Программа работы с родителями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Программа работы с родителями детей, находящихсяв трудной жизненной ситуации, в условиях детского дома
Автор: Каситская Гульмира Абуталиевна
Пояснительная записка.
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в стране приводит к тому, что все большее количество семей нуждаются в социальной помощи государства. В современных условиях, семья не всегда может самостоятельно выйти из сложных жизненных ситуаций, поэтому повышается частота возникновения таких явлений, как социальное сиротство, асоциальное поведение родителей и жестокое обращение с детьми.
Необходимость социальной помощи семье определяется неблагоприятными последствиями изменений структуры и функций семьи, ослаблением посреднической роли её во взаимосвязи личности и общества, т.е. всем тем, что именуется кризисом семьи как социального института. Данные факты приводят к снижению уровня жизни и массовым нарушениям прав детей.
Дети являются наиболее незащищенной частью нашего общества, поэтому имеют право на особую заботу и защиту со стороны государства. Основные гарантии прав и законных интересов детей в нашей стране определены Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Государство признает детство важным этапом жизни человека, становление которого строится по принципам приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой, творческой активности и воспитания в них высоких, нравственных качеств: патриотизма и гражданственности. К базовым законам, определяющим права детей, относятся Семейный кодекс РФ и Конвенция о правах ребенка, которые являются регламентирующими в организации деятельности по обеспечению прав и гарантий ребенка. Сложная проблема оказания помощи семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, носит комплексный характер и требует межведомственного подхода.
В детский дом воспитанники поступают по различным причинам: во-первых, чьи родители лишены родительских прав или ограничены в них, во-вторых, по заявлению родителей, которые находятся в трудной жизненной ситуации и на основании Федерального закона от24.06.1999г №120 «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» ст.14 П.3.
С учетом актуальности данной проблемы, возвращение воспитанника детского дома в кровную семью возможно лишь в том случае, если родители сами стремятся к позитивным изменениям и готовы к полноценной реализации родительской функции. Здесь важна реальная оценка родительских возможностей, так как неудачная попытка восстановления семейных отношений нанесёт ребёнку новую травму. Но если есть такая возможность и лишённый прав родитель продолжает любить своего ребёнка, хочет его вернуть, то с ним можно и нужно работать и лучше всего через самого ребёнка.
Цель программы:
- обеспечение прав и интересов ребенка на воспитание в родной семье;
- социально-психологическое сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно, с целью положительных изменений семьи и сохранения ребенка в ней.
Задачи программы:
- исследовать детско-родительских взаимоотношений в семье и отношения родителей к различным сторонам семейной жизни;
- выявить воспитательной позиции родителей к детям и уровня компетентности и престижности родителей в восприятии детей;
- оценить свойственную жизненную стратегию поведения в стрессовой ситуации у родителей и прогноз решения проблем;
- организовать психолого-педагогическую помощь детям, находящимся в детском доме;
- определить по результатам диагностирования возможные ресурсы семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- организовать и реализовать психолого-педагогическую работу с родителями по восстановлению родительско-детских отношений;
- организовать и реализовать сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком, профилактика возникновения рецидивов возврата ребенка в детский дом.
Целевые группы:
- родители, поместившие детей в учреждение по заявлению на определенный срок. Родители, чьи дети находятся в детском доме на основании Федерального закона от 24.06.1999г №120 «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» ст.14 П.3;
- воспитанники детского дома, помещенные в учреждение по заявлению родителей и на основании Федерального закона от24.06.1999г №120 «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» ст.14 П.3.
Срок реализации программы: от шести месяцев до одного года.
Основные направления деятельности:
- Консультационная деятельность.
- Коррекционно-развивающая с воспитанниками, находящиеся в учреждение по заявлению родителей и на основании Федерального закона от 24.06.1999г №120 «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» ст.14 П.3.
- Диагностическая деятельность.
Практическая работа с семьей строится в соответствии со следующими принципами:
- индивидуализации – учитывает индивидуальные особенности личности ребенка и его родителей.
- гуманизации – признает право уникальности личности и равноправия между участниками коррекционного процесса.
- толерантности – предполагает уважение, безоценочное принятие и терпимость к мнениям других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни и поведения в различных сферах жизни.
Практическая работа с семьей строится в соответствии с выявленными проблемами и направлена на повышение мотивации у родителей для снижения и устранения причин трудной жизненной ситуации.
После проведения социально-психологической диагностики разрабатывается индивидуальный план работы с семьей, находящейся в социально-опасном положении, определяются цели и задачи, формы и методы работы, сроки проведения конкретных мероприятий.
Ожидаемые результаты:
- Формирование у родителей чувства ответственности за воспитание, развитие и обеспечение ребенка.
- Восстановление социального статуса семьи.
- Сокращение периода проживания ребенка в детском доме.
Планирование работы с семьей осуществляется согласно следующему алгоритму
- Выявление и определение реальных проблем семьи, приводящих к социально-опасному положению, и ресурсов для их преодоления.
- Определение цели воздействия, ожидаемого результата для конкретной семьи.
- Определение участников воздействия и содержания их деятельности, а также выбор адекватных способов воздействия.
- Определение сроков реализации планируемых мероприятий.
Цели, задачи и содержание социального воздействия на семью, направленного на оказания ей помощи и преодоление проблем, определяются причинами их возникновения.
Содержание программы и пути ее реализации
В основу данной программы положена идея о том, что специалисты совместно с заинтересованными органами и ведомствами вели профилактическую, консультативную и реабилитационную работу с семьей поэтапно.
Первый этап.
- Изучение личного дела ребенка, поступившего по заявлению родителей на основании Федерального закона от 24.06.1999г №120 ст.14 п.3.
- Сбор материалов позволяющих выявить и изучить проблему семьи, направление официальных запросов.
Второй этап.
- Заключение трехстороннего соглашения между законным представителем, учреждением для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации. В данном соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи.
- Организация встреч с родителями воспитанников в форме беседы, диалога, консультаций для реализации диагностических мероприятий и актуализации данных о семье.
- Диагностическая деятельность.
Направления диагностических процедур:
- Выявление стиля семейного воспитания и особенностей детско-родительских отношений с помощью методики «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис Изучение отношения родителей (прежде всего,матери) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) с помощью методики PARI (parentalattituderesearchinstrument).Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл.
- Методика идентификации детей с родителями. Опросник А.И. Зарова.
- Исследование типа поведения и реагирования родителей в стрессовой ситуации с помощью методики «Диагностика копинг- стратегий Хайма».
Третий этап.
На данном этапе выбираются эффективные методы и приемы работы с конкретной семьей. План работы включает конкретные формы воздействия и помощи семье, с учетом ее потребностей и возможностей детского дома.
Формы реализации данного этапа: Индивидуальная работа (беседа, консультирование).
На всех этапах беседы и консультирования необходимо создать атмосферу доверительных отношений. В основе беседы лежит осознание и сопереживание причин беспокойства и тревоги, которые испытывают родители.
Цели беседы:
- обсуждение проблем родителей и выяснение их отношения к имеющимся трудностям;
- разработка системы конкретных мер помощи или специальной работы совместно с другими специалистами;
- оказание консультационной помощи родителям при решении жизненных задач, которые вызывают затруднения.
Изучив проблемы семьи, специалисты разрабатывают индивидуальную программу сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, которая охватывает следующие стороны:
- правовая поддержка (предоставление информации о правах, льготах, помощь в их получении);
- содействие родителям в восстановлении социального статуса (трудоустройство);
- Помощь в решении медико-социальных проблем.
Четвертый этап.
На данном этапе организуется совместная деятельность родителей и их детей в условиях детского дома. Для специалистов становится необходимым разработать план работы с родителями, который включает в себя интеграцию и включение родителей в развивающую среду воспитанников, чтобы родители не отстранялись от процесса развития и могли видеть успехи и достижения своих детей: посещение кружков, различных мероприятий.
Направления работы:
- «Я и мой ребенок» - основные принципы работы - поиски взаимопонимания и поддержка, как стратегия конструктивного взаимодействия с ребенком.
Цель: создание эмоционального настроя на совместную деятельность и атмосферы взаимного доверия.
- «Чувства родителей и детей».
Цель: научить родителей создавать условия для доверительного общения с детьми.
- «Поощрение хорошего поведения. Какой должна быть похвала? Виды поощрений».
Цель: научить родителей пользоваться похвалой и поощрениями в системе воспитания и обучения.
Пятый этап.
На данном этапе происходят анализ проводимых мероприятий и оценка эффективности деятельности. Результатом практической работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, является повышение уровня мотивации и ресурсов семьи для решения проблем и, как следствие, социальная адаптация и изменение статуса семьи, ее членов.
Для оценки эффективности работы с семьей используется параметрический метод сопоставления двух групп параметров:
- начальное состояние семьи (на момент проведения первичной диагностики, до начала работы с данной семьей);
- контрольное состояние семьи (на момент проведения контрольной диагностики, после проведения запланированной работы с семьей).
Параметры оценки эффективности работы:
- Наличие или отсутствие в семье той или иной социальной проблемы (например, алкоголизм, тунеядство, создание благоприятных бытовых условий для проживания, контроль и надзор за детьми) и динамику ее показателей по результатам анкетирования и социального патронажа).
- Динамика показателей, выявленных в процессе первичной диагностики, а именно ориентация на ответственный, поддерживающий и развивающий стиль воспитания: наличие или отсутствие дисгармоничного стиля воспитания (Гипо-,или гипер-протекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, авторитаризм).
Позитивные изменения жизненной стратегии совладения с стрессовой ситуацией:
- «Проблемный анализ», – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них.
- «Установка собственной ценности», повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.
- «Сохранение самообладания» – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.
Заключение о степени преодоления, «ликвидации» причин социальных проблем, по которым можно судить, справляется ли семья с воздействием на нее потенциально опасными социальными и внутрисемейными факторами. Заключение строится согласно анализу фактов поиска и нахождения места работы родителями, отзывов и характеристики с работы, уличного комитета, социальных служб и результатам социального патронажа жилищных условий.
Литература:
- Барабохина, В. А., Ивашкина Ю. Ю. Технология социального сопровождения семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.- СПб: Региональный центр «Семья», 2014. – 210 с.
- Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. – Сборник материалов. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014.
- Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
- Дисфункциональная семья: среда формирования социально-проблемной личности [Текст]: учебно-методическое пособие/автор –составитель В.А. Юрина; под общей редакцией А.Б. Трофимова. -Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 97 с.
- Касьянов С. Психологические тесты. - М.: Эксмо, 2006. - 608с.
- Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 236 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.:ТЦ Сфера, 2004. - 480с.
- Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок.-2изд. – М.: Инфра-М, 2003. – 395 с.
- Панов, А. М. Деятельность служб социального патронажа семей и детей в России. - 2005.- №1. - 75 с.
- Семейные формы устройства как фактор успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [ Текст]: материалы Всероссийской (заочной) научно-практической интернет-конференции, г. Кемерово, 5-30 октября 2015 / ред.кол.: Е. А. Пахомова, А. В. Чепкасова, Л. В. Чванова, М. Г. Иванова и др. - Кемерово: Изд-во КРИПК иПРО, 2016. – 110 с.
- Твоя жизнь – твой выбор [Текст]: психолого - педагогические рекомендации для педагогов и родителей / Т. М. Жирова. - Москва: Глобус, 2007. – 160 с.