Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Учебно-исследовательская работа как средство развития духовно-нравственных качеств личности

Дата публикации: 2020-05-23 18:17:52
Статью разместил(а):
Коровина Татьяна Васильевна

Учебно-исследовательская работа как мощное средство развития духовно-нравственных качеств личности младшего школьника

Автор: Коровина Татьяна Васильевна

МБОУ НШ «Перспектива», г. Сургут

 

Аннотация: Учебно-исследовательская работа является мощным средством развития духовно-нравственных качеств личности младшего школьника. Именно в учебно-исследовательской деятельности школьники осуществляют поиск решения личностно значимых проблем, основываясь на интегрированных знаниях, метапредметных умениях, субъектном опыте, способностях. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями.

Ключевые слова: духовно-нравственного развитие, социокультурный опыт, учебно-исследовательская деятельность

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

 Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла.

Дмитрий Сергеевич Лихачев 

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России федеральными образовательными стандартами определены   базовые национальные ценности: патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; природа; человечество. 

Все эти базовые ценности раскрываются в содержании программы «Социокультурные Истоки».

Апробированный интегрированный опыт позволяет говорить о неизмеримом духовно-нравственном потенциале “Истоков”, содействующем сохранению и приумножению общечеловеческих ценностей на базе сложившихся достижений отечественной культуры.

По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Истоки» не имеет аналогов в современном образовании.

Согласно социокультурному системному подходу к истокам в образовании воспитание есть непрерывный процесс развития социокультурного опыта индивидиума, группы, общности. Развивается идея активного воспитания, в котором важное место отводится самому ребенку и его семье. Семья становится главный источником ценностей для ребенка,   через семью происходит диалог с ребенком о самом важном на земле.  

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями.

Патриотические качества включают в себя:

1) осознание своих корней;

2) приверженность к российским традициям;

3) чувство  причастности  к  настоящему  и  прошлому  своей  страны,  края,  к событиям происходящим в мире;

4) активную жизненную позицию (участие в делах класса, школы, городских мероприятиях).

Об успехах в формировании патриотизма можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т.е. собственный опыт этих отношений. Всякий опыт, как известно, вырабатывается  путем  продолжительных  упражнений  или  иных  видов деятельности поведения. Вот почему учителю необходимо вовлекать учащихся  в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотизма.

Именно в учебно-исследовательской деятельности школьники осуществляют поиск решения личностно значимых проблем, основываясь на интегрированных знаниях, метапредметных умениях, субъектном опыте, способностях, а значит,  учебно-исследовательская работа является мощным средством развития духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.

В учебно-исследовательской деятельности я разделяю мнение  доктора педагогических, доктора психологических наук Александра Ильича Савенкова.

И хотя проектирование и учебно-исследовательская работа – это две разные вещи. Проектирование – творчество по плану, а исследование творчество в чистом виде. Начинаем работу в классе с творческих и исследовательских проектов, где подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

В течение учебного года я реализую 3-4 долгосрочных исследовательских проекта продолжительностью до 2-х месяцев и 8-10 краткосрочных межпредметных или творческих исследовательских проектов продолжительностью до одной недели. 

«Социокультурные истоки» с первого класса помогают прививать младшим школьникам навыки учебно-исследовательской работы, а именно этому служит деятельность детей по созданию своей первой книги. Каждая страница книги – это творческий или исследовательский проект, через который ребёнок проносит свои личные чувства, пополняет свой субъектный опыт.

Создавая  страницу книги «Образ защитника Отечества», ребята изучают историю семьи, узнают об участии их прадедов в Великой Отечественной войне. Они работают с родословными, историческими источниками, ищут документальные источники в семейном архиве, в музеях, на сайтах «Подвиг народа» и «Мемориал». Выезжают на место захоронения своих предков. Например, ученик К., работая над исследовательским проектом «Военная история моей семьи», посетил место предполагаемой гибели прадеда г. Вязьму и Богородицкое поле.          

Так родились первые исследования ребят по темам: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Сургут в годы войны и деятельность сургутских поисковых отрядов», «Моя семья прошла через две войны», «Военная история моей семьи», «Детям о войне».

Работы  стали участниками и победителями Всероссийских заочных конкурсов «НИКО», «Педагогика XXI века», «Мы гордость Родины». Это вдохновило детей. Учащиеся представили свои работы на школьном конкурсе исследовательских работ «Лесенка успеха», а затем вышли на городской уровень. Работа ученика К. «Военная история моей семьи» стала лучшей на городских краеведческих чтениях (2018 г). Учащийся Ш. с работой «Сургут в годы ВОВ и деятельность сургутских поисковых отрядов» стал участником городских краеведческих чтений и региональных Знаменских чтений в 2019 год, работа учащейся Ф. «Великая Отечественная семья в истории моей семьи» заняла 1 место на региональных Знаменских чтениях (2020г.)

При изучении  тем «Истоки 2»:  «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ» ребят увлекла история города Сургута и его жителей.

Приняли участие в региональном проекте «Селфистория», работа «Достопримечательности города Сургута» вошла в пятёрку победителей. Каждый ребёнок приготовил рассказ о достопримечательности Сургута и сделал селфи  рядом с историческим или культурным объектом.

Данная тема была продолжена в городском проекте «Ономастическая карта города Сургута» Ребята представили работу «Улица Мелик-Карамова». Ученик К. подготовил исследовательскую работу «Мой дом – хранитель памяти»,  учащийся Н. «Ботанический сад города Сургута». Семьи Ф. и Ш. стали участниками школьной Геокешинг игры «Островки памяти». В рамках всероссийского проекта «Великие имена России» работа ученицы Ф. «Великие имена России. Люди земли сургутской» была представлена на школьном, городском, региональном и всероссийском уровнях. Получила высокую оценку. Учащаяся приняла участие в городском телевизионном проекте «Я - знаю!», где рассказала о своём дедушке, строителе моста через Обь. 

Каким должен быть педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения? Прежде всего, педагог должен быть сверхчувствителен к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном», уметь делать ее проблемой самих детей и быть  способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске. После обсуждения проблемы с детьми, которая затронула их чувства, начинаю работу с родителями. Это проходит на родительских собраниях, творческих встречах. Совместно принимаем решение об участии в исследовательском проекте, намечаем план мероприятий, распределяем подтемы, начинаем собирать материал. Родители становятся активными участниками исследовательской работы, они проводят тематические классные часы, помогают детям в проведении экспериментальной работы.

Охват родителей и детей в учебно-исследовательской групповой работе в моём классе - 100%,  в индивидуальной до 30%.

Воспитательная система школы «Перспектива» богата активными формами сотрудничества с семьёй. Наша школа – на протяжении трех лет является региональной инновационной площадкой по взаимодействию семьи и школы «Компетентные родители». Реализуется каскад проектов под названием «Улица без разделительной полосы - 1», «Улица без разделительной полосы - 2» или «Перспективный Я», «Улица без разделительной полосы - 3» или «Отцовство как миссия».  Цель проектов - духовно-нравственное развитие и воспитание личности младшего школьника при взаимодействии семьи и школы.

Образовательные события (ключевые общешкольные дела на основе детско-взрослой общности) выгодно отличают нашу школу от других школ, являются ее визитной карточкой.

В патриотическом воспитании это:

- Геокешинг игра «Островки памяти»;

- конференция научно-исследовательских работ «Лесенка успеха»;

- «Мой папа в армии служил» (в рамках проекта школы «Отцовство как миссия»);

- «Бессмертный полк»;

- «Звезда памяти»;

- «Семейная конференция «Моя семья в годы ВОВ».

К мероприятиям «Звезда памяти», «»Бессмертный полк» подготовка в классах начинается задолго до праздника. Ребёнок исследует историю своей семьи, изучает архивные документы. Готовит выступление об участии семьи в Великой Отечественной войне, оформляет Звезду памяти, штендер для  участия в Бессмертном полку. 

Школа принимает участие в реализации проектов «Успешное чтение», «Семейное чтение» и «Чтение для всех: приключения книги в мире компьютеров» в рамках функционирования ОУ в статусе инновационной площадки  «Института стратегии развития образования РАО» (г. Москва 2017-2019 гг.)

При изучении раздела курса «Книга» дети читают книги о Великой Отечественной войне, участвуют в конкурсах чтецов различных уровней. В результате чтения создают «Горячую десятку» книг о ВОВ, самых читаемых произведений. 2019 год – год снятия блокады Ленинграда. Во всех классах школы была организована работа по изучению этой вехи истории нашей страны. Наш класс принял активное участие. Дети готовили выступления о событиях тех лет, нашли среди родственников участников блокады, участвовали в конкурсах чтецов, написали письмо солдату.

В этом году наш класс читает книги о пионерах-героях, участвует в городском проекте «Три ратных поля». Создали  буктрейлер «Пионеры-герои», поучаствовали в региональном конкурсе буктрейлеров.

Реализуемая во всех классах начальной школы программа «Социокультурные Истоки» направлена на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельностным субъектом сохранения и приумножения  социокультурного опыта. Учебно-исследовательская работа, по моему глубокому убеждению, помогает решать задачи  духовно-нравственного развития личности младшего школьника посредством приобщения к базовым ценностям общества.

 

Литература:

И.А. Кузьмин, Л.В. Камкин. Программа учебного курса «Истоки» (1-4 классы) Истоковедение. Т. 5. 2009, с. 13-32.

 

.  .  .