Формирование коммуникативной компетенции на уроках
Формирование коммуникативной компетенции на уроках
Автор: Ключникова Светлана Валериевна
МБОУ "Гимназия № 10", г. Воронеж
В настоящее время российская система образования реформируется, изменения направлены на создание педагогических моделей, тождественных социальному заказу общества. Возрастает научный и практический интерес к коммуникативной составляющей образования как одной из ведущих идей Стандартов второго поколения. Поиском лучших направлений и способов внедрения коммуникативных технологий в сферу образования занимаются как ученые, так и практико-ориентированные специалисты. [4, С. 187]
Коммуникация понимается как «смысловой аспект общения и социального взаимодействия» [2, С. 165], составляющими которого являются:
· потребность ребенка общаться с разновозрастной категорией;
· усвоение разнообразных вербальных и невербальных средств общения;
· положительное отношение к взаимодействию;
· ориентация на собеседника;
· умение слушать и слышать партнера общения.
Младший школьный возраст наиболее благоприятный для формирования коммуникативной составляющей универсальных учебных действий. На первоначальном этапе обучения персональные успехи ребёнка первый раз наполняются социальным смыслом, поэтому одну из главных задач начального образования составляет создание благоприятных условий для оптимального формирования коммуникативных знаний, мотивационной составляющей, инициативности и самостоятельности школьника.
Поскольку коммуникативная компетентность — понятие весьма многогранное, требуется вычленение ведущего состава коммуникативных и речевых действий, то есть имеющих максимально общее значение с точки зрения достижения целей образования, озвученных в новом проекте стандартов.
Базой для решения поставленной задачи является ведущее значение коммуникации для развития психики и личности ребенка, так как совместная деятельность является средой, в которой происходят процессы психического развития и становления личности.
Основываясь на данных положениях, можно выделить три ключевых аспекта коммуникативной деятельности. Рассмотрим подробнее характерные особенности данных аспектов.
Коммуникативные действия разбиваются (довольно условно, в виду тесного переплетения между собой) на три группы, соответствующие трем основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации [3, С. 50].
Например, организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп играют важную роль, особенно при обсуждении участниками способов взаимодействия. Благодаря такой форме работы учащиеся производят действия, выполняемые изначально учителем. Групповая работа позволяет ребенку понять учебные действия: вначале учащиеся разделяют роли; определяют функции; планируют, чем будут заниматься. В дальнейшем каждый участник группы способен выполнять подобные операции самостоятельно. К тому же работа в группе дает ученикам эмоциональную и информационную поддержку, благодаря которой весь без исключения класс способен включиться в работу.
Наиболее полно формирование коммуникативной успешности учащихся начальной школы раскрывается в теоретических исследованиях Гришановой И.А. Ее вкладом можно считать создание и теоретическое обоснование параметров, критериев, уровней коммуникативной успешности младших школьников. Рассмотрим подробнее ее концепцию.
В качестве параметров выступают:
· когнитивный — возможность осознавать персональные коммуникативные проблемы;
· поведенческий — способность контролировать поведение;
· эмотивный — способность управлять эмоциями.
Когнитивная составляющая: способность проявлять заинтересованность в общении; доказывать свою позицию, правильно использовать свою речь, оказывать помощь и поддержку одноклассникам, воспринимать их советы; анализировать результаты общения, адекватно оценивать критику одноклассников; разбираться в ситуации общения; умение самовыражаться, через разнообразную творческую деятельность в учебной среде.
Поведенческая: умение располагать к себе одноклассников, самостоятельность в принятии решений, стремление к успеху; владение средствами выразительности речи, мимикой, жестами; адекватное поведение в коллективе.
Эмотивная: способность к самообладанию, умение контролировать эмоции, использовать темп речи и силу голоса ситуативно, умение держать себя в руках при конфликте.
Описанные критерии являются основой для оценивания уровней сформированности навыков общения.
Практический анализ образовательной среды показывает, что групповые формы организации учебного общения используются для решения проблемной ситуации. К таким формам работы можно отнести работу в парах и микрогруппах; коммуникативно-направленные задания (учебный диалог); взаимопроверка заданий; разнообразные игровые технологии; хоровое пение; общие рисунки и др.
Однако, формирование коммуникативных навыков не имеет четкой системы, так как не учитывается последовательность в овладении детьми коммуникативными действиями. При организации такой работы учителя могут испытывать определенные трудности:
· теряется задуманный темп урока (из-за поиска оптимальных решений для стимулирования детей к сотрудничеству);
· личностно-ориентированный подход применяется минимумом учителей (демократизация обучения, сотрудничество не являются обычной практикой в школах);
· повышение требований к профессиональным знаниям , умениям и навыкам учителей усиливает их тревожность, что негативно сказывается на его творческие и коммуникативные навыки.
Необходимо отметить, что наличие неоднородных по своему составу групп детей (по специфике их сложностей в коммуникации) крайне усложняет работу по формированию коммуникативных навыков и коммуникативных универсальных учебных действий. Таким образом, кроме целенаправленной деятельности учителя по формированию коммуникативных навыков, требуется и комплекс «психокоррекционных и развивающих мер у младших школьников»[1, С. 146].
На мой взгляд, максимально эффективными в этом плане являются следующие формы коррекции:
· проведение тренингов в малых группах для учащихся, имеющих затруднения в общении;
· введение факультатива «Психология общения», который был бы направлен на создание социально-психологических условий для познания самого себя и других людей, на повышение самооценки и своей коммуникативной грамотности, что является обязательным условием для нормальной школьной жизни и успешности ребенка в будущем.
На занятиях могут быть использованы следующие методические средства:
· ролевые игры;
· психогимнастические этюды;
· эмоционально-символические методы;
· игры в форме дискуссий;
· методы, направленные на релаксацию;
· техника рисунков;
· когнитивные методы;
· метод направленного воображения.
Результативной формой организации учебной деятельности будет являться и коллективная проектная деятельность.
Положительная динамика проявляется при целенаправленной организации игрового взаимодействия во время перемен и разминок на уроках: игры на развитие мимики и жестов, на выражение определенных черт характера и разноплановых эмоций, на сплочение, на расслабление, на положительный настрой и др.
Таким образом, вопрос о формировании коммуникативных компетенций у учащихся в начальной школе должен носить комплексный характер и быть плодом совместных трудов педагогов и психологов-практиков.
Библиографический список:
1. Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников / Л.Я. Желтовская// Начальная школа.— 2011.— № 5. — С. 50-57.
2. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС / О.В. Клубович// Начальная школа плюс до и после.— 2011.— № 10.— С. 50-51.
3. Кухтинская И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся / И.В. Кухтинская// Начальная школа плюс до и после.— 2012.— № 2.— С. 13-15.