Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Программа работы с родителями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Дата публикации: 2020-01-18 18:49:58
Статью разместил(а):
Каситская Гульмира Абуталиевна

Программа работы с родителями детей, находящихсяв трудной жизненной ситуации, в  условиях детского дома

Автор: Каситская Гульмира Абуталиевна

 

Пояснительная записка.

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в стране приводит к тому, что все большее количество семей нуждаются в социальной помощи государства. В современных условиях, семья не всегда может самостоятельно выйти из сложных жизненных ситуаций, поэтому повышается частота возникновения таких явлений, как социальное сиротство, асоциальное поведение родителей и жестокое обращение с детьми.

Необходимость социальной помощи семье определяется  неблагоприятными последствиями изменений структуры и функций семьи, ослаблением посреднической роли её во взаимосвязи личности и общества, т.е. всем тем, что именуется кризисом семьи как социального института. Данные факты приводят к снижению уровня жизни и массовым нарушениям прав детей.

Дети являются наиболее незащищенной частью нашего общества, поэтому имеют право на особую заботу и защиту со стороны государства. Основные гарантии прав и законных интересов детей в нашей стране определены Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Государство признает детство важным этапом жизни человека, становление которого строится по принципам приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой, творческой активности и воспитания в них высоких, нравственных качеств: патриотизма и гражданственности. К базовым законам, определяющим права детей, относятся Семейный кодекс РФ и Конвенция о правах ребенка, которые являются регламентирующими в организации деятельности по обеспечению прав и гарантий ребенка. Сложная проблема оказания помощи семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, носит комплексный характер и требует межведомственного подхода.

В детский дом воспитанники поступают по различным причинам: во-первых, чьи родители лишены родительских прав или ограничены в них, во-вторых, по заявлению родителей, которые находятся в трудной жизненной ситуации и на основании Федерального закона от24.06.1999г №120 «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» ст.14 П.3.

С учетом актуальности данной проблемы, возвращение воспитанника детского дома в кровную семью возможно лишь в том случае, если родители сами стремятся к позитивным изменениям и готовы к полноценной реализации родительской функции. Здесь важна реальная оценка родительских возможностей, так как неудачная попытка восстановления семейных отношений нанесёт ребёнку новую травму. Но если есть такая возможность и лишённый прав родитель продолжает любить своего ребёнка, хочет его вернуть, то с ним можно и нужно работать и лучше всего через самого ребёнка.

Цель программы:

  • обеспечение прав и интересов ребенка на воспитание в родной семье;
  • социально-психологическое сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно, с целью положительных изменений семьи и сохранения ребенка в ней.

Задачи программы:

  • исследовать детско-родительских взаимоотношений в семье и отношения родителей к различным сторонам семейной жизни;
  • выявить воспитательной позиции родителей к детям и уровня компетентности и престижности родителей в восприятии детей;
  • оценить свойственную жизненную стратегию поведения в стрессовой ситуации у родителей и прогноз решения проблем;
  • организовать психолого-педагогическую помощь детям, находящимся в детском доме;
  • определить по результатам диагностирования возможные ресурсы семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • организовать и реализовать психолого-педагогическую работу с родителями по восстановлению родительско-детских отношений;
  • организовать и реализовать сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком, профилактика возникновения рецидивов возврата ребенка в детский дом.

Целевые группы:

  • родители, поместившие детей в учреждение по заявлению на определенный срок. Родители, чьи дети находятся в детском доме на основании Федерального закона от 24.06.1999г №120 «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» ст.14 П.3;
  • воспитанники детского дома, помещенные в учреждение по заявлению родителей и на основании Федерального закона от24.06.1999г №120 «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» ст.14 П.3.

 Срок реализации программы: от шести месяцев до одного года.

Основные направления деятельности:

  • Консультационная деятельность.
  • Коррекционно-развивающая с воспитанниками, находящиеся в учреждение по заявлению родителей и на основании Федерального закона от 24.06.1999г №120 «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» ст.14 П.3.
  • Диагностическая деятельность.

Практическая работа с семьей строится в соответствии со следующими принципами:

  • индивидуализации – учитывает индивидуальные особенности личности ребенка и его родителей.
  • гуманизации – признает право уникальности личности и равноправия между участниками коррекционного процесса.
  • толерантности – предполагает уважение, безоценочное принятие и терпимость к мнениям других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни и поведения в различных сферах жизни.

Практическая работа с семьей строится в соответствии с выявленными проблемами и направлена на повышение мотивации у родителей для снижения и устранения причин трудной жизненной ситуации.

После проведения социально-психологической диагностики разрабатывается индивидуальный план работы с семьей, находящейся в социально-опасном положении, определяются цели и задачи, формы и методы работы, сроки проведения конкретных мероприятий.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование у родителей чувства ответственности за воспитание, развитие и обеспечение ребенка.
  • Восстановление социального статуса семьи.
  • Сокращение периода проживания ребенка в детском доме.

Планирование работы с семьей осуществляется согласно следующему алгоритму

  • Выявление и определение реальных проблем семьи, приводящих к социально-опасному положению, и ресурсов для их преодоления.
  • Определение цели воздействия, ожидаемого результата для конкретной семьи.
  • Определение участников воздействия и содержания их деятельности, а также выбор адекватных способов воздействия.
  • Определение сроков реализации планируемых мероприятий.

Цели, задачи и содержание социального воздействия на семью, направленного на оказания ей помощи и преодоление проблем, определяются причинами их возникновения.

 

Содержание программы и пути ее реализации

В основу данной программы положена идея о том, что специалисты совместно с заинтересованными органами и ведомствами вели профилактическую, консультативную и реабилитационную работу с семьей поэтапно.

Первый этап.

  • Изучение личного дела ребенка, поступившего по заявлению родителей на основании Федерального закона от 24.06.1999г №120 ст.14 п.3.
  • Сбор материалов позволяющих выявить и изучить проблему семьи, направление официальных запросов.

Второй этап.

  • Заключение трехстороннего соглашения между законным представителем, учреждением для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации. В данном соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи.
  • Организация встреч с родителями воспитанников в форме беседы, диалога, консультаций для реализации диагностических мероприятий и актуализации данных о семье.
  • Диагностическая деятельность.

Направления диагностических процедур:

  • Выявление стиля семейного воспитания и особенностей детско-родительских отношений с помощью методики «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис Изучение отношения родителей (прежде всего,матери) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) с помощью методики PARI (parentalattituderesearchinstrument).Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл.
  • Методика идентификации детей с родителями. Опросник А.И. Зарова.
  • Исследование типа поведения и реагирования родителей в стрессовой ситуации с помощью методики «Диагностика копинг- стратегий Хайма».

Третий этап.

На данном этапе выбираются эффективные методы и приемы работы с конкретной семьей. План работы включает конкретные формы воздействия и помощи семье, с учетом ее потребностей и возможностей детского дома.

Формы реализации данного этапа: Индивидуальная работа (беседа, консультирование).

На всех этапах беседы и консультирования необходимо создать атмосферу доверительных отношений. В основе беседы лежит осознание и сопереживание причин беспокойства и тревоги, которые испытывают родители.

Цели беседы:

  • обсуждение проблем родителей и выяснение их отношения к имеющимся трудностям;
  • разработка системы конкретных мер помощи или специальной работы совместно с другими специалистами;
  • оказание консультационной помощи родителям при решении жизненных задач, которые вызывают затруднения.

Изучив проблемы семьи, специалисты разрабатывают индивидуальную программу сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, которая охватывает следующие стороны:

  • правовая поддержка (предоставление информации о правах, льготах, помощь в их получении);
  • содействие родителям в восстановлении социального статуса (трудоустройство);
  • Помощь в решении медико-социальных проблем.

Четвертый этап.

На данном этапе организуется совместная деятельность родителей и их детей в условиях детского дома. Для специалистов становится необходимым разработать план работы с родителями, который включает в себя интеграцию и включение родителей в развивающую среду воспитанников, чтобы родители не отстранялись от процесса развития и могли видеть успехи и достижения своих детей: посещение кружков, различных мероприятий.

Направления работы:

  • «Я и мой ребенок» - основные принципы работы - поиски взаимопонимания и поддержка, как стратегия конструктивного взаимодействия с ребенком.

Цель: создание эмоционального настроя на совместную деятельность и  атмосферы взаимного доверия.

  • «Чувства родителей и детей».

Цель: научить родителей создавать условия для доверительного общения с детьми.

  • «Поощрение хорошего поведения. Какой должна быть похвала? Виды поощрений».

Цель: научить родителей пользоваться похвалой и поощрениями в системе воспитания и обучения.

Пятый этап.

На данном этапе происходят анализ проводимых мероприятий и оценка эффективности деятельности. Результатом практической работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, является повышение уровня мотивации и ресурсов семьи для решения проблем и, как следствие, социальная адаптация и изменение статуса семьи, ее членов.

Для оценки эффективности работы с семьей используется параметрический метод сопоставления двух групп параметров:

  • начальное состояние семьи (на момент проведения первичной диагностики, до начала работы с данной семьей);
  • контрольное состояние семьи (на момент проведения контрольной диагностики, после проведения запланированной работы с семьей).

Параметры оценки эффективности работы:

  • Наличие или отсутствие в семье той или иной социальной проблемы (например, алкоголизм, тунеядство, создание благоприятных бытовых условий для проживания, контроль и надзор за детьми) и динамику ее показателей по результатам анкетирования и социального патронажа).
  • Динамика показателей, выявленных в процессе первичной диагностики, а именно ориентация на ответственный, поддерживающий и развивающий стиль воспитания: наличие или отсутствие дисгармоничного стиля воспитания (Гипо-,или гипер-протекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, авторитаризм).

  Позитивные изменения жизненной стратегии совладения с стрессовой ситуацией:

  • «Проблемный анализ», – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них.
  • «Установка собственной ценности», повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций. 
  • «Сохранение самообладания» – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.

 Заключение о степени преодоления, «ликвидации» причин социальных проблем, по которым можно судить, справляется ли семья с воздействием на нее потенциально опасными социальными и внутрисемейными факторами. Заключение строится согласно анализу фактов поиска и нахождения места работы родителями, отзывов и характеристики с работы, уличного комитета, социальных служб и результатам социального патронажа жилищных условий.

 

Литература:

  1. Барабохина, В. А., Ивашкина Ю. Ю. Технология социального сопровождения семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.- СПб: Региональный центр «Семья», 2014. – 210 с.
  2. Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. – Сборник материалов. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014.
  3. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
  1. Дисфункциональная семья: среда формирования социально-проблемной личности [Текст]: учебно-методическое пособие/автор –составитель В.А. Юрина; под общей редакцией А.Б. Трофимова. -Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 97 с.
  2. Касьянов С. Психологические тесты. - М.: Эксмо, 2006. - 608с.
  3. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 236 с.
  4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.:ТЦ Сфера, 2004. - 480с.
  5. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок.-2изд. – М.: Инфра-М, 2003. – 395 с.
  6. Панов, А. М. Деятельность служб социального патронажа семей и детей в России. - 2005.- №1. - 75 с.
  7. Семейные формы устройства как фактор успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [ Текст]: материалы Всероссийской (заочной) научно-практической интернет-конференции, г. Кемерово, 5-30 октября 2015 / ред.кол.: Е. А. Пахомова, А. В. Чепкасова, Л. В. Чванова, М. Г. Иванова и др. - Кемерово: Изд-во КРИПК иПРО, 2016. – 110 с.
  8. Твоя жизнь – твой выбор [Текст]: психолого - педагогические рекомендации для педагогов и родителей / Т. М. Жирова. - Москва: Глобус, 2007. – 160 с.

 

.  .  .