Деятельностный подход в образовании и его роль в формировании основных компетенций

Дата публикации: 2020-01-30 18:47:38
Статью разместил(а):
Лоскутова Светлана Валерьевна

Деятельностный подход в образовании и его роль в формировании основных компетенций

Авторы: Парканова Татьяна Борисовна

и Лоскутова  Светлана Валерьевна

МАОУ «Гимназия №12 имени Г.Р. Державина», г. Тамбов

 

Деятельностный подход  в образовании главной целью подразумевает  развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Если процесс учения – это процесс формирования личности, накопление нравственного опыта и приобретение социальной компетентности, то  деятельностный подход   в образовании невозможно переоценить. Организация деятельности обучающихся  задает парадигму личностного, познавательного и социального роста детей. Для этого необходимо сформулировать систему ключевых задач

Как известно, приоритетной задачей образования является воспитание социально адаптированной личности, способной самостоятельно решать возникающие задачи, искать источники информации, извлекать необходимый объем знаний. Следовательно, результат образования – опыт решения подобных задач. А из этого проистекает, что современная школа должна дать не только достойный уровень общей грамотности, но и научить ребенка разрабатывать  гипотезу, проверять её, уметь создавать проект и защищать его, осуществлять анализ и синтез  и т.п. «Измерить»  такой результат можно лишь уровнем  «надпредметных» качеств и умений.

Деятельностный подход  в условиях современной школы становится как никогда актуален, так как его реализация повышает эффективность образования, а именно: результаты образования приобретают социальную и личностную значимость, повышается мотивация и интерес  к учению, обеспечиваются условия для общекультурного и личностного развития, так как формирование универсальных учебных действий обеспечивает не только усвоение знаний, но и формирование целостной картины мира и спектр компетентностей в любой предметной области. Кроме того, происходит более прочное усвоение знаний, появляется возможность дифференциации обучения с сохранением при этом  единой структуры теоретических знаний.

Деятельностный подход  изменяет общую парадигму образования, в результате чего происходит изменение цели образования : от усвоения знаний, умений и навыков к формированию умения учиться как основной компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями. Учебная деятельность ученика приобретает характер целенаправленного организованного процесса,  а личное усвоение знаний каждым отдельным учеником переходит в форму учебного сотрудничества «учитель –  ученик», «ученик – ученик» . Содержание учебного предмета не  сводится больше к освоению и заучиванию системы научных понятий, характерных лишь для данного учебного предмета, а включается  в контекст решения значимых задач реальности. Метапредметные связи позволяют создать в сознании обучающегося  целостную систему,  состоящую из блоков, каждый из которых необходим для освоения других. А это означает, что результаты общего образования определяются не только предметным форматом, но и имеют характер метапредметных (универсальных) умений.

Таким образом, усиливается общекультурная направленность общего и среднего образования, интеграция знаний. При сохранении  и понимании важности предметного контекста нельзя расценивать его  как вполне достаточный. Современные задачи требуют надпредметных компетенций, и это становится главной целью обучения. Универсальные учебные действия можно определить как систему способов и действий , которые обеспечивают способность учащегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, в том числе, организацию  самого процесса.

Учебная деятельность на уроке, реализующая  системно-деятельностный подход, включает следующие компоненты:

1) самостоятельное целеполагание ( у учащегося есть возможность выбора цели; цель имеетличностное значение для ребенка и мотивирует его на уроке, или цель является метапредметной, или носит социально-направленный характер );

2) учащиеся самостоятельно определяют место своего знания и незнания;

3) на каждом этапе урока виден определенный результат;

4) используются продуктивные методы обучения;

5) деятельность учащегося превалирует над деятельностью учителя;

6) продумана система заданий для детей, имеющих трудности в обучении для мотивации их работы и создания атмосферы успешности;

7) продумана система заданий для детей, имеющих повышенную мотивацию к обучению;

8) обязательная рефлексия на каждом уроке в целях понимания каждым учащимся достигнутого уровня знаний и определения для себя последующих задач.

Учебная деятельность на уроке, реализующая системно-деятельностный подход, подразумевает следующие формы учебной деятельности: 

1) самостоятельная работа;

2) работа в группах;

3) работа в группах сменного состава;

4) дифференцированная работа.

Организация контроля осуществляется  в следующих формах:

1) самопроверка и взаимопроверка;

2) контроль через определение перспектив, путем рефлексивных вопросов;

3) контроль через самооценивание и взаимооценивание.

Основу развития личности составляет умение учиться, т.е. познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве  с другими. В этой связи системно-деятельностный подход создает все условия для  реализации основной цели обучения.