Обучение грамоте детей с ОВЗ. Методика Гленна Домана

Дата публикации: 2020-02-24 12:27:06
Статью разместил(а):
Быль Юлия Александровна

Эта статья дублирует уже размещённую.

Вы можете заменить эту статью на другую. Для этого пришлите файл с материалом на lu_res@mail.ru

https://лучшийпедагог.рф/kak/kak-mater

 

Обучение грамоте детей с ОВЗ: Использование методики Гленна Домана

Автор: Быль Юлия Александровна

 

В последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Дети данной группы в структуре дефекта имеют сложные переплетения нескольких нарушений (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, главным из которых, являются интеллектуальные нарушения различной степени выраженности. Это определяет невозможность освоения ими школьных знаний, а также создает значительные трудности в быту, общении и социальном взаимодействии с другими людьми.

В 40-х годах ХХ века в Америки в Филадельфии, в институте, который позже был назван «Институтом достижений человеческого потенциала», врач Гленн Доман  искал методы лечения детей с нарушения умственной активности. Специалисты пытались активизировать у больных детей умственную деятельность  путем их обучения. Врачи не ставили задачу научить детей читать: их целью была активизация мозга. Попытка научить читать традиционно, складывая буквы, у Гленна Домана не удавалось. Дети не могли понять, как буквы превращаются в слова. Более того, правила чтения достаточно сложны. Результат пришел лишь тогда, когда их начали учить читать целыми словами.

Свою методику он применял и с обычными детьми. Результат обучения по методике Домана был ошеломляющим. Дети, которые до начала обучения отставали от установленных средних показателей, через некоторое время начинали обгонять  в физическом развитии обычных детей по росту, весу, окружности грудной клетки и головы приблизительно на 20%. А главное - эти дети, выздоравливая, быстро учились читать, причем бегло! Их умственная деятельность активизировалась и им все навыки и знания давались намного легче, чем их сверстникам.

Гленн Доман разработал и подробно описал методику обучения с помощью глобального чтения для детей, которые родились с различными органическими повреждениями мозга.    

Сильной стороной дети с «особенностями развития» является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупление других органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально) = это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.

Несмотря на неустойчивое внимание, дети с синдромом Дауна и аутизмом с легкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.

Группа детей с тяжелыми множественными нарушениями развития являются самими тяжело обучаемые среди детей с ОВЗ и чрезвычайна неоднородна по своему составу. В нее включены лица с тяжелой или глубокой интеллектуальной недостаточностью. Дети с ТМНР к началу обучения имеют разрозненные и узкие представления об окружающем мире, их сенсорный опыт беден и не сформирован, средства общения ограничены. Практически все дети с такими нарушениями имеют низкий уровень развития осязания и моторики пальцев и кистей рук. Из-за имеющихся интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети не могут спонтанно по подражанию овладевать различными предметно-практическими действиями. В следствии малой двигательной активности мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными, целенаправленных действий с окружающими предметами отсутствуют.

Основной сложностью в образовании является поиск и подбор соответствующих методик работы, которые позволяли бы не только обучать ребенка, но прежде всего, корректировали его психофизические особенности и помогали решать ряд проблем, возникающим при совместной с педагогом деятельности.

Мы в своей коррекционной работе применили метод Гленна Домана. Весь наглядный материал подобран по лексическим темам и возрастным особенностям детей с ОВЗ. Работа с детьми разделена на 3 блока:

1 блок – глобальное чтение (проводится с педагогом и закрепляется дома с родителями).

2 блок – аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение (проводится дефектологом).

3 блок – послоговое чтение (дефектолог и родители).

Первый блок состоит из нескольких частей, которые рассчитаны на три года обучения.

На первым году обучения проводится работа с именами существительными со зрительной опорой на изображение.

На этом этапе мы с группой детей рассматриваем картинку, на которой изображен предмет с названием ( например: картинка кошки, внизу подписано слово). Дефектолог называет картинку несколько раз и меняет ее на следующую. За одно занятие мы используем 6-7 картинок. Картинки подбираются по лексическим темам.

 На втором году обучения работа проводится по трем этапам:

1 этап: работа с именами существительными без зрительной опоры на изображение.

2 этап: Работа с глаголами. На этом этапе дети усваивают глаголы по аналогии с первым этапом работы и добавляются схемы глаголов.

3 этап: Предлоги. Проводится аналогично 2 этапу.

Составление простых предложений с опорой на пиктограммы-действий и составление простых предложений без зрительной опоры на изображение, проводится на третьем году обучения.

Для дальнейшей работы по данной методике, нами были разработаны карточки с предметными картинками и их названием, картинки действия, сюжетные  картинки и схемы предложения, для демонстрации детям. На основе данного материала были созданы 2 дидактические игры: «Подбери словечко», «Подбери картинку».

Мы с детьми повторяем слова ежедневно, не менее 3 раз. Работа с картинками проводилась от простых и доступных детям слов МАМА, ПАПА, БАБА, ДЕДА.

Для удобства родители создали семейные альбомы, в которых были размещены фотографии членов семьи и самого ребенка. Фотографии подписаны ПАПА, МАМА и т.д. Начиная показывать в первый день, одно слово, затем добавляем каждый день по одному новому слову и,  дойдя до 7, останавливаемся. Затем – самое старое слово – убираем, одно новое добавляем, все карточки каждый раз перед показом перемешиваем, чтобы они все время были в разной последовательности. Таким образом, у нас каждый день будет набор из 7 слов, который каждый день обновляется, одним словом. Слова, которые дети изучают размещены и находятся на уровне глаз ребенка, а слова которые не повторяются, остаются в группе в свободном доступе в специально отведенном месте ( в коробочках) . Дети используют данные карточки в самостоятельной деятельности, для сюжетно-ролевых игр, в театральной деятельности.

Мы в своей работе с детьми с ОВЗ также получили положительные результаты и можем сделать вывод о необходимости продолжения коррекционной работы по развитию речи с помощью методики глобального чтения, с детьми, которые имеют комплексные нарушения развития речи и не владеют полностью устной речью.

Необходимо добавить, что использованную методику глобального чтения в коррекционно-развивающей работе с детьми   предлагали: педагог Мария Монтессори, врач-физиотерапевт Гленн Доман, сурдопедагог Н.Р. Рау, а в России по аналогичной схеме работают Маниченко, Нуриева Л.Г.,  Свердловская Н.Н., Корсунская Б.Д. и другие.

 

Список литературы:

1. Магутина А.А. Использование методики глобального чтения в коррекционной работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития и не владеющие устной речью. (Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. научной конференции 2016 год).

2. Гленн Доман. Как научить ребенка читать. Ласковая революция. – М.; АСТ, 2004. – 256 с.

3. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки. – М.: Теревинф, 2013. – 107 с.