Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Технология адаптивного обучения в современной школе

Дата публикации: 2020-05-04 11:39:44
Статью разместил(а):
Петренко Наталья Евгеньевна

Технология адаптивного обучения в современной школе

Автор: Дутова Татьяна Николаевна

МАОУ «Лицей № 11», Кировский район г. Красноярска

 

Аннотация: В статье рассматривается современная педагогическая технология адаптивного обучения, способствующая интеллектуальному развитию учеников, самостоятельности, самоконтролю.

Ключевые слова: современное образование, адаптивная технология.

 

Говоря о современной школе, нельзя забывать о новых подходах и взглядах на учебно-воспитательный процесс. В современных условиях, когда школа рассматривается как система условий для познавательного, физического и психического развития детей, необходим дифференцированный подход.  Одним из видов такого обучения в современной школе является технология адаптивного обучения, которая предполагает гибкую систему организации учебных занятий с учётом индивидуальных особенностей обучаемых.

Главное место в этой технологии отводится ребенку, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений. При использовании данной технологии учитель может  работать как со всем классом, так  и индивидуально, что является преимуществом в условиях классно-урочной системы. Деятельность учащихся совершается совместно с учителем, индивидуально с учителем и самостоятельно под руководством учителя.

Технология адаптивного обучения предполагает разнообразную, гибкую систему организации учебных занятий, учитывающих индивидуальные особенности школьников. Объяснение нового материала может занимать весь урок или его часть. То же самое относится и к самостоятельной работе учащихся. Данная технология даёт возможность целенаправленно варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения, в зависимости от целей и задачей.

Данная технология уже зарекомендовала себя с лучшей стороны, и имеет давнюю историю. Прообразом адаптивной школы служит Мангеймская система обучения, основателем которой является Йозеф Зиккингер, предложивший разделять учащихся народных (начальных) школ на классы не только по возрасту и уровню подготовленности, полученному на предыдущем этапе обучения, а ещё и по способностям. Технология адаптивной педагогики опирается на идею о том, что массовая школа должна приспосабливаться, адаптироваться к каждому ребенку. С помощью такой технологии все дети будут усваивать учебный материал. 

Целевые ориентации адаптивной педагогики: 

· формирование положительной Я-концепции учащихся через создание системы разноуровневого дифференцированного обучения;

· оказание дифференцированной помощи каждому учащемуся в построении индивидуальной траектории развития, с учетом психофизиологических особенностей, способностей и склонностей, для обеспечения максимально возможной самореализации личности.

С помощью адаптивной системы бучения деятельность ученика становится самостоятельной и активной, повышается «накопляемость» оценок, рационально расходуется время урока. В технологии адаптивного обучения осуществляется полный контроль всех результатов деятельности. Благодаря этой технологии ученик не только учится самостоятельно работать, у него повышается интерес к учебно-познавательной деятельности, что в целом стимулирует желание учиться.

Несомненно, поиски новых технологий обучения были вызваны рядом недостатков традиционной организации учебного процесса. Рассмотрим основные различия традиционной и адаптивной систем обучения:

- При опросе учащегося в традиционной системе обучения остальные ученики молчат и чаще всего не слушают отвечающего, нарушая, как правило, дисциплину в классе.

- Когда учитель проверяет  тетради детей, то тратит очень много сил и времени на анализ ошибок, которые они совершили. При традиционной системе обучения учеников  интересуют не ошибки, а только оценка, так как нет мотивации к исправлению своих пробелов в знаниях.

- При традиционной системе обучения главным транслятором знаний является учитель, но современные дети часто не слушают, отвлекаются или только «изображают внимание». Таким образом, говорить об эффективности учебно-воспитательного процесса не приходиться.

- Основы и принципы традиционной школы не дают учителю возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям ученика.

Главная причина перечисленных недостатков кроется в том, что при традиционном обучении учитель ведет активную работу, а ученику отводится пассивная роль: усваивать и запоминать, чтобы потом только верно повторить за учителем готовые теоретические знания и способы действий.

Иначе говоря, пассивность ученика изначально заложена в структуру традиционного обучения, ведь успешность работы учителя и успеваемость ученика определяются точностью воспроизведения учеником полученной им от учителя информации. Учитель работает очень много и не очень эффективно именно потому, что он выполняет работу «за двоих»: за себя и за ребенка. Ребенок же очень часто оказывается не включенным в учебную деятельность, а усваивать новое всегда сложней, если не участвуешь в процессе.

В результате получается парадокс: с одной стороны, высокая активность учителя заполняет все пространство урока, почти не оставляя места для проявления учеником собственной активности, с другой - как бы активен ни был учитель, он не сможет обеспечить хорошее усвоение учебного материала при пассивности ученика.

Урок, организованный по адаптивной технологии, коренным образом отличается от традиционной тем, что роль учителя на таком уроке совершенно другая.

Задачи данной технологии - обучить самостоятельной работе и самоконтролю, сформировать умения самостоятельно добывать знания, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников.

Особенности адаптивной технологии заключается в том, что на уроке учитель делает следующее:

- управляет самостоятельной работой всех учащихся;

- работает с каждым учеником индивидуально;

- вовлекает по возможности всех учеников в индивидуальную работу;

- учитывает индивидуальные особенности каждого из учеников посредством дифференциации учебных заданий и времени на их выполнение.

Более способные ученики самостоятельно выполняют сложные задания, или приступают к выполнению задания раньше (когда с остальными учитель еще отрабатывает способ выполнения), или выполняют его быстрее.

Таким образом, использование адаптивной технологии на уроках, позволяет выстраивать процесс обучения, ориентируясь на требование новых образовательных стандартов, где научить ребенка учиться, становиться одной из ключевых компетенций.

 

Литература:

Ларин С.Н., Баранов Е.Ф., Ларина Т.С. Технологии адаптивного обучения: особенности и преимущества, разработка типового алгоритма //Рецензенты: Ефремов Александр Юрьевич, канд. пед. наук, профессор. – 2018. – С. 60.

 

.  .  .