Выполнение сложного орнамента геометрической резьбы. (Размеры: 5x10; 10x10; 8x12 см). Отделка готового изделия.
Цель: закрепление практических упражнений предыдущего задания.
Задачи: самостоятельная работа на основе предыдущей темы, изучение этапов исполнения поделки, знакомство с критериями качества исполнения.
Материал: графитный карандаш, линейка, циркуль, деревянная доска (липа), резаки.
Тема № 4: (45 часов) «Бытовой предмет с элементами геометрической резьбы».
Задание 1 (2 часа): Русское народное искусство, его виды. Творчество мастеров резчиков русского Севера, Поволжья, Богородска, Хотькова.
Цель: знакомство учащихся с лучшими образцами народного творчества мастеров резчиков русского Севера, Поволжья, Богородска, Хотькова.
Задачи: познакомиться посредством иллюстраций и репродукций с лучшими образцами традиционной народной резьбы представителей различных регионов России, знакомство с деревом как с материалом для строительства, обихода и быта (по возможности продемонстрировать изделие в материале).
Наглядные пособия: иллюстрации, изделия в материале.
Задание 2 (16 часов): Выполнение эскиза бытового предмета с элементами плоскорельефной или геометрической резьбы (вешалки, разделочные доски, полочки ...).
Цель: разработать оригинальный эскиз будущего изделия, с учетом его утилитарной и эстетической функциями.
Задачи: пройти этапы творческой работы по созданию эскиза: от выбора оригинальной идеи до наглядного представления эскиза (отмывка).
Материал: альбом, графитный карандаш, цветные карандаши.
Задание 3 (24 часа): Практическое исполнение эскиза бытового предмета в материале.
Цель: практическое воплощение готового эскиза бытового предмета в материале.
Задачи: исполнение эскиза бытового предмета с учетом этапности, реализация творческого отношения к работе, выработка усердия, самоконтроля и аккуратности во время работы.
Материал: графитный карандаш, линейка, циркуль, деревянная доска (липа), резаки, стамески, лобзики, шлифовальная машина.
Задание 4 (4 часа): Отделка готового изделия: шлифование, морение, лакирование.
Цель: окончательная отделка декоративным покрытием деревянного изделия.
Задачи: знакомство с отделочными материалами по дереву, методом проб правильно подобрать отделочный материал, соответствующий творческому замыслу и эскизу.
Материал: различные виды морилок, растворители, лаки.
Тема № 5 (1 час): «Итоговый урок».
Цель: подведение итогов курса обучения.
Задачи: на совместной организации выставочной экспозиции работ учащихся провести анализ работ и оценить итоги обучения за год.
Перечень материально-практического обеспечения учебного процесса
1. Учебные столы.
2. Стулья.
3. Рабочее освещение.
4. Наглядное пособие по геометрической резьбе.
5. Наглядное пособие поэтапного выполнения эскиза бытового предмета.
6. Выставка лучших работ учащихся из методического фонда школы.
7. Инструменты: линейки, циркули, ножи-резаки, стамески, электролобзик, ножовки.
8. Материалы: липа, осина, пластилин, морилки, лаки.
Список литературы:
1. Жегалова С.К. «Пряник, прялка и птица сирин», М. 1971г.
2. Жегалова С.К. «Резьба по дереву», М. 1967г.
3. Основы художественного ремесла / пол ред. Барадулина В.А. М. 1979г.
4. Подборка тематических материалов из журналов по декоративному искусству «Татьянка» за 2005-2006 гг.