Развитие творческих способностей детей в искусстве хореографии
Развитие творческих способностей детей в искусстве хореографии
Автор: Шепелевич Алла Николаевна
Возраст учащихся: 6-12 лет.
Деятельность, которая рождает новые идеи, мышление, воплощаемые в конкретный результат - это и есть творчество. Чувствовать, понимать прекрасное и творить - это свойства человека. Для того чтобы выявить и развить творческие способности ребёнка необходимо создать благоприятные условия, техническую базу и подготовить его психологически к новой информации и практическим занятиям. В начале пути нужно выявить способности ребёнка, а потом проявлять их в труде, формировать и развивать на начальном этапе обучения через игру.
Творческие игры увлекают и этим углубляют интерес ребёнка. Творческий процесс направлен на создание той или иной игровой ситуации, в которой ребёнок учится думать, мыслить, воображать, развивать смелость, уверенность, активность и самостоятельность. Например, игра «Платок по кругу» - обучающийся получив платок должен сиюминутно придумать образ вообразив себя кем-то, уверенно и активно протанцевать этот образ и передать платок следующему участнику.
Есть много факторов, которые способствуют развитию ребёнка и педагог-хореограф должен учитывать - его интересы, личностные качества, уже приобретённые навыки, поведение. И поэтому педагог самый активный и главный пример для обучающихся на занятиях. Поощряя инициативу, руководя игрой и привлекая всех желающих - он легко снимает у детей напряжение и способствует проявлению интереса и активности.
Результат там, где удовольствие! Между детьми и педагогом должна быть благоприятная атмосфера - уважение, доверие, сопереживание и взаимопонимание. Заканчивать игру нужно как только промелькнул первый признак потери интереса, обещая что в другой раз будет ещё интересней.
Этим мы посеем перспективу на дальнейший интерес …
Методы развития творческих способностей у учащихся:
- метод сравнения
- метод образного видения
- метод придумывания
- метод вживания
- метод взаимообучения
- метод наблюдения
- метод подражания.
Творческий подход педагога должен проявляться в создании новых процессов обучения. Индивидуальный подход – как бы взаимообмен – дети учатся танцевать, а педагог обогащает свои знания по педагогики.
Метод здорового соперничества или конкуренции – кто лучше исполнит движение, комбинацию, этюд.
Работа в коллективе побуждает ребёнка к новому творчеству, новым знаниям и занятиям.
Творчество способствует развитию мышления, памяти, обогащает его индивидуальный жизненный опыт.
Создание ситуации успеха - на занятиях обеспечивает психологический комфорт, творческую удовлетворенность, атмосферу доброжелательности.
Необходимо применение системы мониторинга, которая строится на диагностике таких показателей: выразительность движений, творческое воображение, чувство ритма, координация (таблица диагностических исследований); музыкальность, пластичность, усвоение материала ( карта диагностики уровня физического развития). К каждому показателю разработаны параметры и критерии оценки - высокий, средний, низкий.
А основными методами диагностики являются: наблюдение, собеседование, контрольные задания, открытые уроки, переводная аттестация.
На занятиях педагог мотивирует детей на позитив, ориентирует на взаимодействия, побуждает к творческому отношению при выполнении задания
На занятиях педагог-хореограф постоянно работает над развитием творческих способностей учащихся, что помогает в реализации индивидуальных способностей.
Каким образом педагог-хореограф раскрывает творческую активность учащихся.
Музыкально-игровое творчество:
- передача образов
- изменение образа со сменой характера музыки
- игры с развернутым действием
- импровизация музыкально-игрового образа.
Танцевальное творчество:
- пляски по показу педагогу
- пляски с зафиксированными движениями
- переплясы
- придумывание танцевальной композиции.
Танцевальная импровизация:
- самостоятельное сочинение и проведение разминки
- сочинение этюдов на заданную тему
- сочинение этюда на основе выученного материала
- игры по актерскому мастерству.
Все эти пункты дают воспитанникам знания, умения, исполнение. А это в свою очередь развивает:
- творческую созидательную деятельность
- образное мышление
- художественное воображение
- эмоциональное восприятие
- развитие зрительной и мышечной памяти
- музыкальность исполнения.
Развитие творческой деятельности на практике - это возможность научить умению слушать и слышать друг друга, поэтому главным принципом обучения является принцип от простого к сложному, т.е. постепенное развитие творческих способностей. Также одним из направлений этой работы является самостоятельное индивидуальное выполнение творческих заданий. Воодушевлённые музыкой, каждый ребёнок выражает свои чувства по – своему, варьируя своим характером и настроением. Запомнив технику исполнения ребёнок с удовольствием танцует и делится знаниями с другими детьми, помогая усвоить танцевальный материал, что больше развивает его способности. Так как дети танцуют под музыку - это развивает их музыкальный слух и ритм.
Знакомясь с рисунками танца, учится владеть своим пространством, а также выражать ритмические акценты.
Всё это в совокупности и развивает творческие способности учащихся.
А старание, ответственность, трудолюбие - главные ключи развития творческих способностей.