Экскурсионная деятельность как средство эффективного сотрудничества между участниками общеобразовательных отношений
Экскурсионная деятельность как средство эффективного сотрудничества между участниками общеобразовательных отношений
Автор: Лоскутова Светлана Валерьевна
МАОУ «Гимназия № 12 имени Г. Р. Державина», г. Тамбов
Современное общество требует высокого уровня педагогического общения между всеми участниками общеобразовательных отношений.
Школа – это сложный организм с многочисленными взаимосвязями между участниками образовательного процесса – педагогами, учениками, родителями. В ходе этого процесса между его участниками выстраиваются социальные, профессиональные, межличностные взаимоотношения. Можно выделить две формы взаимоотношений: сотрудничество или конфликт. Сотрудничество возникает, если участники имеют общую цель и общность усилий по ее достижению. Конфликт – если цели различны.
Благодаря стратегии сотрудничества растет познавательная активность и самостоятельность детей, меньше становится проблем с дисциплиной, улучшается взаимоотношения в классном коллективе. Усиливается сплоченность класса. Ученики чувствуют себя комфортно, при этом растёт самоуважение и уважение к другим участникам образовательного процесса.
Когда я как классный руководитель прихожу в новый класс, для меня важно создать в детском коллективе атмосферу сотрудничества, интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать техническую смекалку. Поэтому передо мной стоят следующие взаимосвязанные задачи:
· изучение психологического климата в классе;
· выявление познавательных интересов учащихся;
· целенаправленное воздействие на их укрепление, развитие и углубление.
С этой целью я обычно:
· провожу анкетирование;
· в процессе подготовки различных мероприятий даю возможность каждому ученику проявить себя,
· анализирую данные анкет, сочинений, бесед и других форм изучения интересов и склонностей учащихся
· составляю краткие характеристики на каждого ученика.
· характеристику дополняю конкретным материалом наблюдений за учеником в процессе учебной и других видов деятельности.
Важнейшим аспектом деятельности педагога является сотрудничество с родителями. В основе взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы доверия, уважения, терпимости.
В работе с родителями я ставлю перед собой следующие задачи:
· повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и общения с детьми;
· привлечь родителей к сотрудничеству: совместно решать задачи адаптации, развития, воспитания и обучения детей содействовать сплочению родительского коллектива; вовлечению их в жизнедеятельность класса.
Одним из средств сотрудничества педагога, учеников и родителей является внеурочная экскурсионная деятельность.
При этом познавательная активность выступает как общая готовность экскурсантов к творческо-поисковой деятельности в процессе всех типов экскурсий.
В моей работе как классного руководителя экскурсии стали комплексным видом воспитания, в котором они тесно связаны с другими методами. В системе внеклассной работы экскурсии влияют на самоуправление и взаимодействие коллектива класса с социальной средой, на повышение эффективности педагогического взаимодействия. Кроме того, правильно проведенная экскурсия становится способом психологической разгрузки личности, гармонизации отношений внутри коллектива.
Я стараюсь привлекать как можно больше родителей к организации и проведению экскурсий. Сотрудничество с родителями позволяет им лучше узнать ребёнка посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, в преодолении негативных поступков.
Совместное участие в экскурсиях позволяет прийти к единому пониманию педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.
Система развития взаимодействия и познавательной активности учащихся в процессе экскурсий включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:
· мотивация;
· содержание и организация поисковой деятельности.
При этом поисковая деятельность программируется типом экскурсии, ее задачами (рационально-логическими и эмоционально-художественными), предполагающими включение различных типов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, логического), а также степенью самостоятельной вовлеченности учащихся как равноправных участников образовательного процесса в экскурсию.
Перед каждой экскурсией провожу подготовительную работу. Например, поездка в Тарханы в 5 классе. Перед экскурсией я предложила учащимся самостоятельно ознакомиться с биографией и творчеством М. Ю. Лермонтова. Затем совместно с заведующей библиотекой провела классный час, посвященный творчеству поэта. На нём ребята рассказали, что они узнали о поэте, приняли участие в викторине. Далеко не на все вопросы они смогли ответить. Это послужило толчком для роста познавательной активности. Интерес к экскурсии возрос. По итогам поездки я провела совместно с учителем русского языка внутри класса конкурс сочинений о М.Ю. Лермонтове.
Таким образом, внеурочная экскурсия, как правило, либо имеет самое непосредственное отношение к школьному образовательному процессу, дополняя и обогащая пройденное на уроках.
Совместно с родителями в 6 классе была организована поездка в село Троицкое в центр романовской игрушки. Там ребята познакомились с русскими традициями, приняв участие в старинном обряде новоселья. Изготовлением обереговой народной куклы и глиняной свистульки во время мастер-классов занялись с удовольствием и дети, и взрослые.
В этой экскурсии многие подростки серьезно заинтересовались романовской керамикой. А некоторые раскрыли в себе театральные таланты, участвуя в инсценировке. Но главное, что все чувствовали себя единым целым.
Экскурсия может являться элементом, непосредственно интегрированным в систему дополнительного образования. Например, поездка в город - герой Волгоград в 7 классе явилась неотъемлемой частью патриотической внеклассной работы, проводимой совместно с заведующей школьным музеем 2 гвардейской армии. При подготовке к этой экскурсии ребята узнали, что наш земляк генерал - майор В. А. Глазков, командовал дивизией во время ВОВ и погиб, защищая Сталинград. Наш класс возложил цветы к его могиле, расположенной в Комсомольском саду города Волгограда. В музее обороны Сталинграда мы увидели шинель В. А. Глазкова со следами 160 ранений и ещё раз услышали о его подвиге, за который он посмертно награждён орденом Ленина.
Материалы по итогам этой экскурсии ребята передали в школьный музей.
Анализируя свою работу, я могу сделать следующий вывод, что для успешного сотрудничества в процессе внеурочных школьных экскурсий необходимо:
· предъявлять ученикам, при подготовке к экскурсии и во время нее, задач и заданий, направленных на развитие познавательной активности;
· включать школьников и их родителей в индивидуальные, групповые, коллективные формы работы при подготовке к экскурсии, во время нее и по её итогам;
· устанавливать общение педагога и экскурсантов в формате сотрудничества; создавать особую атмосферу, при которой происходит психологическая разгрузка личности и раскрытие ее внутренних способностей, всего духовного потенциала, творческой свободы.
Таким образом, практика показывает, что экскурсионная деятельность помогает переводить педагогическое взаимодействие между педагогом, учениками и их родителями на уровень сотрудничества и партнерства.
Список литературы:
1. Гребнева, В. В. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие / В.В. Гребнева. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 192 c.
2. Фоминова, А. Н. Педагогическая психология / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. - М.: Флинта, 2016. - 320 c.