Эссе "Я - учитель"
Эссе "Я - учитель"
Автор: Маматова Евгения Петровна
МОУ «Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза П.И. Николаенко», с. Степное Ставропольского края
Мне кажется, независимо от того, кем мы работаем, мы воспитываем ребёнка в каждый момент нашей жизни. Трудно не согласиться с тем, что, вопреки нашему желанию, ребенок берет в свой жизненный багаж не то, что мы говорим, а то, что он видит, какой пример ему подают ...
Исходя из этого я определила для себя главный принцип работы учителя - обучать и воспитывать собственным примером. В то же время не стоит забывать, что мы тоже учимся у них, ведь чтобы чему-то научить человека, надо знать каким образом довести до него то, что ты хочешь. А для этого надо стать немного моложе, побыть сверстником, ну хотя бы на время. Быть искренними и честными, такими, какими мы хотим воспитать наших подопечных. Хочешь искренности - работай над собой, своими недостатками, которые не хотела бы видеть в своих воспитанниках.
У любого человека были учителя, в том числе, и у учителей, с помощью которых он стал тем, кто есть сегодня. А работу любого учителя можно оценить высказываниями окружающих в адрес его ученика, и великая честь для каждого педагога услышать слова благодарности в адрес его ученика, ведь он невидимо живет в каждом из них, соприкасаясь с его каждодневными делами. Учитель - это аура человека, которая невидимой оболочкой оберегает его от невзгод. А этого он достигает каждодневным трудом, с улыбкой заходя в класс и оставляя свои проблемы далеко за пределами школьных стен.
Вы спросите - а где же столько сил найти? Да эти силы в смышлёных любознательных глазах детей, которые с уважением и доверием смотрят на тебя и для которых ты на 40 минут должна перевоплотиться во всезнайку.
Считаю, что учитель является одной из главных ключевых фигур в жизни человека, ведь именно учитель задает, если так можно выразиться, ритм жизни человека. Кому как не ему дано, вместе с родителями, конечно, за руку вывести ещё неопытных маленьких человечков на большую и широкую дорогу жизни, по которой ему надо пройти. Ведь не зря говорят, что нет ни одного человека, в ком бы не скрывался определенный талант, раскрыть и развить который - долг любого учителя, если он считает себя педагогом. А для этого потребуется много сил, умения и терпения, те черты, которые должны быть присущи каждому учителю.
Что касается умения и знаний, то в этом случае никак не обойтись без инноваций и современных методов технологий, ведь нужно идти, не отставая от современного мира, иначе твои методы преподавания в итоге окажутся бесполезными в новых условиях жизни. Я ни в коем случае не призываю отказываться от традиционных методов преподавания. Проще говоря, без вчерашнего не было бы настоящего и не стремились бы к будущему. А будущее, оно не за горами - будущее, можно сказать, приходит уже сегодня, чтобы завтра уйти в прошлый день.
Не так давно в наш лексикон проникли такие слова, как педагогическая технология, инновация, информационно-коммуникационные технологии и т. д. Возникает вопрос - а для чего все это? Ведь можно учить как учили. А ответ скрывается в будущем, о котором мы говорили, ведь когда меняется общество и время, меняется и спрос на будущих специалистов, которые не должны выглядеть новичками в потоке новых технологий и преобразований. Взять хотя бы слово - инновационная школа. Это новая форма обучения и практики, где предпочтение отдается новым оригинальным авторским идеям и всему новому, которое поможет перестроить весь педагогический процесс и где приветствуется альтернативность (отличие от традиционных методов и целей) и концептуальность (использование в авторских работах разных научных достижений и оснований).
Каждый раз, собираясь в школу, я задумываюсь над тем, что нового сегодня я смогу предложить детям, над каким оригинальным методом стоит задуматься, чтобы детям было не только интересно, но и полезно. А думать над этим много не приходится - иногда идею подают сами же дети, к фантазии которых можно и нужно прислушиваться. Порой дети, сами того не осознавая, наталкивают на интересные, оригинальные мысли, которые надо развить в пользу всего коллектива. И тут наступает роль учителя, который просто обязан использовать каждый такой момент на уроке. Ведь известно, что школьник намного больше вбирает в себя знаний, когда он сам участвует в этом процессе обучения, раскрывая свои индивидуальные возможности. Не менее важно учить школьника уважать чужую мысль, оценивать, как свои, так и чужие достижения и недостатки. И чем тяжелее его жизненный багаж в этой области, тем легче ему придется в жизни строить отношения в коллективе, тем содержательней будет его внутренний мир и жизненный опыт.
Но всего этого можно добиться лишь тогда, когда на урок школьник идёт не из-под палки, а с положительными эмоциями и с чувством радости познаний и новых открытий на уроке. Даже усталость отступает на второй план, когда после прозвучавшего звонка на перемену, дети не спешат покинуть помещение учебного класса и делятся между собой впечатлениями от пройденного урока. Не это ли высшая награда учителю?!
Я горжусь тем, что стою у истоков формирования человека, а значит в начале добрых начинаний и положительных изменений в обществе, где я живу. Всё в руках человека, и об этом знает каждый мой ученик, в ком возгорится ярким огнём та искорка, которая была зажжена на моём уроке в стенах учебного класса.
Говорят, счастлив тот человек, который нашёл себя в этом огромном мире и пошёл по той единственной дорогой, которая приготовила ему судьба.
Я готова кричать на весь мир, что я счастливый учитель и что я леплю будущее общество, где будут править те добрые начинания, которые я вложила в каждого своего ученика.