Возможности театрального искусства в успешном воспитании обучающихся

Дата публикации: 2020-05-31 15:42:55
Статью разместил(а):
Иевлева Татьяна Александровна

Возможности театрального искусства в успешном воспитании обучающихся

Авторы: Иевлева Татьяна и Курнаева Кристина

МБОУ «СОШ № 12»

 

На базе МБОУ «СОШ № 12» организована работа семейного и пионерского театра авторских миниатюр «Радость», которая в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта представляет собой разработку инновационной модели театральной деятельности с использованием средств и возможностей театра  как одной из форм успешного воспитания школьников. Мы рассмотрим сегодня одну из граней его работы - профильного воспитания дошкольников и учащихся начальной школы. Деятельность театра в рамках этой темы рассматривается, как форма сетевого взаимодействия с предприятиями города Ноябрьска в части организации получения детьми первичного представления о перспективных профессиях.

Семейный и пионерский театр авторских миниатюр «Радость» под руководством Иевлевой Татьяны Александровны является трёхкратным лауреатом I и II степеней международных конкурсов - фестивалей: в городах Казани, Москве и специального международного конкурса театральных коллективов в Санкт-Петербурге (2016-2019гг.)

Руководитель театра - многогранная личность, в том числе глава семьи, в которой 9 детей, 7 из которых приёмные, получила признание в разных областях деятельности. Награждена:

- Специальными дипломами: «Лучшему режиссёру Татьяне Иевлевой.  международный конкурс-фестиваль талантливой молодёжи «Очарование Богемии» в Праге;

- «Автору - исполнителю песен и сценаристу-режиссёру серии авторских спектаклей «Старые сказки о главном» за позитивное жизнеутверждающее творчество, воспитывающее сознательное отношение подрастающего поколения к духовным ценностям» на международном конкурсе-фестивале во Франции и Польше.

Цель работы коллектива - ярко, интересно рассказать  детям о разнообразных профессиях, используя средства и возможности театрального искусства, наглядной агитации, дать первоначальное представление об особенностях профессий, научить осознано относиться к выбору, учитывая не только свои желания, но и возможности, используя прием «хочу, могу, надо». 

Задачи  двухстороннего содержания (для зрителей и актёров):

- организация полезного досуга всех детей – участников проекта;

- создание условий для развития и просвещения детей посредством вовлечения их в игровые тематические диалоги.

- сплочение коллективов разных классов и групп, в том числе и актёрской;

- возможность самовыражения и снятия внутренней зажатости;

- сплочение семьи на базе возникшего интереса детей к профессиям близких и дальних членов семей;

- передача и/или напоминание информации родителям о необходимости знакомства детей с разнообразными профессиями, как предпосылка успешного будущего.

Новизна.

Средства театрального  искусства используются для обеспечения  активной, интересной популяризации и пропаганды разнообразных профессий, в частности,  служб экстренного реагирования, медицинской сферы деятельности, музейных работников и библиотекарей, а также  ведущих профессий нашего города – нефтяной и газовой промышленности, и  тем самым  оказывается реальная  помощь в решении  проблемы профессионального самоопределения учащихся. Что позволяет  точнее сориентировать детей в мире профессий на данном этапе и внести вклад в их успешный выбор, а  соответственно и успешную деятельность в перспективе.

В ходе вышеуказанной работы  достигается обратное взаимодействие, а именно: участники театра, создавая и показывая свои работы (миниатюры, спектакли, литературно-музыкальные композиции) и актёрское воплощение задуманных образов,   целенаправленно воздействуют не только на зрителя, но и на собственную личность. Неизбежно погружаясь в  процесс самовоспитания, снова и снова возвращая себя уже в другом качестве своему зрителю. С использованием, так называемого, метода «RE-отражения»  появляются новые возможности и перспективы в области воспитания. Кроме того, при основной возможности театра – зрелищности и развлекательности, мы привносим тематическое направление образовательной работы, как то – участие в профессиональном и духовно-нравственном воспитании личности ребёнка.

Наряду с вышеуказанной работой в рамках темы профильного воспитания, деятельность театра охватывает здоровьесберегающее направление. Так при участии медиков, театральным коллективом создан и третий год успешно работает долговременный благотворительный проект «Здоровые дети – здоровая нация». В третьем периоде проекта совместно со специалистами ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская городская стоматологическая поликлиника» авторской группой  театра разработан  сценарий «Урок здоровья и доброты»,  включающий игровую программу и авторский спектакль «Старые сказки о главном» - «Где живёт чудо». Проведена репетиционная работа по постановке  спектакля, подготовлены игровые элементы программы, а также  рекламная акция проекта  в соцсетях и непосредственно в  детских учреждениях города.

Произведена запись авторских тематических композиций (фонограмм) для музыкального оформления спектакля (композиции «Делаем мир прекрасней», «Куда возвращаешься ты»).    

Совместно со специалистами ГБУЗ ЯНАО «НГСП», ОГИБДД отдела МВД РФ по г. Ноябрьск, НГОО «СДО «Я-МАЛ» программы «Урок здоровья и доброты» в рамках данного Проекта были проведены в детских образовательных учреждениях Ноябрьска.

Осуществлена оценка эффективности представляемого проекта (опрос и анкетирование) в трёх выборочных группах дошкольников и младших школьников.

Создан собственный  канал на youtube.com семейного театра авторских миниатюр «Радость», где размещены видеоролики вспомогательных материалов (например, видеоработа «Будь здоров») и  видео спектаклей «Старые сказки о главном» программы «Урок здоровья и доброты» в целях оказания консультативной и методической помощи театральным коллективам,  также семьям, имеющим затруднения в воспитании детей.

Основные результаты работы проекта «Здоровые дети – здоровая нация» за период 2017 – 2020 гг.: Программы Проекта были проведены в 29 образовательных учреждениях  города. В результате реализации Проекта около 5000 дошкольников и младших школьников закрепили понятия «здоровое питание», «здоровый образ жизни», «доброта и добрые слова»,  научились  делать осознанный выбор, ориентируясь на знания и представления о здоровом образе жизни и  морально-этических нормах поведения, данные им при посещении развёрнутой развлекательно-обучающей программы   «Урок здоровья и доброты». Их семьи получили возможность более тесного сплочения на базе возникшего интереса детей к здоровому питанию и соблюдению морально-этических норм поведения. 

Значимость полученных результатов и потенциальные области их применения.

В конечном итоге, данный проект внёс весомый вклад в решение одной из главных задач современного общества -  улучшение состояния физического и духовного здоровья подрастающего поколения, повысил уровень самосознания и самоценности дошкольников и младших школьников,  продолжил укреплять привычку делать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни и поведения с соблюдением морально-этических норм.

В результате  реализации Проекта коллективом театра авторских миниатюр «Радость» получены благодарственные письма за совместную  плодотворную работу по формированию  у детей представления о здоровье, физическом и духовном, как одной из главных ценностей человеческой жизни:

- от администрации ГБУЗ ЯНАО «Городская стоматологическая поликлиника» в лице главного врача Л.Г. Дейнеко,

- ОГИБДД отдела ОМВД РФ по г. Ноябрьск в лице главного государственного инспектора безопасности дорожного движения В.В. Перепелицы,

- от председателя МОО ОО «Необычные дети Ноябрьска» М.Х. Молостовой,

- НГОО «СДО «Я-МАЛ» в лице председателя О.Н. Камакина,

- от администраций ДОУ и МБОУ нашего города.

Систематический прямой опрос и анкетирование в трёх школах и трёх детских садах на основе случайной выборки показали, что дошкольники и младшие школьники успешно освоили понятия «здоровое питание», о чём свидетельствую следующие цифры.

Из 100% опрошенных дошкольников и младших школьников

- 87%  готовы выбирать «здоровые продукты» и ежедневно их есть,

- 71%  при выборе между сладостями и фруктами всё же отдаёт предпочтение фруктам,

- 98%  знают много продуктов «здоровой пищи» и умеют отличать их от «неполезных»,

- 95%  знают много слов, которые делают здоровыми и добрыми всех окружающих,

- 89% поняли важность и нужность добрых слов и приняли решение говорить их как можно чаще.

Для сравнения. Данные первичного  опроса (до проведения программ Проекта).

Из 100% опрошенных детей:

- 54%  готовы выбирать «здоровые продукты» и ежедневно их есть,

- 48%  при выборе между сладостями и фруктами всё же отдаёт предпочтение фруктам,

- 77%  дошкольников и младших школьников знают много продуктов «здоровой пищи» и умеют отличать их от «неполезных».

- 56%  знают много слов, которые делают здоровыми и добрыми всех окружающих,

- 39% ребят знают важность и нужность добрых слов и стараются говорить их как можно чаще.  

Данный подход к оценке ситуации позволил получить достоверную информацию о произошедших изменениях в пользу здорового питания и духовно-нравственного развития дошкольников и младших школьников. Письменные отзывы родителей,  подкреплённые рисунками их детей, показали, что данная работа по формированию у ребят представления о здоровье, физическом и духовном, как одной из главных ценностей человеческой жизни необходима, успешна и требует дальнейшего продолжения.

Общие выводы по Проекту.

Ввиду того, что данный проект «Семейный театр авторских миниатюр «Радость» как форма успешной социализации детей» в рамках межведомственного взаимодействия  с предприятиями города Ноябрьска реализуется в контексте развёрнутого долгосрочного проекта «Здоровые дети – здоровая нация», предполагается дальнейшая  работа по заявленной теме с привлечением других социальных партнёров и разработкой новых тематических программ «Уроков здоровья» и «Уроков доброты».